Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2012 |
Константин БЫСТРУШКИН  | 11 декабря 2012 |
ТВ-техника на господдержке
После вступления России в ВТО конкуренция на рынке неизбежно обострится, что существенно осложнит позиции отечественных производителей, так как возможность их государственной поддержки существенно сократится. В этих условиях разработку комплекса мер защиты интересов отечественных производителей, не противоречащих правилам членства в ВТО, трудно переоценить.
На своем рынке
В создании материально-технической базы для приемных и передающих сетей цифрового телевидения DVB-T2 российская промышленность добилась хороших результатов.
В программу создания передающей сети вовлечено 45 производителей оборудования и 62 строительно-монтажные компании от Санкт-Петербурга до Камчатки. Отечественные предприятия производят полный модельный ряд профессиональных антенн, схем сложения, оборудования для антенно-фидерных устройств цифровых телепередатчиков. Например, цифровые телепередатчики мощностью от 1 до 5000 Вт выпускает целый ряд предприятий разных форм собственности. Их продукция дешевле зарубежных аналогов на 15–40%, причем по энергоэффективности, надежности и массогабаритным характеристикам она соответствует зарубежным аналогам, а по ремонтопригодности – превосходит их. Доля российского передающего оборудования в среднем составляет 88%.
На рынке телеприемников доля российских производителей превышает 85%. В этом есть немалая заслуга департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга России, который разработал и реализует комплекс мер по поддержке российских производителей аппаратуры для цифрового телевидения. Сюда, в частности, относится освобождение российских производителей телевизоров от уплаты 15%-ной ввозной таможенной пошлины на плазменные и ЖК-панели, что обеспечивает им существенные преимущества по сравнению с компаниями – импортерами готовых телевизоров. В результате проводимой ведомством политики три крупнейших мировых производителя телевизоров в 2008–2011 гг. построили на территории России собственные заводы: «Самсунг Электроникс Рус» – в Калуге, «ЛГ Электроник Рус» – в Рузском районе Московской области и TPV Technology – в поселке Шушары Лениградской области. Суммарные производственные мощности этих заводов превысили 8,5 млн шт./год. К концу 2012 г. практически все выпускаемые в России телевизоры будут цифровыми, что позволит в дальнейшем более чем на 85–90% удовлетворить прогнозируемый спрос на цифровые телевизоры DVB-T2.
Господдержка на опережение
До вступления России в ВТО Минпромторг поддерживал отечественных производителей методами таможенно-тарифного регулирования; стимулированием спроса на продукцию российских предприятий путем создания им различных преференций при проведении закупок за счет бюджетных средств; стимулированием экспорта аппаратуры российского производства, в первую очередь в страны СНГ и ближнего зарубежья; стимулированием переноса зарубежными компаниями производства аппаратуры и оборудования в Россию, а также экспорта инновационных технологий.
После вступления России в ВТО конкуренция на рынке неизбежно обострится. Поэтому будет необходим комплекс мер по защите интересов отечественных производителей, не противоречащих правилам членства во Всемирной торговой организации. Один из действенных механизмов господдержки – создание опережающего научно-технического задела в рамках федеральных целевых программ, разработанных на основе долгосрочных стратегий технологического развития отрасли, которые позволят резко повысить конкурентоспособность отечественных разработчиков и производителей аппаратуры. Даже в промышленно развитых странах, например в Южной Корее, правительство финансирует из бюджета проведение в университетах и научных центрах целого ряда НИР по созданию научного и технологического задела по заявкам национальных компаний-производителей, результаты которых затем передаются этим компаниям для промышленного освоения. Быстрые темпы роста рыночной доли тех же компаний из Южной Кореи показывают целесообразность такой стратегии поддержки национальных производителей.
В России подобный способ государственной поддержки также весьма эффективен. В 2009 г. по заданию Минпромторга рабочей группой МНИТИ и Ассоциации разработчиков и производителей аппаратуры телерадиовещания (АРПАТ) была разработана «дорожная карта» развития средств телерадиовещания до 2020 г., которая служит теперь своеобразным ориентиром для российской промышленности и может лечь в основу последующих планов развития отрасли. Эта концепция реализуется посредством федеральных целевых программ, направленных на создание базовых технологий нового поколения аппаратуры. Отечественные производители, участвующие в осуществлении этих программ, в частности ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 гг.», получают возможность создать необходимый научно-технический задел с частичным финансированием затрат за счет бюджетных средств. Для реализации этой возможности на практике Минпромторг в 2008–2012 гг. профинансировал целый ряд НИОКР, в результате чего были разработаны и внедрены в серийное производство на российских заводах-изготовителях перспективные образцы аппаратуры для цифрового телевидения. В частности, в НТЦ «Модуль» была разработана СБИС цифрового декодера MPEG-4 К1879ХБ1Я для приставок и телевизоров DVB-T2. На основе этой СБИС в рамках ОКР «Мультимедиа модули» МНИТИ совместно с НТЦ «Модуль» разрабатывает мультимедийную цифровую приставку нового поколения с функциями Smart TV.
Телепроизводители vs телевещатели
Следует отметить, что в России цифровое эфирное вещание будет осуществляться в стандарте DVB-T2, и в ряде регионов такое вещание уже ведется. Однако потенциально возможные в этом стандарте дополнительные сервисы (HbbTV, OTT и др.) при этом не реализуются, поскольку для их функционирования требуется поддержка со стороны вещательных компаний. Отечественные же телекомпании этими вопросами практически не занимаются. Поэтому дополнительные информационные услуги на деле предоставляются только владельцам «умных» телевизоров, изготовленных по технологии Smart TV.
Smart TV дает зрителям принципиально новую возможность получить через Интернет прямой доступ к интересующему их контенту без участия посредников. Таким образом, телевизоры Smart TV уже сейчас можно рассматривать как альтернативу не только эфирному, но и кабельному телевидению, так как его абонентам помимо достаточно обширного и актуального контента обеспечивается еще и полноценный сервис VoD.
Политика производителей аппаратуры по созданию собственных медиапорталов еще больше усугубляет сложное положение, в котором оказались вещательные компании и операторы кабельных сетей, поскольку они не имеют технических возможностей удовлетворить все более диверсифицирующиеся запросы зрителей. Самое главное отличие Smart TV от других технологий телевещания – возможность сформировать личное информационное пространство для каждого зрителя на основе его интересов и предпочтений. В этих условиях прием аналоговых и цифровых телевизионных программ по каналам эфирного и кабельного телевидения становится всего лишь одним из способов получения информации, причем все менее значимым.
В рамках финансируемой Минпромторгом федеральной целевой программы МНИТИ и члены АРПАТ разработали ряд новейших технологических решений, внедрение которых может существенно повысить привлекательность телевещания и способствовать возврату к телеэкранам из Интернета и социальных сетей части активных зрителей. В частности, отрабатывается технология написания информационных приложений (виджетов) для Smart-телевизоров различных компаний-изготовителей. Мы предлагаем простое техническое решение на основе мини-ПК в формфакторе USB-флешкарты с операционной системой Android, которое позволит превратить в Smart-телевизор любой из уже имеющихся у населения 20 млн жидкокристаллических или плазменных телевизоров.