Rambler's Top100
Статьи
Александр БАРСКОВ  17 июня 2024

Сервис ИБП. Чего хотят заказчики

Как показало совместное исследование C3 Solutions и iKS-Consulting, уход западных вендоров ИБП и дефицит оригинальных запчастей – главная проблема при обслуживании ИБП. Но 40% заказчиков считают, что сервис отечественных производителей уже полностью соответствует западному.

После ухода c российского рынка западных производителей ИБП – а их оборудование доминировало на таких критических объектах, как ЦОДы, – российские компании с помощью китайских поставщиков комплектующих оперативно насытили рынок схожими решениями, в том числе онлайновыми ИБП большой мощности. Хотя вопросы качества новых решений и соответствия реальных характеристик заявленным остались, в целом заказчики получили все необходимые продукты для построения самых сложных и мощных систем бесперебойного питания ЦОДов.

Но объем и уровень связанной с ИБП сервисной поддержки на разных этапах жизненного цикла ЦОДов на данный момент существенно уступает тому, что предлагали западные поставщики. Они многие годы развивали и совершенствовали свои сервисные процедуры, а также инструментарий для обследования площадок, моделирования различных систем, мониторинга работы, анализа состояния оборудования и т.д. Российские же компании этому аспекту уделяли гораздо меньше внимания. Однако сейчас ситуация меняется в лучшую сторону.

 
Основные причины выхода из строя ИБП

Поломка постоянно находящихся в работе вентиляторов (как правило, из-за их низкого качества).

Выход из строя конденсаторов из-за износа (регулярное профилактическое обслуживание сократит число отказов).

Выход из строя АКБ. Они требуют тщательного мониторинга и соблюдения графика замены. Батареи часто выходят из строя из-за недочетов в обслуживании.


Важность сервиса трудно переоценить, поскольку именно его качество, включая оперативность реагирования на инциденты, скорость ремонта и замены проблемных узлов, во многом определяет непрерывность работы систем ИБП, что критично для ЦОДов.

С целью изучения, анализа и оценки требований заказчиков к сервисному обслуживанию систем ИБП на разных этапах жизненного цикла ЦОДов аналитическое агентство iKS-Consulting и российский производитель инженерных систем компания C3 Solutions провели исследование, в рамках которого было опрошено более 50 специалистов: технических директоров, руководителей технических подразделений и ведущих экспертов, работа которых связана с построением и эксплуатацией систем бесперебойного питания. Результаты исследования были представлены на онлайн-конференции, прошедшей в конце марта 2024 г.

Кто лучше обслужит ИБП

Как показало исследование, в настоящее время более 40% опрошенных для обслуживания ИБП привлекают специализированные сервисные компании, и только каждый пятый пользуется услугами производителей соответствующего оборудования (рис. 1).
 
Источник: совместное исследование C3 Solutions и iKS-Consulting 
Рис. 1. Организации, оказывающие услуги техобслуживания ИБП

При этом, по мнению большинства (69%) респондентов, именно производитель оборудования обладает наилучшей экспертизой для его технического обслуживания (рис. 2). Это значит, что у вендоров имеется большой потенциал для развития услуг техобслуживания ИБП. 
 
Источник: совместное исследование C3 Solutions и iKS-Consulting 
Рис. 2. Организации, обладающие наилучшей экспертизой для техобслуживания ИБП 

Примерно каждая шестая компания по завершении гарантийного срока предпочитает сама проводить техническое обслуживание ИБП. Соответственно представители этих компаний считают, что именно их специалисты обладают наилучшей экспертизой в данной области. Каждый пятый для обслуживания ИБП пользуется услугами компании, которая осуществляла монтаж и/или пусконаладку оборудования. Но лишь менее 4% считают, что такие компании обладают наилучшей экспертизой по обслуживанию. Видимо, от услуг таких компаний заказчики станут постепенно отказываться в пользу услуг вендоров по мере того, как последние будут накапливать опыт и наращивать ресурсы (включая персонал) в этой области.


Преимущества регулярного техобслуживания ИБП

Продление срока службы оборудования. Какими бы надежными ни были современные ИБП, они, как и любое оборудование, могут быстро выйти из строя при отсутствии надлежащего технического обслуживания. Регулярно проводя техобслуживание системы ИБП и ее компонентов, вы сможете продлить срок ее службы и тем самым увеличить отдачу от вложенных средств.

Обеспечение наилучших характеристик. Профессиональное регулярное техобслуживание поможет поддержать постоянную оптимальную работу ИБП.

Экономия средств. Ремонт обходится дорого и в долгосрочной перспективе приводит к дополнительным затратам. Однако, регулярно проверяя и обслуживая систему ИБП, вы можете выявить любые потенциальные проблемы до того, как они усугубятся, и устранить их без необходимости дорогостоящего ремонта.

Снижение риска простоя. Поддерживая ИБП в надлежащем состоянии, вы значительно снижаете риск любых отключений, которые могут возникнуть вследствие перебоев в работе этого оборудования.


От концепции до модернизации

Хотя производители оборудования привлекаются в основном на этапах строительства и эксплуатации ЦОДа, проведенное исследование показало, что различные сервисы вендоров востребованы и на других этапах жизненного цикла объекта. 

Любой проект ЦОДа начинается с разработки концепции. Это важный этап: ошибки при разработке концепции могут серьезно увеличить общую стоимость и сроки реализации проекта, а в некоторых случаях вообще сделать его невыполнимым. На этом этапе нужно правильно выбрать «квантование» нагрузки – определить оптимальные мощность и число стоек на зал, а также топологию систем электро- и холодоснабжения, исходя из конфигурации подведенной мощности, ограничений здания и оптимальных моделей основного оборудования. Также необходимо учесть, как в дальнейшем ЦОД будет эксплуатироваться, в частности, рассмотреть вопросы автоматизации, актуальность которых повысила пандемия, наглядно показавшая важность человеческого фактора в обеспечении доступности ЦОДа. Кроме того, потребность в повышении уровня автоматизации ЦОДов связана с нехваткой квалифицированных кадров и стремлением сократить операционные расходы.

Часть заказчиков считает, что хорошую концепцию можно сделать без поддержки производителей оборудования – «сначала нарисуем, а потом пойдем смотреть, что есть на рынке». Но даже если разработчик концепции имеет большой опыт в цодостроении, то оборудование, которое он использовал на предыдущем объекте, вовсе не обязательно еще можно приобрести. Это особенно актуально в сегодняшней ситуации, когда западные вендоры ушли с российского рынка и появилось много новых игроков. К тому же технологии быстро меняются, и из-за этого прошлый опыт часто уже неприменим.

Согласно проведенному опросу, на этапе разработки концепции ЦОДа заказчики ожидают от производителей в первую очередь проработки различных вариантов системы бесперебойного электропитания с экономически обоснованным выбором технологических и топологических решений. Да и в других процедурах, выполняемых на этапе концепции, помощь от вендоров весьма желательна. Пожалуй, в наименьшей степени вендора готовы привлекать к выбору площадки для будущего ЦОДа.

Переходя к проектированию ЦОДа, заказчики также ожидают существенной помощи от вендоров. Почти три четверти заинтересованы в услугах разработки проектной документации, более половины – в разработке разделов эксплуатационной документации, сертификации в Uptime Institute и предоставлении BIM-моделей оборудования.

Следует особо отметить востребованность BIM-моделей, без которых сложно представить проектирование современных центров обработки данных. ЦОД – это объект, насыщенный дорогостоящими инженерными системами, и на всех этапах его жизненного цикла, включая проектирование и строительство, необходимо быстро принимать решения. При реализации проектов всегда нужно рассматривать различные компоновочные и архитектурные варианты, чтобы «выжать максимум» из имеющейся площадки. Использование BIM позволяет выбрать оптимальные конфигурации, а также на ранних стадиях разработки проектной документации выявить и устранить ошибки. 

В ходе собственно строительства ЦОДа вендора традиционно привлекают для монтажа и пусконаладки его оборудования. Согласно опросу, в последнее время также крайне востребованы услуги проведения заводского тестирования оборудования по согласованной программе. Ранее, при использовании многократно проверенного в различных проектах оборудования мировых брендов, заказчики были уверены в его качестве и в том, что реальные характеристики будут соответствовать заявленным в документации. Сегодня на рынке появилось много новых поставщиков, зачастую заявляющих характеристики, которые не подтверждаются на практике. Поэтому заказчики, прежде чем принять решение о закупке оборудования, просят провести его тестирование, в том числе имитируя условия эксплуатации и схемы подключения, которые потом будут реализованы на объекте. Неудивительно, что 80% опрошенных назвали подобные заводские испытания необходимыми.

Большинство (77%) респондентов хотели бы, чтобы именно производитель проводил профилактическое и регламентное обслуживание инфраструктуры объекта. Еще больше (83%) рассчитывают, что вендор возьмет на себя и послегарантийные работы, связанные, в частности, с заменой и ремонтом. А вот потребность в мониторинге энергопотребления с последующей оптимизацией системы электропитания значительно ниже. Видимо, сказывается относительно невысокая цена электричества и опасения что-либо менять в процессе эксплуатации, а также более высокий приоритет надежности инфраструктуры по сравнению с экономией средств.

Сервисом, наиболее востребованным на этапе модернизации ЦОДа, респонденты назвали прогноз риска отказа компонентов и систем на ближайший год. Интерес к этой услуге понятен: у многих заказчиков возникают сложности с оперативным получением необходимых запасных частей, логистика их доставки усложняется, поэтому желательно как можно раньше заказать необходимые компоненты и материалы. Многие заказчики заинтересованы в разработке вендором предложений по повышению отказоустойчивости объекта. Значение ИТ-сервисов для бизнеса постоянно растет, поэтому и требования к обеспечению непрерывности их предоставления становятся более жесткими. Есть интерес и к повышению энергоэффективности объекта – хотя приоритет «зеленой повестки» для российских компаний пока невысок, возможность в результате модернизации ЦОДа снизить операционные расходы за счет экономии электроэнергии представляется небесполезной.


Риски при отсутствии регулярного техобслуживания

Потеря нагрузки. Если регулярно не обслуживать ИБП и не отслеживать его состояние, велик риск, что он выйдет из строя, когда вы будете больше всего в нем нуждаться. При отсутствии должного резервирования отключение нагрузки чревато серьезными финансовыми и репутационными потерями.

Увеличение затрат. Замена ИБП и его батарей обходится очень дорого. Хотя расходы на регулярное техническое обслуживание могут показаться необязательными, отказ от него может привести к более дорогостоящему ремонту и потенциальному повреждению оборудования/потере важных данных.


Проблемы текущего этапа

Сегодня главной проблемой при обслуживании оборудования ИБП заказчики называют уход с российского рынка западных вендоров ИБП и, как следствие, отсутствие их сервисных услуг. Это понятно, поскольку большая часть инсталлированных в российских ЦОДах систем бесперебойного питания построена на ИБП производства западных компаний. Непосредственно с названной проблемой связана и другая: отсутствие оригинальных запасных частей и расходных материалов. Хотя большинство специалистов, работавших в западных компаниях, остались в России, сложность получения оригинальных запчастей затрудняет поддержку уже установленных ИБП.
 
Источник: совместное исследование C3 Solutions и iKS-Consulting 
Рис. 3. Основные проблемы обслуживания ИБП

Замещение оборудования ушедших производителей происходит довольно быстро. Но при этом возникают другие проблемы. 37,3% респондентов сетуют на низкое качество оборудования новых производителей; 21,6% – на неразвитость у них сервисных услуг; 13,7% – на отсутствие у новых производителей достаточного опыта обслуживания оборудования (рис. 3). 35% опрошенных полагают, что сервисные услуги, предоставляемые российскими производителями, по своему уровню уступают услугам ушедших западных вендоров. А каждый десятый считает, что уступают сильно (рис. 4).
 
Источник: совместное исследование C3 Solutions и iKS-Consulting 
Рис. 4. Оценка качества сервисных услуг, оказываемых отечественными производителями

Но многие российские компании понимают, что уровень сервиса – их слабое место, и инвестируют в его повышение. В результате ситуация меняется к лучшему: уже более 40% респондентов отметили, что уровень отечественного сервиса «полностью соответствует» уровню услуг западных производителей. И это очень оптимистический результат.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!