Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2007 |
Лилия ПАВЛОВА  | 01 января 2007 |
У философского камня IMS
сходится вся королевская рать инфокоммуникационного бизнеса – регулирование, наука, производство, эксплуатация. Практически все крупнейшие телеком-вендоры выступили монолитным блоком проводников IMS-идеологии на международной конференции IMS Forum Russia 2006, договорившись, впрочем, избегать «маркетинговых заклинаний» и акцентировать внимание на насущных задачах – в основном организационных и нормативных. Этот посыл стал ключевым и для операторского блока, представленного двумя компаниями мобильной связи, и для науки в лице ЦНИИС.
Почему IMS?Операторы связи, как мобильные, так и фиксированные, явственно ощущают ветер перемен. Эксперты сходятся во мнении, что 5–10% доходов от их традиционного бизнеса в ближайшие годы будет переходить в иные области – мультимедиа, VoIP и др. Если в 2006 г. в структуре доходов отрасли в мире доля «мобильного голоса» составила 41%, то к 2011 г., по прогнозам Ericsson, этот показатель снизится до 38%, а доля « проводного голоса» – соответственно с 36% до 20%. Зато мобильная передача данных принесет 19% вместо нынешних 7%, широкополосный доступ в Интернет и VAS – 12% вместо 8%. Появится наконец прибыль от VoIP – 2%. А вот услуги передачи данных для корпоративных пользователей останутся на уровне нынешних 8%.
В этих условиях оператору требуется инструментарий для быстрого внедрения новых сервисов, оптимальных по затратам и координационным усилиям. Такой инструментарий как раз и предлагает концепция IMS. Результаты опроса 189 операторов, проведенного Light Reading Drilling Down on IMS, вполне оптимистичны. Респонденты считают, что IMS обусловит более гибкое развертывания приложений (41,3% опрошенных), позволит пакетировать сервисы удобным образом и продавать на рынке (19,6%), поможет в фиксированно-мобильной конвергенции (22,8%), предоставит оператору дешевую платформу для предоставления сервисов (9%), даст возможность комбинировать лучшие компоненты от производителей, чтобы снизить капвложения (7,4%). Похоже, что какой-то одной «киллер-аппликейшн» для IMS не существует – есть набор задач, решить которые операторы и рассчитывают с помощью новой архитектуры.
Готова ли Россия?
Российские крупнейшие операторы мобильной связи, технологически наиболее близкие к воплощению IMS, признают ее стратегическую неизбежность. Однако, по словам начальника управления маркетинга СМАРТС Д. Багдасаряна, поволжский оператор в ближайшее время «ставить IMS» не планирует. На то есть целый ряд причин: проблемы при реализациях IMS-решений зарубежными компаниями, незавершенность разработки детальных спецификаций (притом что общая архитектура IMS определена), сложность обеспечения необходимого уровня качества предоставления сквозных услуг, неясность в вопросах устойчивости и полносвязности сети, недостаточная функциональность терминалов. Наконец, неизвестно, пойдут ли в массы новые услуги на базе IMS?..
«Все наблюдали удручающие последствия экспериментов в области IМ-, GPRS- и других услуг, когда падала выручка в целом, – заметил Д. Багдасарян. – А мы запустили GPRS в коммерческую эксплуатацию в 2004 г., и в итоге проникновение этой услуги у нас превысило показатели федеральных операторов. То же будет и с IMS. Но сегодня мы внедрять IMS-решения не станем».
Осторожность оператора, который, дорожа абонентами, реализует только проверенные решения, хорошо понятна. Начальник отдела сетевых технологий МТС К. Князев, перечислив уже сформировавшиеся предпосылки для внедрения IMS (необходимость интеграции технологий и телекоммуникационных бизнесов, наличие спроса на конвергентные услуги, потребность в «склеивающей» технологии в условиях пакетизации сетей), уточнил задачи, которые должен решить оператор при переходе на новую технологическую парадигму, каковой, по его мнению, является IMS.
Так, верификация внедрения IMS должна быть очень тщательной и производиться поэтапно, с помощью конкретных бизнес-кейсов. Кроме того, для сотовых операторов критически важна бесшовная миграция привычных массовых услуг в новое технологическое пространство. Не-IMS (IP Multimedia Subsystems) разработана в 2002 г. консорциумом 3GPP. Этим направлением занимаются также ETSI, OMA, ITU-T.
Концепция IMS предполагает предоставление услуг мультимедиа абонентам мобильной и фиксированной связи на базе горизонтально интегрированной архитектуры (опорная IP-сеть и разнообразные сети доступа, общая среда доставки услуг, приложения и контент). IMS-решения предлагают Alcatel, Ericsson, Huawei, Lucent Technologies, Motorola, NEC, Nokia, Nortel, Siemens и др.
Ряд зарубежных операторов – British Telecom, Тelecom Italia Mobile и др. – уже приступили к внедрению этих решений. В России IMS-воплощений пока не существует.
обходима синхронизация внедрения IMS с основными сетевыми подсистемами, которые обеспечат ее эффективную работу в коммерческих условиях (сетевое управление, биллинг, синхронизация, сигнальная инфраструктура, адресация/нумерация). Не менее важно обеспечить контролируемое качество услуг. Наконец, у потребителей услуг на базе IMS должны быть современные возможности, главная из которых (помимо мобильности как таковой) – роуминг.
Особняком стоит вопрос «регуляторной чистоты». Дело в том, что между технологическими возможностями, которые предлагает IMS, и реалиями нынешней нормативной базы существует определенный зазор. Например, использование VoIP в мобильном исполнении сегодня нелегитимно, но что останется от IMS в этих условиях – большой вопрос. Проблема, по мнению К. Князева, должна быть вынесена на уровень регулятора. Остаются размытыми правила сертификации оборудования (решений) IMS: вендор обязан получить сертификат соответствия, но, по общему признанию, составить такой документ, избежав противоречий с требованиями регулятора, – задача архисложная.
В целом отрасль нуждается в комплекте адекватных «конвергентным реалиям» документов. Когда они появятся? Заместитель директора по науке ЦНИИС В. Каледин ответить затруднился: «У нас наращивание знаний происходит очень медленно из-за того, что мы еще не «плаваем», а наблюдаем, как это делают другие. Для разработки пакета документов нужна аналитическая, научно-исследовательская работа на основе реального опыта. Но ЦНИИС работает с операторами, а у них нет опыта IMS-внедрений».
Тем не менее уже в ближайшем будущем этот замкнутый круг должен быть разорван хотя бы потому, что вопрос «как не проспать момент внедрения?» очень занимает операторов. «Хотя технология IMS и объявлена в рамках 3G, она позволяет формировать пакеты услуг, начиная с инфраструктуры 2,5G, – считает К. Князев. – Неясно, ждать ли для коммерческого развертывания IMS собственно 3G или начинать уже со скоростей 2,5–2,75G? Но уже понятно, что IMS – это стратегическая перспектива для мобильных операторов и их будущих "реинкарнаций"».
Пока операторы принимают решения, вендоры напоминают: время не ждет! По этому поводу В. Попов (Bercut) заметил: «Хотя сегодня мы и уверены, что внедрение IMS – неспешный процесс, однако время и инновации могут сыграть с прогнозами злую шутку. Тем более что конкуренты IMS молоды, не очень надежны и не имеют многих привычных телекомовских атрибутов. Зато они дешевы, инновационны и понятны людям». Подрывными технологиями он назвал Wi-Fi, WiMAX в сочетании со Skype. Если чаша весов истории качнется в сторону этой связки – обратного пути не будет.
Борьба или партнерство?
Дискуссия на тему, кто победит в конкурентной борьбе технологий (IMS или WiMAX, Wi-Fi, Skype), неизбежно перетекла в плоскость обсуждения, кто станет основным поставщиком новых сервисов – оператор или сервис-провайдер? В случае победы IMS компании, нацеленные на создание именно этих сервисов, видят угрозу со стороны оператора, который будет вправе решать, «допускать» их к абоненту или нет. Для них важно понять, какая идея первична в IMS: расширение услуг или передача этих услуг под контроль оператора?
Раз за разом И. Быков (Ericsson) повторял, что IMS направлена не на ограничение услуг, а на то, чтобы снабдить их атрибутами качества, безопасности, конфиденциальности, регуляционной чистоты. IMS – не враг другим технологиям, а универсальная платформа, аккумулирующая все технологии – и проводные, и беспроводные. И в первую очередь от внедрения такой системы выиграют контент-провайдеры в партнерстве с операторами. Для них это возможность доставить свои сервисы для 100% пользователей.
Всё так. Однако деликатная, но стойкая оппозиция в лице И. Масленникова (CTI) осталась при своем мнении. Признавая, что, вероятно, операторы могут построить IMS-архитектуру и получить всеобщую хорошую и качественную IP-связанность, оппозиция считает, что абоненты этих операторов не будут пользоваться предлагаемыми сервисами. По словам И. Масленникова, в борьбе за сервис-абонента (не за «транспортного» пользователя, которому нужны биты, а именно за потребителя сервисов!) выиграют многочисленные чисто сервисные, узкоспециализированные компании. Эта тенденция со временем будет усиливаться, поэтому IMS не поможет операторам победить сервис-провайдеров в борьбе за пользователя услуг.
Кто прав – рассудит время. Очевидно, что кульминация драмы еще впереди.
IMS (IP Multimedia Subsystems) разработана в 2002 г. консорциумом 3GPP. Этим направлением занимаются также ETSI, OMA, ITU-T.
Концепция IMS предполагает предоставление услуг мультимедиа абонентам мобильной и фиксированной связи на базе горизонтально интегрированной архитектуры (опорная IP-сеть и разнообразные сети доступа, общая среда доставки услуг, приложения и контент). IMS-решения предлагают Alcatel, Ericsson, Huawei, Lucent Technologies, Motorola, NEC, Nokia, Nortel, Siemens и др.
Ряд зарубежных операторов – British Telecom, Тelecom Italia Mobile и др. – уже приступили к внедрению этих решений. В России IMS_воплощений пока не существует.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!