На Западе рынок ИТ-аутсорсинга уже хорошо развит, структурирован, и его масштабы исчисляются десятками миллиардов долларов. По данным The Economist, в мире ежегодно заключается до 10 миллиардных сделок по ИТ-аутсорсингу и до 100 – на сумму более $100 млн. Россия только вступает на этот путь и поневоле сверяется с Западом. Как показывает зарубежный опыт, ИТ-аутсорсинг начинает активно развиваться как отдельное направление бизнеса, когда сегмент ИТ занимает весомую долю в ВВП страны. Так было в Западной Европе, так случилось и в Юго-Восточной Азии. На ближайшие 5–7 лет эксперты прогнозируют ускоренный рост и российского ИТ-аутсорсинга: если в 2005 г. объем отечественного ИТ-рынка составлял около $13 млрд, то на 2010 г. прогнозируется его рост до $34 млрд, а на 2015 г. – до $57 млрд. Сегодня, по данным IDC, доля аутсорсинга в общем объеме рынка ИТ составляет примерно 2,5% (или около $300 млн), но в ближайшие пять лет именно этот вид услуг будет лидировать на ИТ-рынке по динамике. Темпы прироста в 2006 г. – около 40% (ИТ-рынок в целом – около 25%), в 2007 г. они сохранятся или даже увеличатся. Однако столь высокая динамика услуг ИТ-аутсорсинга – скорее следствие его неразвитости, чем высокого спроса. Молодость российского рынка ИТ-аутсорсинга, неструктурированность спроса и предложения – увлекательный повод попытаться вычленить некие общие его знаменатели:
- кто и какие услуги предлагает; какие клиенты в них заинтересованы и почему?
- какие модели используются?
- как посчитать эффективность применения ИТаутсорсинга?
- какие подводные камни можно ожидать во взаимоотношениях исполнителя и заказчика?
- чему учит пусть и небольшой, но уже накопленный опыт?