Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 01-02 2010 |
Лилия ПАВЛОВА  | 28 января 2010 |
Мультиплексорная цифра
Эдуард Сагалаев на ноябрьском конгрессе НАТ предположил, что ФЦП «Развитие цифрового телерадиовещания в России на 2009–2015 годы» будет принята в 2010 г. И ошибся. В начале декабря 2009 г. премьер-министр Владимир Путин утвердил программу, основная задача которой – обеспечить 100%-ный охват населения услугами цифрового ТВ.
Программа прояснила позицию государства по ряду принципиальных вопросов: определен состав первого мультиплекса из восьми каналов; определены этапы реализации ФЦП и объем ее финансирования. Общий бюджет программы составит 122,445 млрд руб. Из них 76,366 млн руб. планируется выделить из федерального бюджета, а оставшиеся деньги привлечь из внебюджетных источников. Решено, что цифровые приставки государством субсидироваться не будут.
Предметом ФЦП является общедоступное эфирное вещание, оператором которого было, есть и будет ФГУП РТРС, чья общероссийская сеть подлежит грандиозной модернизации. В результате абсолютно все граждане России смогут смотреть как минимум 24 канала (первый, второй и третий пакеты из 8 каналов, или мультиплексы), в то время как сегодня во многих деревнях доступны для просмотра лишь 1–2 канала, а 2 млн человек оказались и вовсе за рамками ТВ-присутствия. В то же время жители городов могут бесплатно смотреть и 10, и 20, и больше каналов. Социальный смысл перевода эфирного ТВ в цифровой формат как раз и состоит в ликвидации этого информационного неравенства. Однако первые же шаги государства в этом направлении проявили новые грани неравенства – внутри самой вещательной отрасли.
Мультиплексы преткновения
Особенно неуютно чувствуют себя многочисленные небольшие региональные телекомпании: если они не попадут во второй и третий мультиплексы, им придется пополнить ряды платных каналов. К слову, Россия по потреблению платного контента – в числе передовых стран мира. По данным TNS Россия, сегодня в сетях КТВ, СНТВ, IPTV вещается 240 телеканалов, из них 101 – российский. Это, конечно, замечательно, но как конкурировать небольшой районной телестудии с известными брендами? И если уж говорить о защите интересов телезрителей, то можно предположить, что районный телезритель захочет смотреть местное «маленькое» ТВ. «Конечно, государство решает важную задачу – в глубинке нет достаточного набора каналов. Хорошо, определили первый мультиплекс. И вот я сижу и думаю: что сделать, чтобы попасть во второй мультиплекс? – поделился наболевшим гендиректор ОАО «ТВ Подмосковья» Рубен Оганесов . – И так думает каждый руководитель канала. Если второй и третий запустят одновременно, может быть, региональные каналы окажутся в третьем, это нормально. А если нет?.. Ждать четвертого? Это ужас, его не дождешься. Кабельщики говорят: приходите, мы ко всему готовы. Но чтобы к ним заходить, нужны миллионы. А телезрителю все равно – получать из кабеля, из эфира или из водопроводной трубы; дайте ему возможность выбирать из массы каналов то, что он хочет смотреть. И получается, что условия для этого не созданы».
Вице-президент АКТР Михаил Силин заметил на это, что для телекомпаний мысль потерять эфир кажется безумной. «Между тем самое время вступить в диалог, – считает он. – Мне представляется, что ТВ-каналы сейчас пытаются понять свое будущее в цифровом эфирном вещании, но они также должны понять свое будущее в кабельных сетях, подумать об этом заранее и это им облегчит принятие решения».
Помимо «кабельной фобии», руководители местных телеканалов испытывают большие сомнения относительно перестройки своих аналоговых «ТВ-фабрик». Стоит ли вкладываться в цифровое оборудование для производства контента, если будущее – туманно?.. По признанию одного из них, по этой причине даже действительно интересная выставка NATEXPO, организованная в рамках форума, лично для него теряет практический смысл.
Защита региональных вещателей, по словам президента НАТ Эдуарда Сагалаева , сегодня как раз и является приоритетной задачей ассоциации. «В регионах есть много талантливых передач, есть талантливое документальное ТВ, есть каналы для детей, каналы для целевой аудитории, и мы стараемся развивать и поддерживать все, что имеет большую социальную и культурную значимость», – отметил президент НАТ. Он призвал региональных вещателей подавать свои предложения по формированию второго и третьего мультиплексов в НАТ и в «Цифровой альянс России», рекомендации которого будут направлены в Минкомсвязи и в правительство РФ.
Тревоги и амбиции РТРС
Казалось бы, при переходе на цифровое ТВ самая понятная роль у РТРС – именно она определена оператором вещания первого мультиплекса, будет модернизироваться по ФЦП и т.п. Однако, как признал гендиректор ФГУП РТРС Алексей Малинин , у главного эфирного оператора страны есть свои большие сомнения. «Мы считаем, что вопрос отключения аналогового вещания для телезрителей более важный, чем включение цифрового, – сказал А. Малинин. – Мы построим сеть, запустим цифру. Как аналоговое вещание отключать? Хорошо, в части первого мультиплекса государство решило компенсировать затраты и субсидировать их распространение. А что будет с теми, кто войдет во второй и третий мультиплекс?.. Сегодня коммерческой модели нет и даже трудно точно посчитать размер затрат. При этом надо будет вещать параллельно, платить и за аналог, и за цифру – а значит, терять доходы».
Амбициозные же планы связаны с тем, что при отключении аналогового вещания освободятся колоссальные средства РТРС – огромное количество мощных передатчиков и частот (цифровой дивиденд), антенно-фидерное хозяйство. По словам А. Малинина, РТРС серьезно думает о том, чтобы использовать высвобождающуюся инфраструктуру для построения сетей ШПД социальной направленности. «И когда мы говорим о цифровом дивиденде, мы в первую очередь думаем об этом, – добавил гендиректор РТРС. – В США цифровой дивиденд продан за $20 млрд, Европа рассчитывает на 40–50 млрд евро, а наша «большая тройка» предлагает как подачку $3 млрд и считает, что это халява. Этот ресурс стоит гораздо больше».
Платное ТВ идет своим путем к равенству
Зародившееся в середине 90-х платное КТВ и СНТВ и присоединившиеся к ним в середине 2000-х IPTV и Web-TV перетянули на свою сторону уже почти половину российских телезрителей. По данным АКТР, к концу 2009 г. из 45 млн домохозяйств России 17 млн подключены к кабельному ТВ, 5 млн – к спутниковому, 400 тыс. – к IPTV. К 2015 г., по прогнозам кабельщиков, по «эфиру» смотреть ТВ будут лишь 3–4 млн домохозяйств России. Прогноз по определению нельзя считать истиной в последней инстанции, однако тенденция очевидна: цены на платное ТВ падают и некогда дорогое удовольствие выбирать из 100–150 каналов становится все более доступным для российских семей. Оно стало действительно массовым. При этом платное ТВ уже давно частично или полностью перешло на цифру. Основные проблемы для него не замена оборудования, а неопределенность терминов, запутанная система лицензирования, непрозрачные взаимоотношения вещателей и операторов связи (причем одно вытекает из другого).
Минкомсвязи подготовило необходимые для правового обеспечения перехода на новый формат вещания поправки в законы «О связи», «О СМИ», «О лицензировании отдельных видов деятельности», однако, как показал XIII конгресс НАТ, а чуть раньше конференция «Инвестиции в цифру», туман в этих вопросах далеко не рассеялся. По мнению М. Силина, большой проблемой остается система взаимоотношений между кабельными компаниями и вещателями: система лицензирования настолько запутана, что поневоле практически все ТВ-каналы в нашей стране, включая эфирные, распространяются по кабельным сетям незаконно. А упрощение лицензирования зависит от того, насколько четко будет определена система понятий. «Я думаю, самый важный вопрос – определиться с термином «вещание», – считает вице-президент АКТР. – В настоящее время рассматриваются два подхода. В первом вещание – в большей степени распространение, во втором – в большей степени производство. А нам главное, чтобы наконец было принято решение, что позволило бы сформулировать простые правила игры для всех участников». Казалось бы, решение этой проблемы не самое сложное, что связано с переводом аналогового вещания в цифровой формат. Между тем терминологическая неопределенность существует, кажется, уже целую вечность, с первых лет появления рынка платного ТВ, которое долгое время «сверху» как бы не могли рассмотреть и расслышать. Теперь «слона не заметить» уже и невозможно.