Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 12 2012 |
Лилия ПАВЛОВА  | 11 декабря 2012 |
Мультиплексное ГЧП
У ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009–2015 гг.» непростая судьба: долго и мучительно принималась, потом маховик был наконец запущен – и через полтора года после начала реализации программы одна за другой начались корректировки. Тем не менее «караван идет» – и представляет собой нетривиальный пример ГЧП в индустрии телевещания.
Цифровой эфир против ТВ-неравенства
Уж не первый год аналитики и эксперты рынка утверждают, что эфирное наземное ТВ-вещание умирает, что его заменят кабельные, спутниковые и другие средства доставки информации. «Эфирная цифра» не особенно спорит с ними, просто делает свое дело. К слову, не только в России, но и во вполне каблированных, спутникозированных и интернетизированных странах.
Скептицизм прогнозов относительно будущего цифрового эфирного телевещания (ЦЭТВ) в России разбивается о простую и ясную идею: программа направлена не столько на города-миллионники (хотя и там будет развиваться и уже развивается цифровое эфирное ТВ), сколько на ликвидацию информационного неравенства в тех регионах, где до сих пор люди могут смотреть лишь одну-две программы в «мутном» качестве.
По оценкам РТРС, около 40 млн наших соотечественников имеют единственное окно в мир – телевидение. «У них нет театров, кино, концертных площадок и других благ крупных городов, и этим сорока миллионам мы дадим 20 ТВ-программ высокого качества, – отметил на недавней конференции «Современные телевизионные технологии. Состояние и направления развития» заместитель гендиректора ФГУП РТРС Виталий Стыцько. – Это будет решением важнейшей социальной проблемы, приводящим к достижению баланса интересов государства, общества и телеиндустрии. Надо отметить, что такой масштабной инфраструктурной коммуникационной программы еще не реализовывала ни одна страна в мире».
Годовой рекорд перемен
Осенью прошлого года правительство приняло решение, что в России цифровое эфирное телевещание будет осуществляться в стандарте DVB-T2, позволяющем как минимум на 30% улучшить емкость телевизионных сетей по сравнению с ранее принятым стандартом DVB-T при тех же инфраструктуре сети и частотных ресурсах. Решение однозначно инновационное, но к тому времени РТРС в ряде регионов уже построила и ввела в эксплуатацию объекты ЦЭТВ стандарта DVB-T.
Затем в марте нынешнего года вышло распоряжение правительства о переносе срока начала внедрения нового стандарта с 2015 на 2012 г.
Наконец, в связи с ускоренным переходом на стандарт DVB-T2 летом этого года было решено внести изменения в ФЦП, причем весьма существенные. Связаны они с формулировками, составом мероприятий и количественных показателей программы, с корректировкой перечня задач, целевых индикаторов и показателей, с перерасчетом показателей социально-экономической эффективности программы и др. Пожалуй, ни одна ФЦП не испытывала такого каскада обновлений на втором году реализации.
По плану, но с изменениями
Несмотря на частую «смену лошадей на переправе», программа реализуется по плану. Несколько поменялась этапность и сроки перехода по различным регионам, что не сказалось на конечном сроке выполнения программы, отмечают в РТРС.
Как сообщил на упомянутой конференции В. Стыцько, к концу октября ЦЭТВ предоставлялось 57 млн человек в 45 субъектах РФ, было построено более 1400 объектов цифрового эфирного телевещания и 40 центров формирования мультиплексов. В планах РТРС до конца нынешнего года – охват 72,8% населения в 80 субъектах РФ, строительство более 1900 объектов вещания и 68 центров формирования мультиплексов. В 2013, 2014 и 2015 гг. планируется довести обеспеченность ЦЭТВ до 82,2%, 92,8% и 97,6% населения России соответственно.
Напомним, что первоначально предполагалось предоставить услуги ЦЭТВ 98,8% россиян. По информации РТРС, веской причиной внесения изменений в программу стали результаты обследования в 2010–2012 гг. существующих объектов аналогового вещания на предмет их пригодности для размещения цифрового оборудования. Выяснилось, что 29,7% таких объектов не соответствуют требованиям, предъявляемым Градостроительным кодексом РФ к объектам связи, 47% – не являются объектами связи, не соответствуют топологии сети цифрового телевещания либо находятся в аварийном состоянии. В итоге для включения в цифровую сеть пригодно всего 1427 существующих объектов вместо 6500, обозначенных в ФЦП. В то же время, если проектировать цифровую сеть с целевым показателем охвата населения вещанием по каждому субъекту РФ на уровне не менее 98,8%, то общее количество объектов сети цифрового вещания необходимо будет увеличить до 8154. При этом количество новых объектов возрастет с 300 до 6727, что потребует увеличения бюджетного финансирования по развитию сети 1-го мультиплекса на 30,8 млрд руб. и приведет к объективному риску превышения сроков реализации программы.
Скорректированный показатель охвата населения цифровым эфирным телевизионным вещанием – не менее 95% в каждом субъекте РФ. При таком подходе общее количество объектов вещания сети 1-го мультиплекса составит 4956. Общая обеспеченность ЦЭТВ – не менее 97,6% населения в целом по стране, причем в 34 субъектах РФ охват составит 98,8% (а в 20 из них – в основном в регионах с высокой плотностью населения в европейской части России – приблизится к 100%), и лишь в 26 субъектах РФ услуги ЦЭТВ смогут получать только 95–96% жителей. Зрительскую аудиторию в населенных пунктах, не покрытых по окончании строительства цифровым эфирным телевещанием, предполагается обеспечить спутниковым непосредственным телевизионным вещанием.
Применение стандарта DVB-T2 позволяет увеличить количество транслируемых каналов без увеличения частотного ресурса: 20 телеканалов свободного доступа могут быть размещены в двух мультиплексах, а не в трех, как планировалось ранее. В итоге государство поручило РТРС на основе инженерной инфраструктуры 1-го мультиплекса создать не сеть для «государева пакета» из восьми каналов, а сеть из двух мультиплексов, которые дадут как минимум 20 каналов для тех же 97,6% россиян. Теперь в планах РТРС – строительство 1508 объектов ЦЭТВ 2-го мультиплекса в 2013 г., их наращивание до 3302 в 2014 г. и до 4956 объектов в 2015 г.
Другие изменения в ФЦП касаются организации временных дублей пакетов телерадиоканалов, графика создания и запуска космических аппаратов для целей телевещания, изменения подходов к развитию цифрового радиовещания (в настоящее время разрабатывается отдельная ФЦП для мощного цифрового радиовещания в диапазоне средних и коротких волн). По данным РТРС, изменения в целом не потребовали увеличения общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных ФЦП.
Если рассматривать ФЦП с точки зрения государственно-частного партнерства, то дисциплинированное ФГУП РТРС перестраивается по команде государства, ГПКС обеспечивает космический сегмент (с. 39), а отечественные разработчики и производители ТВ-аппаратуры получают господдержку (с. 36). А вот с теми самыми пользователями, ради которых и затевалась вся история, получился конфуз: купившие приставки DVB-T или телевизоры с встроенными тюнерами должны их выбросить и покупать новые, более инновационные. Даже если им не нужно 20 программ, а достаточно восьми первого мультиплекса. Но другим повезет больше. Мы уже не говорим о страданиях региональных телекомпаний, которые хотят попасть не в первый, так во второй мультиплекс ( с. 18). и что будет с третьим? Пусть им тоже будет счастье.