Как демократическое государство опирается на средний класс, так и цивилизованный рынок опирается на малый и средний бизнес (SMB). В российской сфере ИКТ он, как и в любой другой стране, многолик и включает разные типы и формы предпринимательства. Среди авангарда хорошо известные ныне софтверные фирмы, начавшие свою деятельность буквально с нуля (если не считать хорошей бизнес-идеи), и уже относящиеся к среднему бизнесу или вышедшие за его пределы. Но таких счастливчиков можно пересчитать по пальцам. В российском инфокоме SMB – далеко не фаворит рынка. Пустить корни на золотоносной земле ИКТ решится не каждый. Гиганты не желают делиться, власть не поощряет – налоги высоки, административный барьер не по росту, да и шлифован плохо – одни занозы! Банки на деньги скупятся, а вдруг потеряют? Маленького легко обидеть. Но, как известно, «не столь важна величина собаки в драке, сколь значима величина драчливости в собаке». Они мобильны, живучи, энергичны. И статистика SMB – при всем ее прогрессирующем убожестве – свидетельствует, что подвижки, инициируемые исключительно энтузиастами, есть, хоть и не столь значительные, как хотелось бы. Люди так и не могут прийти к единому взгляду на социально-экономическую роль предпринимательства. Как сказал У. Черчилль, одни видят в предпринимателях бешеных волков, подлежащих уничтожению, другие – дойных коров, за счет которых должны существовать остальные члены общества. Между тем предприниматель – ни то ни другое. Он – соль земли, мотор мировой рыночной экономики.
Так что же такое сегодня SMB в ИКТ – точка опоры или довесок к большому бизнесу?