Для человека вояж по «единому проездному» – на самолете, с пересадкой на поезд, с продолжением по морю и завершением по реке – остается пока несбыточной мечтой. Причина банальна: на каждом виде транспорта своя электронная система по продаже билетов, которая ничего «не знает» о других. Чтобы появился реальный единый билет, сначала нужно изобрести «единый виртуальный», лишь тогда все эти информационные системы смогут представить друг другу данные, на основе которых выстраивается маршрут со всеми пересадками. Но если для простого пассажира «ИТ-единый» – вопрос удобства, то при перевозках грузов это уже масштабная проблема экономики транспорта. Результат нестыковки информационных систем – пробки в узловых точках, простои грузов… В условиях рынка это чувствительный удар по карману всех участников перевозок. Например, по данным ОАО «РЖД», потери железнодорожников от простоя составов перед портом в течение 10 суток составляют 500 тыс. руб., а общие потери участников перевозки за тот же период – 4,5 млн руб.
Проблема усугубляется при международных транзитах. На таможне сходятся информационные системы ветеринарной и санитарной служб, самих таможенников, пограничников… И все они – «не пересекаются». Так, при автоперевозках по маршруту Хельсинки–Москва двое суток из шести автомобили стоят на границе. По оценке финской стороны, потери от таких простоев достигают 70 млн евро в год. Итог: по территории России проходит несколько международных транспортных коридоров, а их потенциал, по оценкам экспертов, используется не более чем на 2%. Основной транзит между Европой и Азией (более 90%) осуществляется по южным морям. При растущих объемах торговли между двумя континентами эффективное использование транзитных возможностей России становится задачей государственной важности с весомой ИТ-составляющей. Смогут ли информационные технологии дать адекватный ответ на вызов транзитного рынка? Насколько реален «ИТ-единый» как механизм организации прозрачных, скоростных и безопасных коридоров транзитной России?