Rambler's Top100
Архив номеров за 2006 год
ИКС № 12 2006

Тема выпуска:
Инфокоммуникации: экономическая версия-2006

Завершая год, «ИКС» традиционно предлагает свою экономическую версию 365 инфокоммуникационных дней России. Задача непростая, так как колесо времени с головокружительной быстротой меняет узоры отрасли. 2006-й в версии «ИКС» – одна из первых предварительных, но консолидированных оценок уходящего года. Тем и важна, что первая и консолидированная, ибо отражает не только объективные цифры и бесстрастные факты, но и субъективные мнения представителей всех страт рынка.

Мы оцениваем расходы, подсчитываем доходы, определяем лидеров. Решаем, чей вклад в рост сектора весомее, какие механизмы привели к экономико-финансовым успехам года и какие обстоятельства обусловили неудачи. Даем картину развития индустрии услуг и показываем механизмы, с помощью которых удается извлекать добавленную стоимость из новых сервисов. Выясняем, привела ли эволюция к качественным, институциональным изменениям, к структурным сдвигам в экономике инфокоммуникаций. Так каков ныне имидж российской сферы ИКТ, растет ли авторитет, вписывается ли ее развитие в мировой сценарий? И, наконец, какие сюрпризы несет нам ближайшее будущее? «Версию-2006» строят ведущие аналитики отрасли, независимые эксперты (на сколько это в России возможно) и игроки рынка. Оценка ключевых событий, разумеется, неоднозначна. Но дивергенция взглядов – прекрасный повод для размышлений.

Ведущая темы Вера ШУЛЬЦЕВА

ИКС № 11 2006

Тема выпуска:
Транспортные коридоры России Требуется единый ИТ-проездной

Для человека вояж по «единому проездному» – на самолете, с пересадкой на поезд, с продолжением по морю и завершением по реке – остается пока несбыточной мечтой. Причина банальна: на каждом виде транспорта своя электронная система по продаже билетов, которая ничего «не знает» о других. Чтобы появился реальный единый билет, сначала нужно изобрести «единый виртуальный», лишь тогда все эти информационные системы смогут представить друг другу данные, на основе которых выстраивается маршрут со всеми пересадками. Но если для простого пассажира «ИТ-единый» – вопрос удобства, то при перевозках грузов это уже масштабная проблема экономики транспорта. Результат нестыковки информационных систем – пробки в узловых точках, простои грузов… В условиях рынка это чувствительный удар по карману всех участников перевозок. Например, по данным ОАО «РЖД», потери железнодорожников от простоя составов перед портом в течение 10 суток составляют 500 тыс. руб., а общие потери участников перевозки за тот же период – 4,5 млн руб.

Проблема усугубляется при международных транзитах. На таможне сходятся информационные системы ветеринарной и санитарной служб, самих таможенников, пограничников… И все они – «не пересекаются». Так, при автоперевозках по маршруту Хельсинки–Москва двое суток из шести автомобили стоят на границе. По оценке финской стороны, потери от таких простоев достигают 70 млн евро в год. Итог: по территории России проходит несколько международных транспортных коридоров, а их потенциал, по оценкам экспертов, используется не более чем на 2%. Основной транзит между Европой и Азией (более 90%) осуществляется по южным морям. При растущих объемах торговли между двумя континентами эффективное использование транзитных возможностей России становится задачей государственной важности с весомой ИТ-составляющей. Смогут ли информационные технологии дать адекватный ответ на вызов транзитного рынка? Насколько реален «ИТ-единый» как механизм организации прозрачных, скоростных и безопасных коридоров транзитной России?

ИКС № 10 2006

Тема выпуска:
Маркетинговые стратегии и тактики. Охота на клиента

«Клиент не зависит от нашего существования. Это мы полностью зависим от него» – справедливость высказывания маркетингового гуру Филиппа Котлера сегодня признают компании с разной формой собственности, работающие в разных сегментах российского рынка телекоммуникаций. Курс на customer satisfaction, или удовлетворение клиента, провозглашен операторами и сервис" провайдерами, которые предоставляют услуги как корпоративному, так и массовому пользователю и борются за увеличение своей доли в тех 1–2% бюджета, которые тратят на связь среднестатистические семьи и предприятия.

В борьбе за внимание и в конечном итоге за кошелек пользователя, которая развернулась между всеми сегментами рынка и внутри каждого из них, успех обеспечивают не столько новейшие технологии и многомиллионные инвестиции в строительство сетей и оборудование, сколько продуманная, тщательно выверенная стратегия многоуровневых мультимедийных маркетинговых коммуникаций. На авансцену выходят специалисты" маркетологи. Их задача – осмыслить и поверить практикой буден модели и схемы, наработанные и развитые за сто с лишним лет существования теории маркетинга, проявить изобретательность, умение нешаблонно мыслить и принимать смелые, нестандартные решения. А поскольку бизнес"школы не гарантируют приобретения этих умений и навыков, то учиться приходится на ходу, даже на лету, предугадывая будущие потребности клиента и опережая развитие рынка.

Прав был Котлер: «Чтобы выучить маркетинг – нужен день, чтобы его освоить – вся жизнь».

ИКС № 9 2006

Тема выпуска:
ПМР-альтернатива

Мировой рынок ПМР движется к «цифре» и мультисервисам. А в России – полифония стандартов и протоколов, бо’льшая часть сетей – аналоговые и радикальных изменений в ближайшее время ждать не приходится.

Два года назад, когда Мининформсвязи определило панъевропейский стандарт TETRA как основополагающий для ПМР-систем, казалось – вот оно, желанное цифровое единство стандартизации. Но безудержное стремление ведомства к «глобализации» в национальном масштабе, воплотившееся в эпохальном проекте «ТЕТРАРУС», при отсутствии юридических основ для реализации оного, дало свои горькие, как хина, плоды: «если использовать TETRA, то почти нелегально» и «лучше любая другая технология, чем TETRA, для которой частот не дают». Об этом, и не только, наши читатели знают. Даже «судьбоносное» июньское решение ГКРЧ не рассеяло туман частотных горизонтов для шхуны по имени TETRA. Результат – поиск достойных (и не очень) альтернатив для производственно-технологических систем связи. Ведь производственную необходимость не отменишь: надо «пускать трубу», оказывать скорую помощь, ловить преступников, быть всегда «на связи» в шахте и при обследовании технологических объектов. И вот уже некогда полноводная река ПМР начинает делиться на множество тощих рукавов, каждый из которых дает потребителю свою долю услуг, вымывая с богатых финансовых полей ведомственного бюджета на производственную связь свои крохи.

А что строители ПМР-сетей, издавна работающие на этом рынке? За пару лет стагнации этого сегмента им, чтобы выжить, пришлось «переквалифицироваться в управдомы» – частично диверсифицировать бизнес, освоить другие технологии, «прилаживая» их к насущным задачам рынка.

Давайте вместе выясним, есть ли у цифрового транкинга альтернативы и как «и.о. федеральной ТЕТРЫ» справляются со своими обязанностями?

ИКС № 8 2006

Тема выпуска:
Радиорелейка КАК БЫТЬ?

Первые релейки были придуманы и сделаны в СССР в середине ХХ века. Их особенности – оперативная установка оборудования при сравнительно небольших затратах, высокая эксплуатационная рентабельность, способность создавать каналы связи между удаленными объектами без прокладки кабеля. Радиорелейные линии были призваны в основном решать задачи связи для войсковых частей.

Современная радиорелейная связь несравнима с первыми РРЛ: масса станций уменьшилась в десятки раз, а качество связи практически не уступает ВОЛС. Благодаря малым габаритам и непритязательности в эксплуатации, радиорелейные станции уместны в городских застройках и на горных вершинах, в инфра-структуре крупного оператора и в корпоративной сети.

Новые потребности пользователей телекоммуникационных услуг, наложенные на обширную российскую географию, дают радиорелейкам вторую жизнь. А эволюция технических решений открывает для них новую нишу в инфраструктуре связи, позволив конкурировать и по экономичности, и по технологичности с кабельными, волоконно-оптическими линиями, BWA-решениями.

Однако при всех несомненных плюсах развитие радиорелейной связи в России в последние два года настолько заторможено, что некоторые игроки этого сегмента рынка называют его состояние стагнацией. Впрочем, другие с ними не согласны и настаивают на вполне благополучном состоянии и оптимистических перспективах релеек.

Сразу оговоримся, что речь идет о «гражданской» радиорелейной связи, главная проблема которой – «прописка в радиочастотном доме». У РРС военного назначения такой проблемы нет, и, судя по тому, что добрая половина работающих на российском рынке производителей радиорелейного оборудования поставляет свою продукцию войскам связи, историческое предназначение релеек остается в силе.

Но непросто складывается радиорелейная история «на гражданке», в рыночных условиях. Бесспорные преимущества этого вида связи – экономичность и быстрота развертывания – пасуют перед процедурными барьерами. Здравый смысл подсказывает: России РРС необходима. Однако сегодня вопрос: как и где быть радиорелейке на земле русской– это вопрос жизни всей радиорелейной индустрии.


ИКС № 7 2006

Тема выпуска:
Образование в ИКТ

Информационная экономика трубит сбор, чтобы повести нас в будущее. И довольно резво. Но успевают не все. Синдром отставания в самом уязвимом звене – подготовке ИКТ-армий и по численности, и по уровню образования. Колористика букета приложений к ИКТ-знаниям диктует новые подходы к обучению, а скорости прогресса обязывают учиться всю жизнь.

Образовательные структуры России предпринимают отчаянные усилия, чтобы сохранить репутацию отечественной школы. И отчасти это удается. Но смекалки в поиске средств на подготовку профессионалов в инновационно-взрывной отрасли явно недостаточно. Государственному вузу нужна государственная поддержка. Россияне любят юмор, потому, видимо, и зарплата у преподавателей смешная. Педагогический корпус катастрофически стареет, учить скоро будет некому. Полтора века назад М.Е. Салтыков-Щедрин говорил, что образование в России надо насаждать, но без кровопролития, – сегодня он имел бы в виду чиновников. 2005 г. был богат программными инициативами Мининформсвязи и всего ИКТ-сообщества. Позитив пока ничтожен, даже после «высокого» одобрения. Ныне власть не перекрестится, когда и гром грянет. Тем не менее внимание привлечено и оптимизма прибавилось.

Анонсируя тему, мы не ожидали, сколь мощной окажется волна откликов. Своими взглядами на ситуацию в России и мире делятся куратор отраслевого «ИКТкуста», ректоры вузов, независимые эксперты, научные работники… Отдельно прозвучит голос рынка: доволен ли работодатель уровнем подготовки молодого специалиста, что забыл дать вуз и как восполняется упущенное...

ИКС № 6 2006

Тема выпуска:
Ребрендинг: время переводить часы

Рынок накрыла волна ребрендинга. Что говорит о наступлении «взрослого» этапа развития и отдельных компаний, и рынка в целом.

В прошлом году по стране прокатилось мощное «жужжание» «Билайна», не сразу, но все же собравшего по осени свой урожай ребрендинга в виде укрепления позиций на рынке. Родился иноязычный зонтичный бренд Synterra. Nortel, утратив слово Networks, обрела целеустремленную энергетику.

Ребрендинги бывают разные – цветовые, логотипные, имиджевые, позиционные, зонтичные... На майской выставке «Связь-Экспокомм-2006» все узнали, что такое сквозной ребрендинг. Большой ребрендинг большого холдинга «Система Телеком» стал, пожалуй, главным событием выставки и знаковым не только для группы компаний, но и для всего рынка. Тем более что был поддержан логотипным преображением китайской Huawei, также объявившей об этом в первый день «Связь-Экспокомма». В аналогичных ребрендинговых намерениях и конкретных проявлениях были замечены IskraTEL и «Агат-РТ». В этом году мы услышим о ребрендинге и других компаний.

Что означает охота к перемене имен и имиджа? Недавняя выставка показала, что поиск – следствие замешательства и осознание опасности стагнации. Какие тренды продемонстрировал «Связь-Экспокомм-2006», какие точки роста наметили общими усилиями восемь сотен компаний-экспонентов? Вокруг каких направлений концентрируют усилия участники рынка? В каком ребрендинге (в прямом и переносном значении) нуждается живой организм по имени «связь и информационные технологии»?

Площадка Экспоцентра в 25 тыс. кв. м. и шесть павильонов плюс открытая территория – неплохая модель и для смелых экспериментов, и для решительных шагов, и для неожиданных заключений.


ИКС № 5 2006

Тема выпуска:
Лаборатория сервиса

За дверьми нашей Лаборатории сервиса царит творческий беспорядок: технические средства соседствуют со стратегиями продвижения, технологические платформы – с тарифными планами, договоры особой юридической конструкции – с результатами маркетинговых исследований.

Основной предмет изучения – жизненный цикл телекоммуникационного сервиса с момента его зарождения в умах создателей до достижения пика популярности у абонентов, представленный в многообразии партнерских отношений, в которые вступает оператор связи. Понимая, что вопрос: как изменить сложившуюся бизнес_модель, чтобы она стала выгодна всем участникам рынка дополнительных услуг? – на сегодняшний день остается дискуссионным, мы задались целью выявить и представить читателям различные формы партнерских отношений, приносящих каждой из сторон свои дивиденды и потому имеющих будущее. А затем, прибегнув к прогнозированию и моделированию, определить направление, по которому будут эволюционировать бизнес_процессы предоставления дополнительных услуг в ближайшей перспективе.

Исходные данные проведенных нами экспериментов и их результаты, в достоверности которых мы не сомневаемся, отражены в лабораторном журнале – «Дневнике наблюдений». Не претендуя на открытия в этой области, мы пришли к выводам, которые, на наш взгляд, могут иметь практическое применение, например при формировании новых маркетинговых стратегий операторов.

ИКС № 4 2006

Тема выпуска:
Корпоративная сеть под угрозой/защитой

Немного найдется в нашей стране компаний, серьезно заботящихся об информационной безопасности собственной корпоративной сети: по оценкам аналитиков, таковых не более 20%. Но даже самые «правильные» чаще ограничиваются «джентльменским набором»: защита периметра и от НСД, антивирусы. А уж системы обнаружения или предотвращения вторжений, периодический аудит СИБ – вообще экзотика, свойственная ну уж очень «продвинутым». Хотя практически все представители технического бомонда, стоит только спросить об ИБ, охотно говорят об угрозах и рисках, об опасностях Интернета и «внутренних врагах». Однако на поверку выходит: от понимания до осознания – дистанция огромного размера. И дело не в том, что «денег жалко» (даже когда ответлицо адекватно оценивает стоимостное соотношение средства защиты/информация). Чаще всего причиной «худой» системы ИБ становится леность мысли, когда проще отрубить все внешние устройства и доступ к внешним сетям, чем изобретать какие-то политики, писать регламенты, думать об интеграции нового «железа» и ПО, системном подходе, проводить скучные проверки и заниматься их анализом. Куда как «эффективнее», не тратя сил и средств, всё закрыть – и нет проблем. Увы, как показывает практика, это не помогает: слишком уж квалифицированными стали злоумышленники. «Тому в истории мы тьму примеров слышим», лишь один из них – случай с базой данных ЦБ России. А сколько не попало в прессу… Потому нелишне еще раз обратиться к проблеме безопасности информации на корпоративных рубежах и определить, где проходит линия обороны и надежна ли она?

Итак, в теме номера. КАК НАДО: система безопасности корпоративной сети, ее стоимость, советы по защите. КАК В ЖИЗНИ: рейтинг угроз и ИБ-опрос «ИКС», жизненные реалии безопасности и стимулы соблюдения норм. НА ЗАМЕТКУ: практикум по криптозащите.


ИКС № 3 2006

Тема выпуска:
Цифровое ТВ: технологии опережают бизнес-сознание

К российскому телезрителю цифровое ТВ пока что приходит в чрезвычайно малых дозах: цифровизация сети доставки телесигнала всего 1,1%. Планы тотальной цифровизации вещания к 2015 г. связывают в первую очередь с модернизацией эфирной передающей сети, через которую получают ТВ-программы 88% телезрителей (остальные 11,5% – по сетям кабельного и 0,5% – через системы спутникового непосредственного ТВ). Однако в бурно меняющемся инфокоммуникационном мире то и дело случаются как неожиданные, так и вполне ожидаемые повороты, в которые не вписываются прогнозы самых уважаемых аналитиков. Горячая тема цифровизации ТВ оказалась на стыке конвергенции двух ранее обособленных миров – вещательного и телекоммуникационного. «Эфирную ТВ-цифру» уже сегодня теснят новые технологии и основанные на них способы доставки сигнала – IPTV, беспроводной широкополосный радиодоступ, на подходе мобильное ТВ-вещание. Конкуренты ринулись в бой. Один из главных козырей – интерактивность.

Перспективы развития конвергентной технологии IPTV, на которую делаются ставки, напрямую зависят от степени проникновения широкополосного доступа, совершенства регулирования, финансовых возможностей операторов и платежеспособности абонентов. В России над каждым из этих аспектов довлеет груз проблем. Однако в 2005 г. первые проекты были запущены в коммерческую эксплуатацию – и рынок внимательно присматривается к ним.

Каким будет ТВ лет, этак, через пять? Быть ли ему многоликим? Что показывает практика? Какие трудности встретятся на пути внедрения новых технологий ТВ-вещания? И IPTV, в частности?..

ИКС № 2 2006

Тема выпуска:
Сбыт Он - лайн: мода или тенденция?

Рынок телекоммуникаций и IT становится все более конкурентным. Причем не только в операторском сегменте – наиболее жесткое соперничество разворачивается среди дистрибьюторов и поставщиков оборудования и решений. Способ выживания известен – максимальная эффективность бизнеса.

Для крупных игроков, чьи партнерские сети насчитывают сотни и тысячи компаний, разбросанных по всей необъятной территории России, на первый план выходят задачи управления взаимоотношениями с дилерами, повышения качества предоставляемых им сервисов, увеличения их количества и расширения географии присутствия. Один из инструментов – перевод сбыта в онлайн. Это не только практический ход и дорожка в регионы с не большими накладными расходами, но и, по большому счету, один из путей выхода ИКТ на смежные рынки, инструмент преодоления 5–10%ного «потолка» расходов на связь.

Есть ли бизнес в онлайне или это всего лишь дань времени и технологиям? Как организовать электронную витрину, магазин, площадку? Что для этого нужно и сколько это стоит? По данным НАУЭТ, 44% российских компаний используют онлайн ресурсы для закупочной деятельности и 61% – для реализации товаров и услуг. В телекоммуникационном и IT мире специально подсчеты не ведутся. Давайте действовать эмпирически

ИКС № 1 2006

Тема выпуска:
Россия орбитальная

Мировой рынок спутниковой связи последние пять лет демонстрирует неуклонный рост прибыли, отвоевывая при этом все большие проценты в общем объеме телекоммуникационного рынка. Очевидная причина – технологический и технический прогресс, который позволил реализовать предоставление широкополосных мультимедийных сервисов и их доставку непосредственно потребителю, причем в любое время и в любом месте земного шара. И уже никого не удивляют небольшие интерактивные терминалы ни в Африке, ни в Гренландии, благодаря которым можно не только поговорить с друзьями по телефону, но и посмотреть последние новости на порталах известных телерадиокомпаний и в целом – ощущать себя на связи со всей планетой.

В России в общем объеме телекоммуникационных услуг спутниковой связи принадлежало 7,2%в 2004 г. и около 10% – в 2005 г. (прогноз). Конечно, цифры невелики для самой географически протяженной страны с малой плотностью населения на большей части территории и немалой площадью труднодоступных районов, где отсутствует развитая наземная инфраструктура. А ведь спутниковая связь – не только и даже не столько бизнес, сколько задача социальная, в конце концов – суровая необходимость для нашей, как никакой другой, спутнико ориентированной страны.

Без сомнения, Россия орбитальная – зеркальное отражение земных дел и проблем. Но для понимания того, что нужно, чтобы спутниковая связь(отрасль с самой высокой нормой прибыли) заняла адекватное место на отечественном телекоммуникационном рынке, предлагаем оценить качественные и количественные характеристики«транспорта» – орбитальных ресурсов, которые, по сути, определяют земную составляющую эффективности космических сетей. Посмотрим, что нам предлагают мировой рынок и отечественные спутниковые операторы. Достаточно ли разнообразен «шведский стол» ресурсов и сервисов, или нам предлагается постная диета?

Навигация по годам 2024 2023 2022 2021 2020 2019 2018 2017 2016 2015 2014

2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен