Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Михаил ГРИГОРЬЕВ  06 ноября 2018

Сетевой нейтралитет по-русски: что ждет пользователей?

Проблема сетевого нейтралитета может сказаться не только на бизнесе операторов связи и медиакомпаний, но и затронуть обычных пользователей. Это опасение озвучил директор по развитию бизнеса компании iKS-Consulting Дмитрий Горкавенко в ходе своего выступления на второй ежегодной конференции «ЦОД-2018: модели, сервисы, инфраструктура».

«Телеспутник» приводит ключевые моменты его выступления.

Открывая презентацию, Дмитрий Горкавенко напомнил, что сетевой нейтралитет – это базовый принцип рынка, предполагающий одинаковые условия доступа к интернет-ресурсам. В соответствии с этим принципом оператор связи не «обрезает» доступ к внешним интернет-сервисам. В связи с тем, что телеком-рынок в России высоконкурентный сетевой нейтралитет соблюдается большинством операторов связи.

По его словам, в США сетевой нейтралитет также соблюдался и даже в 2015 году был оформлен законодательно, однако в июне 2018 года его отменили. Эта история очень показательна, уверен Дмитрий Горкавенко. «Стратегия североамериканских операторов связи предполагает, во-первых, отказ от ценовых войн, во-вторых, безлимитные тарифы совместно с OTT-сервисами», – рассуждает он.

Дмитрий Горкавенко напомнил о том, как исторически развивался рынок предоставления абонентам доступа к контенту. С одной стороны, объяснил он, есть производители контента и правообладатели. В лице телеканалов они приходили к большим операторам связи, которые по соглашению предоставляли абонентам доступ к контенту, используя свои магистральные каналы. Назад же поступала ежемесячная плата от пользователей за доступ в Интернет. Но со временем технологическая парадигма изменилась: появились сервисы Netflix, YouTube и им подобные, которые встали между абонентом и оператором связи. «В защиту операторов хочется сказать, что необходимость инвестировать в сеть так и осталась висеть на них самих. Между тем эти средства весьма существенны. Таким образом, операторы оказались в трудном положении. На изменившуюся парадигму они ответили запуском собственных OTT-сервисов, даже основали свои телеканалы», – вспоминает Дмитрий Горкавенко. Несмотря на это, в России базового принципа сетевого нейтралитета придерживаются.

Вместе с тем потребление контента растет, а с ним – и нагрузка на сети. По данным iKS-Consulting, 40% пользователей ежедневно смотрят видео в Интернете. По некоторым подсчетам, в 2019 году до 80% трафика будет приходиться на видеоконтент – то есть, самый тяжелый контент с точки зрения операторов связи. Кроме того, порядка 35% респондентов играют в онлайн-игры каждый день, а это еще один серьезный источник трафика.

Этот рынок растет драматическими темпами, подчеркнул Дмитрий Горкавенко. По прогнозам iKS-Consulting, в 2019 году пользователей облачных хранилищ будет вдвое больше, чем в 2017-м.

Если построить прогноз на основе этих цифр, то окажется, что объем интернет-трафика в России к 2024 году вырастет в семь раз: с 6 тыс. Пб (петабайт) до 42 тыс. Пб. Это вызвано самыми разными причинами, в том числе проникновением смартфонов, развитием сетей LTE, запуском 5G. При этом объем домашнего (стационарного) Интернета вырастет к 2024 году только вдвое. В нынешних условиях операторы связи не могут прозрачно наращивать ARPU, сетует Дмитрий Горкавенко. Они находятся в ситуации, когда нарушение сетевого нейтралитета становится для них одним из возможных направлений бизнеса.

Михаил Григорьев, редактор направления, «Телеспутник»

Полная версия материала опубликована на портале Telesputnik.ru
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!