Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 1 2007 |
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ | 01 января 2007 |
IP-телефония уходит в сервисный бизнес
Зародившаяся более 10 лет назад как средство обхода сетей междугородной и международной связи, IP-телефония сегодня входит в число основных инструментов бизнес-коммуникаций. 11-я ежегодная конференция по IP-телефонии и IP-коммуникациям была посвящена инновационным сервисам.
Ориентироваться в насыщенной программе форума было легко. День первый – IP-телефония: строительство операторских и корпоративных сетей, замена TDM-инфраструктуры на IP, SIP-платформы абонентских сервисов, IP РВХ и гибридные АТС, call- и contact-центры. День второй – конвергенция: FMC, triple play, IMS-архитектура и пути ее практического строительства, функциональные элементы IMS, их интеграция и серверы приложений, новые услуги, MVNO и CVNO. День третий – услуга IPTV: технологии и бизнес-модели, опыт внедрения в России, интернет- и мобильное ТВ, контент и т.д. Вся эта масса технологий обрушивается на людей, говорит А. Бряндинский, гендиректор CompTek, и не все даже понимают, что происходит и куда эти технологии могут завести…Из «домашнего» Виноградова конференция перебралась в Сокольники. Изменилось и ее название: тематические границы форума расширились до IP-коммуникаций в целом. Естественный прирост – в том числе за счет традиционных операторов связи, таких, например, как МГТС и «Центральный телеграф, региональных компаний (собственные стратегии развития новых услуг в мультирегиональных мультисервисных сетях продвигали, в частности, «Норильск-Телеком» и пермский «ЭР-Телеком»).
О праве, правах и правилах
За 10 лет своего существования IP-телефония тоже стала «традиционной», поэтому у государства, естественно, появился интерес к этому бизнесу. Неопределенность формулировок новых правил, нестыковки – все это создает противоречия, которые приведут к проблемам в будущем, считает А. Богатов («Некстер»). В России, где телекоммуникации – важнейший компонент инфраструктуры государства, фактически создана новая отрасль права – телекоммуникационное право. У этого правового поля есть свои фокусы: регулятор озабочен инфраструктурой, оператор – сервисами, которые приносят прибыль, а потребителю нужно больше сервисов, хороших и разных, желательно бесплатных. Государство фактически стимулирует экономическую концентрацию в сфере связи (ставка – на МРК), чиновники поговаривают о том, что наложенные сервисы отвлекают ресурсы инфраструктурного оператора, что услуги – не продукт, а сетевая инфраструктура как социально значимый объект подлежит жесткому и детальному государственному регулированию...
Не так страшно, что в новых правилах встречаются нестыковки – гораздо хуже то, что в базовых определениях заложены противоречия, которые порождают проблемы уже сейчас и приведут к еще большим проблемам в будущем. Неопределенность формулировок, говорит А. Богатов, восполняется толкованием чиновников, а значит, работает принцип «Право как PR».
Дороги расходятся
И хотя специфика российского рынка не способствует продвижению «компьютерной телефонии», как называли IP-телефонию на первых комптековских конференциях, в массы, ее влияние на развитие фиксированной и мобильной связи, магистральных транспортных сетей и сетей доступа растет, доля в общем объеме доходов от междугородной и международной связи в 2005 г., по данным «iKS-Консалтинг», составила 8%. По оценкам разных аналитических агентств, к 2010 г. в корпоративном секторе во всем мире на долю IP-телефонии придется более 50%.
Что сегодня происходит в мире IP-коммуникаций? Растет популярность бесплатных интернет-сервисов (Google, Skype, Vonage и пр.), предлагаемых компаниями, ориентированными на рекламную модель бизнеса. Они,-естественно, заинтересованы в расширении сервисов. Чего не скажешь об операторах, нагрузка на сети которых в этом случае возрастает и которые не желают быть просто «трубой» для перекачки контента. Вопрос: а «Яндекс» не хочет разделить расходы на сетевую инфраструктуру? – остался без ответа. Дороги телекоммуникационных операторов и интернет-сервисов расходятся – и это, по словам И. Масленникова, президента компании CTI, главная интрига конференции.
Развивается «абонентская» IP-телефония, когда VoIP используется на основной телефонной линии абонента. Конвергенция фиксированной и мобильной связи проникает не только в корпоративный, но и в домашний сектор. У вендоров (Cisco, Avaya, Nortel) такие решения уже есть. Экономически эффективную модель FMC, а также «инвариантность» сервисов к технологиям и видам доступа к сети способны обеспечить технические решения IMS.
Вопрос на засыпку
задал И. Масленников, предложивший участникам форума из двух десятков дефиниций модной аббревиатуры IMS выбрать единственно верную. Совместными усилиями гуру IP-коммуникаций определили, что IMS (IP Multimedia Subsystem) следует рассматривать как концепцию или стандартизованную архитектуру. Благодаря стандартизованности, подчеркнул А. Анохин (Ericsson), легко добавлять новые услуги и легко их реализовывать. IMS, говорит О. Горюнов («Мера»), конечно, обеспечивает быстрое создание сервисов. А дешево ли это? Отнюдь. Это стандарт для «больших» операторов.
Главное в IMS – конвергенция различных типов сетей для предоставления специальных услуг пользователям. А. Херден (Nortel) вспомнил слова одного из отцов Ethernet Б. Меткалфа: чем больше клиентов в сети, тем она сильнее, а в итоге образуется одна большая Сеть, к которой будут подключены различные сервисы. Таким образом, движущей силой телекома становятся приложения. В «новой жизни» бизнес сервисный, как выразился А. Рокотян («Норильск-Телеком»), будет существовать наравне с бизнесом инфраструктурным.
Но пока, уточняет С. Журавлев (ЦНИИС) проникновение IP-телефонии в десятки раз ниже, чем услуг широкополосного доступа, и необходимо развивать сервисы, ориентированные на возможности, которые дает ШПД. Тем более что IMS, как признают многие, это скорее бизнес-идея, мантра, религия – конструкция весьма зыбкая, хотя инвестиции в нее исчисляются цифрами с шестью нулями. И нет пока ни одного законченного проекта. Это дело не года и не двух, тем более в российских условиях. Так что IMS будет модной темой еще не на одной конференции по IP-коммуникациям. А вот
Мода на IPTV
уступает место взвешенному расчету. В 2006 г. в России было около 85 тыс. абонентов IPTV – и миллионы в мире. Сегодня ажиотаж вокруг этой IP-коммуникации спадает. Пришло осознание того, что необходима продуманная стратегия внедрения. Чтобы обеспечить высокое качество, нужны крупные вложения, причем рассчитывать на быстрый возврат инвестиций от реализации, в частности, услуги видео по требованию не стоит. И еще успех проекта IPTV во многом определяется выбором контентной составляющей.
...А может, минуя стадию IPTV, шагнуть сразу к интернет-телевидению высокой четкости? Реальность такого революционного пути тоже зависит от темпов проникновения широкополосного доступа. Унифицировать абонентские устройства – телевизоры и компьютерные мониторы – позволит стандарт HDTV. При достаточной полосе пропускания пользователи через HD-телевизор смогут получить доступ к любому контенту, в том числе такому, например, как YouTube, большая абонентская база которого способна обеспечить возможность использования рекламной бизнес-модели. Вот тогда-то даже высокое разрешение не помешает услуге быть бесплатной…
И чего только не услышишь на панельных дискуссиях! Где еще, продравшись сквозь мощное многоголосие, можно все-таки прийти к относительно единому мнению!? Жаль только, что во всеобщем обсуждении не прозвучал голос регулятора, да и сервис-провайдеры на форуме както потерялись.
***
«Традиционная» IP-телефония уступает место мультимедийным IP-сервисам и их конвергенции. Насколько быстро и эффективно они будут развиваться в России, во многом зависит, по словам И. Масленникова, от «стимулирования развития широкополосного доступа и интернет-сервисов, а также от создания таких условий, при которых российские компании могли бы стать весомыми игроками на глобальном рынке».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!