Стоимость телефонного трафика ежегодно снижается на 15-20%, интернет-трафика – на 20-25%. Операторы ищут новые, порой нестандартные источники дохода.
Первый -- уже сегодня много обещающий источник – «неживые абоненты», услуги обмена данными между различными устройствами (M2M) в сфере ЖКХ, на удаленных объектах энергетики, транспорта, связи, контроль состояния больных в медицине. К 2020 г. в мире «общаться» будут 22 млрд. таких устройств.
Второй - FMC в эпоху универсализации. Как повлиял процесс создания универсальных операторов на востребованность этой услуги у компаний разного масштаба и главное -- на ее доходность.
Третий источник – сервисы интернет-видео, доступные с самых разных устройств: ПК, мобильного терминала или планшетного компьютера. К концу 2010 г. интернет-видеотрафик по своему объему уже превзошел трафик P2P. Вопрос: зарабатывают ли на этих услугах операторы связи?
Третий – набравшие критическую массу пользователей социальные сети - новая онлайн-форма абонентского сообщества.
Четвертый – предоставление операторами своей абонентской базы рекламодателям в качестве таргетированной аудитории. «Большая тройка» не первый год пытается начать черпать доходы из этого источника, однако до сих пор неясно, кто первым перейдет от экспериментов к коммерциализации?