Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 1 2007 | ![]() |
![]() |
Лилия ПАВЛОВА | 01 января 2007 |
У философского камня IMS
сходится вся королевская рать инфокоммуникационного бизнеса – регулирование, наука, производство, эксплуатация. Практически все крупнейшие телеком-вендоры выступили монолитным блоком проводников IMS-идеологии на международной конференции IMS Forum Russia 2006, договорившись, впрочем, избегать «маркетинговых заклинаний» и акцентировать внимание на насущных задачах – в основном организационных и нормативных. Этот посыл стал ключевым и для операторского блока, представленного двумя компаниями мобильной связи, и для науки в лице ЦНИИС.
Почему IMS?Операторы связи, как мобильные, так и фиксированные, явственно ощущают ветер перемен. Эксперты сходятся во мнении, что 5–10% доходов от их традиционного бизнеса в ближайшие годы будет переходить в иные области – мультимедиа, VoIP и др. Если в 2006 г. в структуре доходов отрасли в мире доля «мобильного голоса» составила 41%, то к 2011 г., по прогнозам Ericsson, этот показатель снизится до 38%, а доля « проводного голоса» – соответственно с 36% до 20%. Зато мобильная передача данных принесет 19% вместо нынешних 7%, широкополосный доступ в Интернет и VAS – 12% вместо 8%. Появится наконец прибыль от VoIP – 2%. А вот услуги передачи данных для корпоративных пользователей останутся на уровне нынешних 8%.

Готова ли Россия?
Российские крупнейшие операторы мобильной связи, технологически наиболее близкие к воплощению IMS, признают ее стратегическую неизбежность. Однако, по словам начальника управления маркетинга СМАРТС Д. Багдасаряна, поволжский оператор в ближайшее время «ставить IMS» не планирует. На то есть целый ряд причин: проблемы при реализациях IMS-решений зарубежными компаниями, незавершенность разработки детальных спецификаций (притом что общая архитектура IMS определена), сложность обеспечения необходимого уровня качества предоставления сквозных услуг, неясность в вопросах устойчивости и полносвязности сети, недостаточная функциональность терминалов. Наконец, неизвестно, пойдут ли в массы новые услуги на базе IMS?..
«Все наблюдали удручающие последствия экспериментов в области IМ-, GPRS- и других услуг, когда падала выручка в целом, – заметил Д. Багдасарян. – А мы запустили GPRS в коммерческую эксплуатацию в 2004 г., и в итоге проникновение этой услуги у нас превысило показатели федеральных операторов. То же будет и с IMS. Но сегодня мы внедрять IMS-решения не станем».

Так, верификация внедрения IMS должна быть очень тщательной и производиться поэтапно, с помощью конкретных бизнес-кейсов. Кроме того, для сотовых операторов критически важна бесшовная миграция привычных массовых услуг в новое технологическое пространство. Не-IMS (IP Multimedia Subsystems) разработана в 2002 г. консорциумом 3GPP. Этим направлением занимаются также ETSI, OMA, ITU-T.
Концепция IMS предполагает предоставление услуг мультимедиа абонентам мобильной и фиксированной связи на базе горизонтально интегрированной архитектуры (опорная IP-сеть и разнообразные сети доступа, общая среда доставки услуг, приложения и контент). IMS-решения предлагают Alcatel, Ericsson, Huawei, Lucent Technologies, Motorola, NEC, Nokia, Nortel, Siemens и др.
Ряд зарубежных операторов – British Telecom, Тelecom Italia Mobile и др. – уже приступили к внедрению этих решений. В России IMS-воплощений пока не существует.
обходима синхронизация внедрения IMS с основными сетевыми подсистемами, которые обеспечат ее эффективную работу в коммерческих условиях (сетевое управление, биллинг, синхронизация, сигнальная инфраструктура, адресация/нумерация). Не менее важно обеспечить контролируемое качество услуг. Наконец, у потребителей услуг на базе IMS должны быть современные возможности, главная из которых (помимо мобильности как таковой) – роуминг.
Особняком стоит вопрос «регуляторной чистоты». Дело в том, что между технологическими возможностями, которые предлагает IMS, и реалиями нынешней нормативной базы существует определенный зазор. Например, использование VoIP в мобильном исполнении сегодня нелегитимно, но что останется от IMS в этих условиях – большой вопрос. Проблема, по мнению К. Князева, должна быть вынесена на уровень регулятора. Остаются размытыми правила сертификации оборудования (решений) IMS: вендор обязан получить сертификат соответствия, но, по общему признанию, составить такой документ, избежав противоречий с требованиями регулятора, – задача архисложная.
В целом отрасль нуждается в комплекте адекватных «конвергентным реалиям» документов. Когда они появятся? Заместитель директора по науке ЦНИИС В. Каледин ответить затруднился: «У нас наращивание знаний происходит очень медленно из-за того, что мы еще не «плаваем», а наблюдаем, как это делают другие. Для разработки пакета документов нужна аналитическая, научно-исследовательская работа на основе реального опыта. Но ЦНИИС работает с операторами, а у них нет опыта IMS-внедрений».
Тем не менее уже в ближайшем будущем этот замкнутый круг должен быть разорван хотя бы потому, что вопрос «как не проспать момент внедрения?» очень занимает операторов. «Хотя технология IMS и объявлена в рамках 3G, она позволяет формировать пакеты услуг, начиная с инфраструктуры 2,5G, – считает К. Князев. – Неясно, ждать ли для коммерческого развертывания IMS собственно 3G или начинать уже со скоростей 2,5–2,75G? Но уже понятно, что IMS – это стратегическая перспектива для мобильных операторов и их будущих "реинкарнаций"».
Пока операторы принимают решения, вендоры напоминают: время не ждет! По этому поводу В. Попов (Bercut) заметил: «Хотя сегодня мы и уверены, что внедрение IMS – неспешный процесс, однако время и инновации могут сыграть с прогнозами злую шутку. Тем более что конкуренты IMS молоды, не очень надежны и не имеют многих привычных телекомовских атрибутов. Зато они дешевы, инновационны и понятны людям». Подрывными технологиями он назвал Wi-Fi, WiMAX в сочетании со Skype. Если чаша весов истории качнется в сторону этой связки – обратного пути не будет.
Борьба или партнерство?
Дискуссия на тему, кто победит в конкурентной борьбе технологий (IMS или WiMAX, Wi-Fi, Skype), неизбежно перетекла в плоскость обсуждения, кто станет основным поставщиком новых сервисов – оператор или сервис-провайдер? В случае победы IMS компании, нацеленные на создание именно этих сервисов, видят угрозу со стороны оператора, который будет вправе решать, «допускать» их к абоненту или нет. Для них важно понять, какая идея первична в IMS: расширение услуг или передача этих услуг под контроль оператора?
Раз за разом И. Быков (Ericsson) повторял, что IMS направлена не на ограничение услуг, а на то, чтобы снабдить их атрибутами качества, безопасности, конфиденциальности, регуляционной чистоты. IMS – не враг другим технологиям, а универсальная платформа, аккумулирующая все технологии – и проводные, и беспроводные. И в первую очередь от внедрения такой системы выиграют контент-провайдеры в партнерстве с операторами. Для них это возможность доставить свои сервисы для 100% пользователей.
Всё так. Однако деликатная, но стойкая оппозиция в лице И. Масленникова (CTI) осталась при своем мнении. Признавая, что, вероятно, операторы могут построить IMS-архитектуру и получить всеобщую хорошую и качественную IP-связанность, оппозиция считает, что абоненты этих операторов не будут пользоваться предлагаемыми сервисами. По словам И. Масленникова, в борьбе за сервис-абонента (не за «транспортного» пользователя, которому нужны биты, а именно за потребителя сервисов!) выиграют многочисленные чисто сервисные, узкоспециализированные компании. Эта тенденция со временем будет усиливаться, поэтому IMS не поможет операторам победить сервис-провайдеров в борьбе за пользователя услуг.
Кто прав – рассудит время. Очевидно, что кульминация драмы еще впереди.
IMS (IP Multimedia Subsystems) разработана в 2002 г. консорциумом 3GPP. Этим направлением занимаются также ETSI, OMA, ITU-T.
Концепция IMS предполагает предоставление услуг мультимедиа абонентам мобильной и фиксированной связи на базе горизонтально интегрированной архитектуры (опорная IP-сеть и разнообразные сети доступа, общая среда доставки услуг, приложения и контент). IMS-решения предлагают Alcatel, Ericsson, Huawei, Lucent Technologies, Motorola, NEC, Nokia, Nortel, Siemens и др.
Ряд зарубежных операторов – British Telecom, Тelecom Italia Mobile и др. – уже приступили к внедрению этих решений. В России IMS_воплощений пока не существует.