Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2012 |
Данила КОСЕНКОВ  | 11 декабря 2012 |
Кто поможет государству и бизнесу найти общий язык?
Эффективному взаимодействию государства и бизнеса должны способствовать экспертные сообщества.
– Единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к государственно-частному партнерству, не существует. Какие формы вы считаете наиболее конструктивными в ИКТ?
– Наиболее эффективное взаимодействие государственных и коммерческих структур, по опыту РДТЕХ, происходит в рамках организаций под эгидой государства, в которых тем не менее работают люди, пришедшие из бизнеса. Они могут выступать медиаторами и экспертами в реализации проектов государственно-частного партнерства и формировании соответствующей законодательной базы. Для организации более тесного сотрудничества государства и бизнеса сейчас делается многое. Государство готовит новые структурные и регламентирующие законопроекты, регулирующие эту сферу, а бизнес, в свою очередь, совершенствует свои технологические и производственные мощности в целях реализации этих законопроектов. В таких условиях роль экспертов-посредников трудно переоценить. Они помогают госструктурам находить новые решения, одновременно не допуская формирования коррупционных схем взаимодействия. Без создания таких промежуточных организаций и сообществ государство не сможет эффективно инвестировать деньги в бизнес.
– Какие наиболее значимые факторы развития государственно-частного партнерства в ИКТ вы бы выделили?
– Важно понимать, что большая доля предприятий крупного и среднего бизнеса в сфере ИКТ нацелена на обслуживание государства. Поэтому предприятия заинтересованы в том, чтобы механизмы сопряжения интересов бизнеса и государства, важнейшим из которых является ГЧП, работали максимально эффективно. Обе стороны могут оказать друг другу серьезную помощь. Государство, инвестируя в технологические проекты, решает сразу несколько задач, главные из которых – улучшение управляемости экономики и развитие инфраструктуры. Бизнес же получает финансовые ресурсы для дальнейшего совершенствования технологий, а также для развития собственных компетенций. Именно это, по нашему мнению, и есть ключевой фактор синергии бизнеса и государства.
– А какие факторы, по вашему мнению, препятствуют развитию ГЧП в ИКТ?
– Основная проблема в том, что чиновники зачастую не понимают, как бизнес может содействовать решению тех задач, которые они выполняют. Государственный аппарат просто в силу своей специфики – это машина, которая не способна работать сама по себе, без помощи квалифицированных консультантов со стороны бизнеса. Причем работы только экономистов и юристов здесь недостаточно – в одиночку они не могут перевести законодательную базу на новый уровень. У госструктур слишком много сиюминутных задач, за которыми они могут не увидеть передовых технологий и инноваций, предлагаемых бизнесом. Поэтому я еще раз хочу подчеркнуть важность экспертного взаимодействия через совместные предприятия, обеспечивающие согласованность интересов.
– Каковы критерии эффективности государственно-частного партнерства в ИКТ?
– В качестве инвестора для бизнеса государство должно быть заинтересовано в выполнении инновационных проектов любого направления, фактически вне зависимости от их технологического содержания. Однако оно должно более внимательно относиться к конкретным технологическим инициативам, которые планируется осуществлять.
Мера эффективности частно-государственных проектов в ИКТ – не объем привлеченных инвестиций, а польза, которую они приносят на этапе реализации. В России сейчас ведется большое количество масштабных проектов, но с точки зрения эффективности для госструктур многие из них, по моему мнению, не совсем оптимальны.
В последнее время государством были направлены колоссальные средства на выполнение ряда крупных проектов, таких как «Электронная Россия» и «Электронная Москва». К сожалению, можно констатировать, что из-за распространения коррупционных схем и неэффективного взаимодействия участников проектов значительная часть этих средств была растрачена впустую. Я уверен, что при наличии грамотно выстроенных посреднических схем, контроля со стороны государства и рекомендаций со стороны бизнеса взаимодействие государства и бизнеса может быть гораздо эффективнее.
Читайте также:
В.Сусойкин: Приоритет применения Big Data – совершенствование бизнес-процессов
С.Лихарев: Были случаи -- решение окупалось на этапе пилотного проекта
Д.Андриков: Big Data начинается с выстраивания структуры информации
С.Знаменский: Внедрение аналитических систем нового поколения – эволюционный процесс
А.Зейников: Движущий фактор – рост интереса компаний к клиенту