Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Артем ТРУБИН  22 января 2024

Перспективы облачного рынка и тренды 2024 года

Текущие тенденции в экономике и уход иностранных игроков предоставляют российским облачным провайдерам новые возможности для роста. Можно ожидать, что в следующие пять-десять лет появятся конкурентоспособные отечественные технологии и качество продуктов значительно улучшится.

За последние несколько лет на рынке облачных технологий произошли существенные сдвиги. Сегодня его российский сегмент ощущает последствия высокой конкуренции с зарубежными компаниями, которые до недавнего времени доминировали и ограничивали поток клиентов на местном уровне, из-за чего развитие отечественных провайдеров было затруднено.

Драйверы рынка – рост экономики и цифровая грамотность бизнеса

Главными стимулами роста облачного рынка традиционно выступают цифровизация бизнес-процессов и общий рост экономики. Уровень технического образования и профессиональной подготовки ИТ-специалистов напрямую влияет на готовность компаний к цифровой трансформации. Высокая осведомленность и развитые цифровые навыки способствуют пониманию преимуществ цифровизации и, соответственно, готовности к интеграции новых решений. Что касается экономического роста – тренд будет сохраняться еще как минимум один-два года.

Дифференциация между вендорами, интеграторами и дистрибьюторами

Среди явных трендов рынка облачных технологий в России в 2024 г. можно выделить стремление к замещению иностранных продуктов и усиление дифференциации между участниками рынка вендорами, интеграторами и дистрибьюторами. Первая тенденция реализуется небыстро, полноценного перехода на отечественные решения следует ожидать не раньше, чем через пять лет. Проявления второго тренда можно видеть уже сейчас. Так, недавно на отраслевом мероприятии одна из ведущих компаний на облачном рынке анонсировала закрытие своего проектного подразделения, что смещает акцент с интеграторской деятельности на вендорскую.

Ожидается, что в будущем «власть» на рынке может перейти от вендоров к интеграторам, что будет способствовать созданию конкурентных и качественных российских облачных продуктов. Благодаря этому интеграторы получат больший выбор среди альтернативных предложений.

Экспертиза провайдеров и клиентский опыт

В 2024 г. ключевыми направлениями для облачных провайдеров станут развитие экспертизы в бизнес-сфере и улучшение клиентского опыта. В условиях рынка, далекого от монополии, акцент смещается на удовлетворение потребностей клиента. Поскольку знания заказчиков в облачных технологиях часто недостаточно глубоки, они ищут провайдера, способного предоставить квалифицированную экспертизу и внимание к их уникальным требованиям.

Таким образом, облачным компаниям необходимо находить баланс между профессионализмом и удовлетворением клиентских ожиданий. Это касается и вендоров, которым следует предоставлять поддержку, обучение и сервис не только конечным клиентам, но и интеграторам.

Кроме того, облачным провайдерам необходимо расширять свою целевую аудиторию за пределы круга ИТ-специалистов, охватывая бизнес-заказчиков в целом. Это позволит более эффективно развивать продажи и внедрять технологии уже на этапе формирования бизнес-задач. Прямая коммуникация с представителями бизнеса ускорит интеграцию облачных решений и будет способствует более раннему началу жизненного цикла компании в облаке.

Отсутствие жизнеспособной модели монетизации ИИ

Сегодня технологии искусственного интеллекта (ИИ) и машинного обучения часто выступают в роли маркетинговых инструментов. Эта тема вызывает живой интерес, хотя в облачных сервисах широкого использования ИИ пока не наблюдается. Есть примеры его внедрения в отдельные продукты, представляемые вендорами, но их мало. При анализе бизнес-задач не всегда понятно, как можно интегрировать ИИ и какую практическую пользу он может принести. Потенциал применения ИИ и машинного обучения еще предстоит раскрыть. Однако для начала необходимо стабилизировать ИТ-инфраструктуру, функционирование которой все еще сопряжено с трудностями после оттока зарубежных вендоров. Поэтому задача для облачного рынка на один-два года – найти способы монетизации ИИ через повышение эффективности работы ИТ-инфраструктуры.

Гибридные облака становятся более актуальными

Уход иностранных облачных провайдеров с российского рынка изменил отношение клиентов к облачным сервисам. После внезапного ограничения доступа к данным, хранившихся в зарубежных облаках, заказчики стали опасаться потери контроля над данными после их переноса в облако вне зависимости от принадлежности последнего. В результате облачное хранение клиенты часто выбирают только некритичных для бизнеса данных. Тем не менее они осознают, что при высокой стоимости содержания всей информации на собственных серверах перенос части данных в облака экономически оправдан. Конкрентное же соотношение объема и типов данных, хранящихся внутри и вне компании, индивидуально и зависит от потребностей и характеристик каждого бизнеса.

Прозрачность и оптимизация расходов

Основные направления оптимизации затрат в облачных сервисах в 2024 г. включают в себя гибкое управление ресурсами и повышение прозрачности расходов. Анализ и прогнозирование затрат позволят расширить спектр продуктов с моделью оплаты pay-as-you-go. Благодаря регулярному сбору данных и составлению отчетов в рамках этой модели увеличивается прозрачность расходов и использования ресурсов для бизнеса и ИТ-специалистов. Это даст возможность более эффективно распределять активы и оптимизировать рабочие процессы.

* * *

С уходом зарубежных игроков и формированием новых тенденций рынок облачных технологий получил возможность для активного развития. Ключевые драйверы рост экономики и повышение цифровой грамотности бизнеса, главный тренд дифференциация между вендорами, интеграторами и дистрибьюторами. Неоспорима необходимость повышения экспертизы и вовлеченности провайдеров в задачи бизнеса, а также улучшения клиентского опыта. А отсутствие эффективной модели монетизации искусственного интеллекта и растущая актуальность гибридных облаков ставят перед отраслью новые задачи. Кроме того, очевидно, что в ближайшее время прозрачность и оптимизация расходов останутся в центре внимания.

Артем Трубин, директор продуктового портфеля, ActiveCloud, преподаватель продуктового подхода и маркетинга в программе MBA ИБДА, РАНХиГС

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен