Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 03 2014 |
Алекс ЧУДНОВСКИЙ | 11 марта 2014 |
Локализация как облачный драйвер
Российский рынок облачных сервисов по традиции идет по стопам западных практик, но имеет свои особенности. О том, что должен учитывать международный вендор при работе с местными заказчиками, – Алекс ЧУДНОВСКИЙ, вице-президент SAP по направлению Cloud в Восточной Европе.
– Как вы оцениваете изменения, произошедшие за последний год на российском рынке облачных сервисов?
– Основной вывод – большого бума облачных решений в России не случилось. Но это не означает, что прогресса не было. Наоборот, четко прослеживается тенденция увеличения количества потенциальных клиентов, глубоко интересующихся облачной темой и старающихся разобраться в том, что именно предлагают провайдеры облаков, как работают облачные сервисы, как ими пользоваться и как получить максимум из их достоинств. Кроме того, расширился ассортимент и повысилось качество облачных решений.
– Что вы вкладываете в понятие качества облачных решений?
– Прежде всего это их локализация с добавлением функций, специфических для конкретного, в данном случае российского, рынка. Речь идет о соответствии облачных бизнес-приложений законодательству РФ и учете привычек локальных заказчиков. Например, чтобы преодолеть характерное пока для России недоверие к хранению данных за пределами корпоративных ИС, международному поставщику необходимо, на наш взгляд, иметь дата-центр в России, собственный или арендованный.
– Какие еще у российского рынка облачных сервисов национальные особенности?
– К таким особенностям я бы отнес не совсем благоприятную для внедрения облачных сервисов нормативную базу, требования которой к тому же часто меняются. На западных рынках правила игры уже устоялись, и там больше доверяют облачным провайдерам. А в России в облака переводят некритичные сервисы и приложения, имеющие давнюю облачную практику (электронную почту и т.п.). Однако российские компании уже присматриваются к возможности переноса в облака более критичных для их бизнеса сервисов.
– Отличается ли спрос на облачные сервисы со стороны крупного, среднего и мелкого бизнеса?
– Да, и довольно сильно. Компании SMB-сектора гораздо активнее стремятся в облако, чем крупный бизнес, прежде всего из-за того, что облачные сервисы требуют существенно более низких начальных инвестиций в ИТ-системы и ПО. Кроме того, у небольших компаний есть законодательные стимулы к более прозрачному ведению бизнеса, и облачные сервисы предоставляют для этого широкие возможности. Крупный бизнес, уже инвестировавший немалые средства в собственную ИТ-инфраструктуру и специализированное ПО, более медлителен по отношению к облакам и начинает подобные проекты с точечных решений. Его осторожность объясняется еще и тем, что крупной компании труднее поменять облачного провайдера в случае неудачного выбора. Такая ситуация наблюдается и на российском, и на глобальном облачном рынке.
– Необходимы ли заказчикам услуги консультантов и системных интеграторов при реализации облачных проектов?
Нормативная база не является драйвером облачных услуг. Она всегда скорее догоняет рынок. Т.е. сначала появляется спрос и предложение, а уже затем государство обеспечивает корректное функционирование рынка. Алексей НАЗАРОВ, «ВымпелКом» |
– Как сильно отстает в развитии российский рынок облачных сервисов от мирового?
– Если оценивать отрыв от передовиков, то примерно пять-семь лет. В мире немало крупных компаний, которые полностью перенесли свою инфраструктуру и бизнес-решения в облака, и их корпоративные ИТ-подразделения занимаются, по сути, лишь менеджментом услуг сторонних провайдеров. Но полагаю, что российские компании имеют все шансы быстро наверстать отставание: использование уже имеющегося опыта должно сократить этап проб и ошибок, а экономическая ситуация в стране будет стимулировать внедрение облачных решений, отличающихся более низкой общей стоимостью владения.