Rambler's Top100
Статьи
Екатерина ШЛЫК  19 сентября 2024

ДГУ в России: поиски пути

Уход зарубежных вендоров, увеличение числа дата-центров, рост угроз в сфере энергетической безопасности, борьба за энергоэффективность и новые подходы к обеспечению отказоустойчивости – вот лишь некоторые из факторов, влияющих на состояние и развитие современного российского рынка ДГУ. 

Ситуацию на российском рынке дизель-генераторных установок (ДГУ) для дата-центров обсуждали участники дискуссии «Современные тенденции применения ДГУ в ЦОДах», состоявшейся в рамках организованного «ИКС-Медиа» 19-го форума «ЦОД». Эмоциональность и интенсивность дискуссии, а также полярность мнений участников свидетельствуют, что однозначного видения ситуации нет, но поднятые вопросы чувствительны и актуальны. 

Двигатели для российских ДГУ: борьба между Западом и Востоком

«Сердце» дизель-генераторной установки – двигатель. Конкурентная среда на рынке двигателей для ДГУ такова: отечественные производители решений для дата-центров не предлагают, поэтому до недавнего времени большинство ДГУ были построены на базе продуктов западных вендоров, в первую очередь Cummins, Caterpillar, MTU. Однако в последние годы на российский рынок активно выходят производители из КНР и, по прогнозам игроков отрасли, в ближайшем будущем именно китайская продукция будет доминировать на рынке.
 
Источник: «Хайтед»
ДГУ Cummins

Каждый из вариантов имеет свои плюсы и минусы. Достоинства западных продуктов – известный уровень качества, предсказуемость, большой опыт эксплуатации. Недостатки очевидны и являются следствием введенных санкций и массового ухода вендоров с рынка. Правда, часть этих проблем решается благодаря программам параллельного импорта, но все же потенциальных и реальных проблем стало намного больше. 

Что касается продукции китайских вендоров, то их безусловные достоинства – широкий выбор, относительно быстрая доставка, заинтересованность вендоров в сотрудничестве и, конечно, цены, особенно в сравнении с западными продуктами. А главная из проблем – непредсказуемость уровня качества. Наряду с решениями, действительно не уступающими западным образцам, встречаются и такие, которые не выдерживают никакой критики. Это обстоятельство в сочетании с недостатком объективной информации (а порой – и документации) от поставщиков превращает использование китайских решений в своего рода рулетку. Но со временем необходимый опыт взаимодействия будет накоплен. Причем, по общему мнению участников дискуссии, ключевую роль в накоплении опыта работы с китайскими поставщиками будут играть не конечные потребители, а отечественные поставщики, интеграторы и компании, занимающиеся пакетированием ДГУ. Именно они, взаимодействуя с различными поставщиками и их решениями, постепенно сформируют четкое представление о продукции и возможностях тех или иных вендоров.

Здесь стоит сказать о крайне интересной инициативе, которую в настоящее время реализует компания «Ючай» (Yuchai). Как сообщил Владимир Кириченко, коммерческий директор «Альфа Балт Инжиниринг», компании – партнера вендора, достигнуто официальное соглашение о локализации производства двигателей для ДГУ в России. На первом этапе это будет сборка готовых узлов, но постепенно российская сторона будет брать на себя все больше работ, и на финальном этапе (ориентировочно – лет через пять) в России будет выполняться весь цикл производства, включая литье. 
 
Источник: «Альфа Балт Инжиниринг»
ДГУ Yuchai мощностью 1000 кВт

Возможно, локализация позволит появиться на рынке явному лидеру, который будет предлагать не только техническое решение, но и гарантии, сервисное обслуживание и возможность быстрого ремонта. Упростится в этом случае и деятельность тех компаний, которые занимаются пакетированием ДГУ, потому что будет легче и быстрее обеспечивать совместимость решений.

Все дело в проектировании

Надежность ДГУ определяется не только и, по мнению некоторых экспертов, не столько страной производства двигателя, сколько тем, как собрана сама установка. То есть пакетированием, которое выполняется в России.

Например, по опыту технического директора IXcellerate Сергея Вышемирского, чаще всего проблемы дизель-генераторных установок связаны не с дизелем, а с теми их частями, за которые отвечают проектировщики ДГУ. Проблемы эти могут быть разнообразными, от конструктивных (нерациональное расположение элементов) до некорректной работы контроллеров или нефункционирующей автоматики. Поэтому, полагает эксперт, обсуждать надо не производителей дизелей, а проектировщиков готовых установок – именно от них в наибольшей степени зависит работоспособность и надежность всего модуля. 

При этом на деле альтернативы отечественным пакетировщикам нет. Купить весь модуль ДГУ в сборе за рубежом – вариант нерабочий. Слишком велики в разных странах различия в нормативных требованиях, в условиях эксплуатации. Кроме того, сложности согласования при таком подходе близки к непреодолимым. 

Суммируя вышесказанное, констатируем: рынку остро необходимы отечественные компании-проектировщики, которые обладают одновременно глубокой экспертизой и ответственными и опытными инженерными кадрами и внимательно относятся к нуждам заказчиков. Иными словами, рынку остро необходим сервис.

Обслуживание ДГУ: свои и чужие

Проблемы сервисного обслуживания в области ИТ – это та тема, которая, пожалуй, наиболее часто всплывает в разговорах специалистов после ухода с российского рынка западных вендоров. И область ДГУ – не исключение. Причем речь идет не о собственно обслуживании ДГУ, уточняет директор по развитию компании «Хайтед» Михаил Саликов. Дизель одного производителя не настолько отличается от решения другого вендора, чтобы инженерам потребовались какие-то принципиально новые знания или умения. Речь идет в первую очередь о том, как складываются отношения поставщика и заказчика, какие обязательства и гарантии дают одни и ждут другие. И это уже совсем другая история, пока рынком не вполне отработанная.

Например, «Хайтед» как поставщик инженерных решений перешел на проактивный сервис обслуживания ДГУ, не просто предлагая заказчикам плановое ТО устройства, но беря на себя обязательства по его техподдержке и обеспечению работоспособности. Вплоть до того, что на одном из объектов заказчика на постоянной основе работает инженер «Хайтед», в обязанности которого входит постоянный контроль за работой ДГУ. Однако в условиях дефицита квалифицированных кадров сделать такой подход повсеместным вряд ли получится, добавляет М. Саликов.

Если владельцам небольших объектов подобный «on-site сервис» может быть интересен, то применительно к крупным дата-центрам его ценность сомнительна, указывает С. Вышемирский. В больших ЦОДах, где установлены десятки ДГУ, нужен не один специалист, а целая команда высококвалифицированных и – главное – заинтересованных специалистов. Для стороннего инженера ДГУ в ЦОДе заказчика – чужой объект, таким людям можно доверить «разве что замену масла», подчеркивает технический директор IXcellerate. У компании были прецеденты, когда ДГУ выходила из строя сразу после проведенной сторонней компанией проверки или когда проверяющие не замечали явных неисправностей. Так что единственным приемлемым вариантом сервисного обслуживания ДГУ в крупных дата-центрах эксперт считает формирование собственной команды специалистов. 

Синкретическую модель предпочитают в Сбере. По словам Сергея Лебедева, заместителя начальника управления сопровождения ЦОД компании, Сбер вполне устраивает тот уровень услуг, которые оказывает подрядчик. Однако для предотвращения неожиданностей деятельность подрядчика всегда контролируется внутренними специалистами.

Есть ли альтернативы ДГУ?

Говоря о «темной стороне» ДГУ в ЦОДах обычно упоминают, что на ДГУ приходится до 15% CAPEX при строительстве ЦОДа, но значительную часть времени установки простаивают и лишь потребляют ресурсы, требуя регулярного обслуживания и контроля. Кроме того, ДГУ «съедают» довольно большую площадь сами по себе, а также зачастую требуют организации дополнительного топливохранилища и специальных коммуникаций для отведения отходов. Наконец, подавляющее большинство ДГУ работает на невозобновляемых источниках энергии (продуктах нефтепереработки), что мешает достижению целей устойчивого развития. Естественно, у операторов дата-центров велико искушение минимизировать издержки и более целевым образом использовать площадь. Так что разговоры о том, что отрасль ЦОДов движется к сокращению использования ДГУ ведутся не один год. Но говорить о массовом отказе операторов дата-центров от ДГУ пока очень и очень рано. Наоборот, по словам Антона Гущина, руководителя проектов компании ПСМ, количество запросов на решения с ДГУ растет, в том числе на мощные установки. 


Здесь нужно отметить, что на данный момент есть два основных способа, с помощью которых оператор ЦОДа может уменьшить количество ДГУ – это использование возобновляемой энергии и ИТ-решения (резервирование работы ИТ-нагрузки на уровне сети дата-центров). Но если принять во внимание, что развитие и надежность источников возобновляемой энергии в России находятся на недостаточном уровне и, как ранее писал С. Вышемирский, полагаться на них в критических ситуациях нельзя, то реальные альтернативы ДГУ сокращаются до одной – резервирования ИТ-ресурсов.


Так, по словам С. Лебедева, Сбер ведет работу в направлении того, чтобы обеспечивать резервирование на уровне ИТ-систем (как, например, частично делает «Яндекс», что позволило ему уменьшить количество используемых ДГУ). Но на данный момент компания не рассматривает отказ от ДГУ или даже сокращение числа установок – несмотря на то, что, скажем, в мегаЦОДе Сбербанка «Южный порт» ДГУ за более чем 10 лет работы не понадобились ни разу. «Если резервирование не поддерживается ИТ-ресурсами, уменьшать использование ДГУ можно только в том случае, если компании неважно, “лег” у нее ЦОД или нет», – уверен С. Лебедев.
Источник: IXellerate
ДГУ, установленные в ЦОДе IXcellerate

Еще более категоричен С. Вышемирский. Зимой 2024 г., в сильные холода, когда происходили веерные отключения электричества, так как энергосети не справлялись с нагрузкой, ЦОДам IXcellerate пришлось некоторое время работать на ДГУ, и только это позволило компании выполнить все обязательства перед клиентами в критической ситуации. Поэтому он выступает однозначно за использование установок, полагая что реальной альтернативы им нет. Впрочем, чтобы обезопасить дата-центр в экстренной ситуации, говорит С. Вышемирский, нужны не только ДГУ. Необходимы новые правила подключения дата-центров к питающим центрам. Речь идет о том, что линия второй категории энергоснабжения должна быть действительно резервирующей, а не прокладываться в параллель с первой по одной траншее от одного питающего центра. Две линии, два разнесенных центра – правило должно быть именно таким. 

Поддерживает мысль о том, что отказ от ДГУ несет в себе слишком большие риски и М. Саликов. По его словам, ДГУ в ЦОДе можно сравнить с подушкой безопасности в автомобиле: очень хорошо, если за все время эксплуатации она не пригодится, но если возникнет ситуация, в которой она нужна, то она спасет жизнь. 
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!