К российскому телезрителю цифровое ТВ пока что приходит в чрезвычайно малых дозах: цифровизация сети доставки телесигнала всего 1,1%. Планы тотальной цифровизации вещания к 2015 г. связывают в первую очередь с модернизацией эфирной передающей сети, через которую получают ТВ-программы 88% телезрителей (остальные 11,5% – по сетям кабельного и 0,5% – через системы спутникового непосредственного ТВ). Однако в бурно меняющемся инфокоммуникационном мире то и дело случаются как неожиданные, так и вполне ожидаемые повороты, в которые не вписываются прогнозы самых уважаемых аналитиков. Горячая тема цифровизации ТВ оказалась на стыке конвергенции двух ранее обособленных миров – вещательного и телекоммуникационного. «Эфирную ТВ-цифру» уже сегодня теснят новые технологии и основанные на них способы доставки сигнала – IPTV, беспроводной широкополосный радиодоступ, на подходе мобильное ТВ-вещание. Конкуренты ринулись в бой. Один из главных козырей – интерактивность.
Перспективы развития конвергентной технологии IPTV, на которую делаются ставки, напрямую зависят от степени проникновения широкополосного доступа, совершенства регулирования, финансовых возможностей операторов и платежеспособности абонентов. В России над каждым из этих аспектов довлеет груз проблем. Однако в 2005 г. первые проекты были запущены в коммерческую эксплуатацию – и рынок внимательно присматривается к ним.
Каким будет ТВ лет, этак, через пять? Быть ли ему многоликим? Что показывает практика? Какие трудности встретятся на пути внедрения новых технологий ТВ-вещания? И IPTV, в частности?..