Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2010 |
Лилия ПАВЛОВА | 28 января 2010 |
ФилOSSофия оптимизации
Как оптимизировать расходы на внедрение и эксплуатацию OSS и биллинга? Как в условиях сокращения ИТ-бюджетов реализовать OSS-проект? На чем сэкономить? Рекомендации по этим вопросам сформулировали участники дискуссии на 10-м форуме Billing and OSS Telecom.
Заменить нельзя интегрировать
Лет пять назад промышленные OSS были недосягаемы для экспертной оценки их применения на российском рынке – не было опыта внедрения и эксплуатации. Сейчас OSS-ландшафт пестреет застройками, причем именно телеком выделяется среди других отраслей активным внедрением вендорских систем поддержки бизнеса и операций в компаниях. Поэтому модератор дискуссии «Пути оптимизации расходов на внедрение и эксплуатацию OSS» А. Брыков («Техносерв») сразу предложил не рассматривать случаи 100%-ной экономии на внедрении и эксплуатации OSS, когда весь бизнес оператора ведется при помощи самописных систем: «Я думаю, что сегодня уже многие пришли к заключению: а) нет смысла изобретать велосипед; б) бизнес оператора связи без автоматизации невозможен».
В силу пункта «а» оператор склоняется купить готовый продукт, однако в силу пункта «б» в том или ином виде бизнес-процессы операторов связи уже были автоматизированы до прихода на рынок промышленных систем, а потому вендорам и интеграторам сплошь и рядом приходится сталкиваться с собственными разработками заказчика. В каких случаях их следует заменять, а в каких – интегрировать с новой системой?
По опыту «Техносерва» решение нужно принимать после детального анализа текущего состояния OSS-инфраструктуры оператора. Так, в консалтинговой практике системного интегратора был случай, когда пришлось отказаться от замены самописной системы предоставления услуг ШПД крупного московского оператора, поскольку, по словам А. Брыкова, замена систем такого рода и такого масштаба, предоставляющих массовые услуги, представляется «смертельно опасной авантюрой для оператора». Но в практике «Техносерва» есть и противоположный пример: у крупного оператора, образованного в результате многочисленных слияний и поглощений, оказалось в распоряжении большое количество унаследованных систем, предназначенных для обработки заявок для разных секторов бизнеса. Консультанты пришли к выводу, что их замена при хорошем проектировании будет полезна оператору.
По мнению В. Богомольного (NetCracker), при составлении планов трансформации OSS-окружения такого оператора, получившего в результате слияний целый «зоопарк» систем обработки тех или иных заявок, в первую очередь следует оценить преимущества объединения и переноса функционала из старых систем в новые OSS-решения. Кроме того, часто рассматриваются варианты, когда самописная или унаследованная от другого предприятия система не заменяется целиком, а «накрывается» сверху тем или иным решением по оркестрации заявок и переводу их в старые рабочие процессы. «Системы, ориентированные на массовый поток обработки заявок, чаще всего не переживают трансформационный проект, поэтому их функционал поэтапно переносится во внедряемые решения», – отметил В. Богомольный. При решении о замене или сохранении системы основными критериями для NetCracker являются количество таких заявок и количество работающих по предоставлению услуг специалистов, «проходящих» через эту систему (скажем, «штучные» правительственные системы, скорее всего, замещаться не будут).
Преобразование OSS-архитектуры могло бы обойти проблему интеграции нового продукта в существующее окружение, если это решение комплексное и построено на единой платформе. Что вовсе не означает покупку «тяжелого», дорогого решения. Как заметил А. Михайлов (TTI Telecom), на сложные интеграционные работы зачастую тратится б'ольшая часть бюджета проекта, что приводит к превышению изначально заложенных ресурсов. Поэтому компания предлагает систему предынтегрированных между собой модулей. Это удешевляет решение и его внедрение, а также обучение сотрудников заказчика, что в дальнейшем приведет к сокращению затрат на эксплуатацию системы.
Экономить помогут… вендоры
Поэтапная покупка лицензий – один из эффективных способов снижения стоимости вендорских решений. Это уже поняли операторы, предпочитающие не повторять известной ошибки компании, «оптом» купившей несколько лет назад многомиллионную лицензию на «тяжелую» платформу, которая до сих пор не внедрена и когда будет внедрена – неизвестно. И вендоры готовы продавать «в розницу». По словам А. Михайлова, политика TTI Telecom как раз и заключается в гибком подборе состава лицензируемых модулей в соответствии с бизнес-требованиями заказчика. Каждый модуль решает определенные задачи проекта в соответствии с ТЗ, составленным вендором, системным интегратором и заказчиком. «При росте компании и расширении ее бизнеса состав модулей может меняться, – говорит А. Михайлов. – И это можно делать не путем закупки каких-то больших блоков, а по чуть-чуть, в соответствии с меняющимися бизнес-требованиями. Видимо, такой подход более гибок, чем изначально продажа большого, дорогого решения «про запас».
Лицензионную модель NetCracker В. Богомольный назвал модульной и основанной на числе одновременных пользователей: модульная часть лицензии оплачивается при установке решения, а дальнейшие небольшие выплаты осуществляются при увеличении максимального числа одновременных пользователей системы.
Заметки на полях истории Как издание, отслеживающее биллинговый форум с 2000 г., мы не можем не заметить: а ведь прошла целая эпоха! Можно вспомнить «детский» и «юношеский» периоды, когда на выставочной площадке форума (сначала «чисто биллингового», потом «приросшего» OSS – и ставшего в итоге BOSS’ом) сходились исключительно российские разработчики АСР. Как спорили сторонники разных концепций внедрения биллинговых систем и как раздавали воздушные шары посетителям выставки посланницы CBOSS в фиолетовых мини… В какой-то момент форум стал шумным и многолюдным, с элементами шоу и маркетинговой доминантой. Три года назад мы отметили, что форум представляет собой некую «миграционную карту» рынка: одни участники уходят, другие приходят, третьи меняют бренды. Менялись акценты конференции: если в 2005 г. это были презентации OSS зарубежных вендоров, то в 2006-м и 2007-м в фокусе оказались методологии, концепции, а в 2008 г. заговорили об экономии на системах биллинга и OSS. В 2009 г. эта тема актуальности не утратила: кризис, господа... |
Модель «софт как сервис», используемая российским вендором «Стек Софт», оказалась весьма выгодной для небольших стартапов. «Операторам не нужно тратиться на необходимое оборудование, закупку базовых лицензий, в том числе базового софта (ОС, СУБД), на обучение специалистов, поддержку администраторов ОС и СУБД, – пояснил В. Кутуков, генеральный директор «Стек Софт». – Поэтому стоимость вхождения на рынок достаточно невысока». Среди таких клиентов компании – операторы на Урале и в Сибири, в Калининграде и Поволжье.
Время покупать и… консультироваться
Казалось бы, в условиях сокращения бюджетов не до покупок предметов не первой необходимости. Однако, по мнению А. Брыкова, если оператору нужна система класса OSS, то сделать это сейчас – самое время, поскольку ценовые предложения со стороны зарубежных вендоров на рынке OSS/BSS сегодня самые выгодные: снижение цен минимум на 20%, хорошие скидки как на услуги по внедрению, так и на сами продукты. «Кроме того, практически уже не осталось вопросов, кто и как делает тот или иной продукт, – есть внедренные системы, завершенные проекты, и самое время смотреть, нужна ли нам эта система, каким образом и за какие деньги будем ее внедрять», – считает А. Брыков.
Время кризиса – это и время переосмысления OSS/BSS-рынка в России, когда на первый план выходит консалтинг с оценкой окупаемости систем, с обоснованием затрат, с четко выраженной философией их оптимизации.
«ИКС» об OSS/BSS 2009: № 7–8, с. 24. № 4, с. 30; № 1, с. 26. 2008: № 6, с. 34. 2007: № 2, с. 21, 64. 2006: № 9, с. 58. 2005: № 1, с. 75. 2004: № 1, с. 18. 2003: № 1, с. 20. 2002: № 2, с. 34. 2001: № 4, с. 46. 2000: № 1–2, с.
34