Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 04 2013 |
Евгения ВОЛЫНКИНА  | 09 апреля 2013 |
Облакам и мобильности – еще учиться и учиться
Облачные вычисления и всеобщая мобильность – пожалуй, самые актуальные тренды современного делового мира. Однако, как показала вторая ежегодная конференция Cloud & Mobility, организованная журналом «ИКС», интерес к high-tech-трендам велик, а практическая осведомленность корпоративных потребителей о современных облачных и мобильных технологиях все еще недостаточна.
Мировой рынок облачных услуг, по подсчетам Gartner, в течение ближайших пяти лет должен фактически удвоиться: если в 2012 г. его объем составлял $109 млрд, то к 2016 г. он должен достигнуть $207 млрд. В сравнении с этими цифрами данные по российскому рынку более чем скромные. Как рассказал Константин Анкилов, управляющий партнер iKS-Consulting, российский облачный рынок, хоть и обещает за ту же пятилетку четырехкратный рост, по своим объемам составляет лишь десятую долю процента мирового – порядка $100 млн в 2012 г. (в 2016 г. прогнозируется $400 млн), тогда как в других секторах ИТ и телекоммуникаций доля России в среднем составляет 1–3%. И это несмотря на почти каждодневное упоминание разных производных слова «облако» в пресс-релизах ИТ-компаний и государственных организаций.
Наши особенности. По своей структуре российский рынок облачных сервисов тоже заметно отличается от мирового. Если в мире, по данным той же Gartner, с большим отрывом идут PaaS-сервисы – их доля на рынке составляет 78%, за ними следуют SaaS (13%), IaaS (6%) и сервисы облачного администрирования и информационной безопасности (3%), – то в России наблюдается явный крен в инфраструктуру: по оценке iKS-Consulting, IaaS занимает у нас 49% рынка, SaaS – 44%, а все прочие – лишь 7%. Эту ситуацию можно объяснить недоверием российского бизнеса к аутсорсингу вообще, а облака – далеко не самый простой вид ИТ-аутсорсинга. Он требует от бизнеса активного участия в проекте, а не просто оплаты счетов. Поэтому российские заказчики доверяют облакам главным образом такие сервисы, как электронная почта, приложения для совместной работы, офисные решения, CRM.
В принципе провайдеры облачных сервисов на большем и не настаивают. Как отметила руководитель департамента серверных продуктов Microsoft Светлана Лихарева, нужно быть реалистами: переносить в публичное облако все приложения зачастую не имеет смысла, в первую очередь экономического (это может оказаться слишком дорого). Лучшие кандидаты на перенос – некритичные для бизнеса приложения, хорошо стандартизированные приложения, приложения с сезонным или трудно прогнозируемым спросом. Гибкую позицию занимают и производители, стремясь снизить для заказчиков порог входа в облака. Например, как рассказал руководитель направления облачных вычислений НР Андрей Соснихин, решение HP CloudSystem для создания облачных услуг поддерживает имеющееся у заказчиков оборудование других производителей и самые разные платформы виртуализации.
О пользе знаний.
Такое положение вещей накладывает отпечаток и на канал общения с профессиональным сообществом производителей и провайдеров облачных решений. Последние уже понимают, что с аудиторией заказчиков надо серьезно работать. Свидетельство тому – и программа конференции Cloud & Mobility 2013: как подсчитал заместитель гендиректора компании КРОК Руслан Заединов, на пять докладов от имени конечных пользователей пришлось 18 выступлений производителей и провайдеров. Что же мешает продвижению облачного сознания в массы корпоративных заказчиков? По мнению Р. Заединова, пользователям недостаточно доходчиво разъясняют суть отличий облачной модели потребления и предоставления ИТ-сервисов от традиционной. Кроме того, заказчиков не учат навыкам того самого самообслуживания, возможность которого заявляется в качестве одного из основных достоинств облака. Пользователям также явно не хватает информации о чужом облачном опыте. Частично вина за последнее лежит на самих заказчиках – они редко соглашаются на публикацию своей облачной «истории успеха». Так что провайдерам нужно уметь уговорить заказчика не только на облачный проект, но и на раскрытие информации о нем.
Мобильные аналогии
В России ситуация с запретами аналогичная – опрос около сотни крупных компаний показал, что лишь 16% из них запрещают BYOD, но явно разрешающих пока гораздо меньше – 45%. Однако их число поневоле будет расти. Как рассказал руководитель портфеля дополнительных услуг департамента по продуктам мобильной связи бизнес-сегмента «ВымпелКома» Игорь Воробьев, среди корпоративных клиентов проникновение смартфонов за 2012 г. выросло вдвое и теперь их имеет в среднем каждый четвертый сотрудник. Многие из корпоративных заказчиков как рядовые пользователи признают удобство модели BYOD, но как официальные лица (руководители компаний и сотрудники подразделений информационной безопасности) против нее. Тем не менее растет понимание того, что этот тренд переломить уже невозможно и лучше его «возглавить» и ввести в приемлемые рамки, чем упрямо сопротивляться.
Но для этого нужны решения Mobile Device Management (MDM), позволяющие управлять всей мобильной стихией. Пока они довольно дороги, и это явный тормоз. Кроме того, по мнению И. Воробьева, ситуация должна измениться, когда на рынке появятся MDM-решения, предлагаемые по модели SaaS: тогда их смогут позволить себе не только крупные компании, но и SMB. В принципе SaaS MDM-решения, по словам С. Лихаревой, существуют, одно из них в частности предлагает Microsoft. Но чтобы такие решения дошли до массового российского корпоративного заказчика, нужны усилия массовых же провайдеров типа «ВымпелКома», который уже работает в данном направлении (остается надеяться, что и другие не отстают).
В общем, синергия облаков и мобильности вполне возможна, материальная база у нее есть. Дело за подготовкой рынка к восприятию новой модели потребления ИТ-сервисов, информированием и обучением имеющихся и потенциальных заказчиков. Посильный вклад в этот процесс постаралась внести конференция Cloud & Mobility 2013.