Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2014 |
Сергей ФОМИЧЕВ   | 11 марта 2014 |
В облако под экономическим прессом
Стимулом для развития облаков должен стать рост конкуренции в разных секторах рынка.
Провайдеры облачных сервисов, работающие сейчас на российском рынке, по сути, новички. Разница в возрасте у них не более двух-трех лет. Причем среди них нет признанных лидеров и мощных брендов, даже если эти компании первенствуют в других секторах телеком- и ИТ-рынков (возьмите, к примеру, большую сотовую тройку). Кроме того, еще пару лет назад все провайдеры предоставляли фактически одни и те же облачные сервисы, и заказчику было трудно понять, куда податься, какой провайдер лучше, какой хуже. Но сейчас картина меняется. В 2013 г. провайдеры начали искать новые сервисы и «фишки», чтобы выделиться в ряду себе подобных. В частности, стали появляться защищенные частные облака, где доступ к облачным сервисам клиент получает не через интернет, а по защищенному каналу связи.
Подобное поведение провайдеров могло бы свидетельствовать о насыщении рынка, однако это не так, потому что многие потенциальные заказчики, которые по всем своим характеристикам давно должны бы пойти в облака, этого не делают, а продолжают работать по старинке. Кто-то об облаках ничего не знает, кто-то боится, а кто-то просто ничего не хочет менять. Немало компаний, в которых 10–15 рабочих мест обслуживает один системный администратор, используют стандартные офисные приложения, бухгалтерские, CRM- и HR-программы. Типовой случай, когда такой сисадмин, один раз обустроив все рабочие места, потом раз в месяц что-то донастраивает, а все остальное время фактически ничего не делает, получая при этом зарплату. Если в бизнесе все более или менее хорошо, генеральный директор такой компании не стремится переходить на облачные сервисы, потому что в тему облаков нужно погрузиться, а все мы знаем, как большинство людей относится к изменениям, когда вокруг все вроде бы благополучно. Да и не каждый увидит за внедрением облака очевидные преимущества, такие как возможность сократить площадь офиса, фонд оплаты труда и сделать бизнес более гибким и мобильным.
А пока клиентами облачных сервисов у нас являются буквально считаные проценты из тех, кто по идее просто обязан ими пользоваться. В первую очередь в облака переходят те компании, которые занимаются разработкой ПО, продажей ИТ-решений и т.п. Они ближе к этой теме и уже понимают преимущества облаков, им психологически проще сделать такой шаг. Остальному бизнесу, для которого ИТ – лишь вспомогательный инструмент, нужно время на образование и дозревание. Пока процесс идет довольно медленно, но скорее рано, чем поздно, произойдет прорыв. Ситуация напоминает распространение интернета в России в 90-е годы: на почти поголовную интернетизацию домашних пользователей в крупных городах ушло всего несколько лет, но начало тоже было скромным. Думаю, что в данном случае все произойдет еще быстрее.
Ну а провайдерам уже сейчас следует делать акцент на повышении качества своих сервисов и обслуживания клиентов, потому что заказчики пойдут к тому провайдеру, с которым им удобнее будет работать.