Rambler's Top100
Статьи
Павел СУЧКОВ  17 сентября 2024

Искусственный интеллект в здравоохранении: от анализа медицинских снимков к расшифровке СЭМД

Экспоненциальный рост объема данных в медицинских информационных системах усложняет работу медорганизаций и врачей. Поэтому интеллектуальные помощники становятся необходимым условием оказания качественной медицинской помощи.

Технологии искусственного интеллекта в медицине – это уже не просто перспективная тенденция, а работающие и приносящие пользу решения. Стремительный рост цифровых медицинских сервисов, значительное увеличение объема данных в медицинских информационных системах и масштабное расширение перечня структурированных электронных медицинских документов (СЭМД) – взаимовлияющие факторы, усложняющие работу медицинских организаций и врачей. Поэтому интеллектуальные помощники становятся необходимым условием для оказания качественной медицинской помощи и выполнения всех утвержденных государством показателей эффективности здравоохранения. Как меняется роль ИИ в медицинских системах? 

Анализ медицинских снимков: на пределе мощностей ЦАМИ

Технологии искусственного интеллекта сегодня приносят пользу не только в процессах сопровождения медицинской деятельности (например, в работе с обращениями пациентов на «горячую» линию), но и во врачебной практике. Исторически первой областью, где ИИ начал применяться массово, был анализ результатов лучевых исследований: рентгенографии, компьютерной томографии, МРТ и других. Детализированные медицинские снимки хорошо подходят для обработки системами компьютерного зрения, а агрегированные базы Центральных архивов медицинских изображений (ЦАМИ) – для обучения моделей искусственного интеллекта распознаванию различных аномалий и определению их причин. 

Другой пример использования ИИ в лучевой диагностике – референс-центры, где врачи-рентгенологи централизованно занимаются описанием снимков, выполненных во всех медицинских организациях региона, а также консультируют коллег. Один из таких центров открылся осенью 2023 г. в Архангельской области при участии компании «Нетрика Медицина». Технологии искусственного интеллекта помогают специалистам при чтении снимков и интерпретации результатов диагностических исследований. 

Электронные медицинские документы – актуальная задача для ИИ

Одновременно с этим для технологий ИИ стала актуальной задача анализа структурированных электронных медицинских документов (СЭМД). Количество таких документов каждый год увеличивается в несколько раз. Возьмем в качестве примера один из российских регионов с населением около 2,5 млн человек. Регион регистрирует в федеральный Реестр электронных медицинских документов (РЭМД) более 1,5 млн СЭМД ежемесячно. За 2023 г. передано свыше 17 млн документов, а за первые четыре месяца 2024 г. – уже более 15 млн. К концу текущего года таких документов будет насчитываться более 30 млн – т.е. очевиден практически двукратный рост. При этом увеличивается и число видов СЭМД. К концу текущего года в РЭМД должны будут передаваться 87 видов медицинских документов – на 11 больше, чем в 2023 г. В ближайшей перспективе планируется дальнейшее расширение перечня видов регистрируемых СЭМД.

Получается, что каждый пациент, приходящий к врачу, может иметь в региональной системе «багаж» из десятков актуальных медицинских документов: консультативных заключений, протоколов лабораторных и инструментальных исследований, рецептов и т. д. За отведенное на прием время невозможно просмотреть все эти документы, каждый из которых может оказаться критически важным для постановки диагноза и назначения лечения.

Системы на основе искусственного интеллекта должны помогать врачу обрабатывать эту информацию, чтобы он оперативно получал лаконичную и информативную выжимку из всех источников медицинских сведений независимо от того, был пациент до этого в государственной, ведомственной или частной медицинской организации. Такую агрегированную информацию позволяет централизованно предоставить дополнительный компонент внутри государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ГИСЗ) региона – хранилище структурированных электронных медицинских документов. К хранилищу СЭМД могут подключаться решения на базе ИИ, системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР), региональные порталы пациента, аналитические платформы. 

Получая СЭМД в формате XML-документа (HL7 CDA), хранилище оперативно извлекает из него нужные данные, чтобы впоследствии вернуть их по API в виде, готовом к использованию в региональных МИС, на региональных порталах пациента, системах BI и решениях на базе ИИ.

Хранилище СЭМД обеспечивает работу СППВР, которыми врач пользуется в режиме онлайн. Кроме того, хранилище дает возможность формировать датасеты и обучать модели искусственного интеллекта по обезличенным данным. Для систем BI оно служит источником данных для формирования отчетов и построения дашбордов. Наконец, с его помощью можно настроить ролевые модели для всех информационных систем региона – т.е. определить, какие документы может получать тот или иной сервис или приложение.

Будущее ИИ в медицине: маркетплейсы цифровых инструментов

Поскольку количество СЭМД растет по экспоненте, то все более востребованной становится обработка массивов этих данных при помощи технологий искусственного интеллекта, СППВР, аналитических платформ. Так что в ближайшей перспективе решения на базе ИИ будут стремительно развиваться в направлении обработки структурированных медицинских данных, которые содержатся в хранилищах СЭМД.

Регионы уже активно используют различные системы на основе ИИ. Будет хорошо, если создаваемая отечественная экосистема позволит со временем появиться маркетплейсам с широким набором профессиональных качественных узкоспециализированных решений, полезных организаторам регионального здравоохранения, врачам и самим пациентам. 

Еще одна сегодняшняя тенденция в сфере здравоохранения – пациентоцентричность, предполагающая не только лечение по факту диагностирования болезни, но и максимальное вовлечение человека в профилактику заболеваний и сохранение здоровья. Региональные порталы здравоохранения превращаются в центры дистанционного взаимодействия врачей и пациентов. Искусственный интеллект развивается в сторону помощи врачу, но коллеги – разработчики ИИ не забывают и про информирование граждан. Ведь делясь с гражданами преимуществами цифровых решений, мы сможем мотивировать их своевременно заботиться о своем здоровье.

Павел Сучков, ведущий менеджер по продажам, «Нетрика Медицина»
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!