Rambler's Top100
Статьи
Тарас ЧИРКОВ  Андрей ЧЕСНОВ  Константин НАГОРНЫЙ  06 июня 2024

Служба эксплуатации ЦОД

В этой части главы из книги «Эксплуатация ЦОД. Практическое руководство» подробно обсуждаются вопросы планирования основных и вспомогательных зон дата-центра, выбор типа и мощности ИБП, а также особенности разных схем резервирования.

Окончание. Начало см. здесь.

МОЩНОСТИ ЦОД НА СТАДИИ ЗАПУСКА

К сожалению, не всем очевидно, что ЦОД не запускается на полную мощность сразу же. Поэтому к выбору оборудования следует подходить очень осознанно. Следует выбирать оборудование с таким расчетом, при котором КПД будет наиболее эффективным при поэтапном увеличении мощности ЦОД. Это достигается за счет постепенного наращивания единиц оборудования. Согласно рекомендациям производителей, для обеспечения стабильной работы, например ДГУ, нагрузка на нее не должна быть ниже 30% номинальной мощности. Режим работы на пониженной нагрузке является неблагоприятным и грозит выходом из строя двигателя, так как при нагрузке ниже 30% происходит неполное сгорание топлива в камере, что в итоге приводит к выходу из строя форсунок двигателя и неполадкам в поршневой группе.

Для проведения ПНР рекомендуем использовать специальные нагрузочные модули, имитирующие полную проектную ИТ-нагрузку ЦОД. Тем самым нагружается вся технологическая цепочка ЦОД: ДГУ – ГРЩ – ИБП – система распределения электропитания – система охлаждения потребителей ЦОД.
 
Рис. 1. Применение нагрузочных модулей

Нагрузочные модули лучше брать в аренду, а не покупать для постоянного использования. После запуска ЦОД у вас будет свой нагрузочный модуль – это работающий ЦОД, а проверка систем резервного электроснабжения будет осуществляться путем планового отключения основного источника электроснабжения, что опять же позволит протестировать всю технологическую цепочку систем ЦОД. Не следует бояться такого способа тестирования ЦОД, ведь именно он продемонстрирует работоспособность всего оборудования при возникновении реального отключения питания, которого может не происходить годами.

«Грязная зона» разгрузки

В ЦОД доставляется множество грузов, водители автомобилей и грузчики попадают на территорию ЦОД, посещают туалет и просто прогуливаются около автомобиля. Для упрощения процессов контроля и снижения рисков от присутствия посторонних лиц имеет смысл выделить «грязную зону» в виде разгрузочного тамбура, в котором будет гостевой туалет, кулер, место для отдыха и т. п. В этом случае не потребуется проводить процедуры оформления доступа для водителей и грузчиков.

Достаточная зона разгрузки

Проектировщики не всегда предусматривают достаточно большие однообъемные площади для складирования оборудования, стоек и т. п. Представим себе: в ЦОД приехало оборудование для двух холодных коридоров28, например 50 стоек, к ним 8 кондиционеров и 2 ИБП для расширения. Вы заняли все пространство склада (если оно вообще способно это вместить), а к вам приехали клиенты с еще одной фурой оборудования и не имеют возможности разгрузиться.

«Грязная зона» входной группы

Аналогично с парадной стороны ЦОД есть входная зона, куда приходят потенциальные клиенты, простые посетители и курьеры. Многие посетители проводят здесь совещания и деловые встречи. Нет смысла устанавливать для этой входной зоны регистрацию посетителей или какой-то особый пропускной режим, но далее из этой зоны через полноростовой турникет в ЦОД должны попадать только авторизованные посетители. Удобно организовать во входной зоне несколько переговорных, кафетерий, туалеты, стойку охраны.

Пороги в противопожарных дверях

Часто проектировщик не думает об удобстве персонала, который потом будет эксплуатировать ЦОД, и выбирает самые дешевые двери с порогами, мешающими свободно перемещать тележки с ИТ-оборудованием. На самом деле существуют модели дверей без порогов, что очень сильно упрощает жизнь дежурных и клиентов в будущем.

Размеры коридоров (холодного или горячего) в серверных комнатах и количество дверей

Многие связывают этот вопрос с пожарными рисками, расчет которых часто допускает установку одной двери в довольно длинном ряду стоек. Это неверно. По нашему опыту, в коридоре обязательно должно быть две двери и максимум 12 стоек в ряду. Почему не более 12 в ряд? Чтобы не получился слишком большой путь от пятой-шестой стоек для работы с задней стороны стойки. Почему два выхода? В противном случае посетители и персонал будут вынуждены проделывать очень долгий путь от фасада самой дальней стойки к ее задней части. А в случае проведения работ в холодном коридоре в первой стойке выдвинутый и разобранный сервер сразу же блокирует весь остальной доступ.

Резервирование подъемных механизмов 

У вас когда-нибудь ломался лифт? Вы оценивали преимущества наличия второго? Так и в ЦОД часто используются различные подъемные площадки для доставки оборудования на уровень фальшпола. Если одна сломалась или находится на техническом обслуживании, то дежурным не придется поднимать оборудование вручную.

Использование АВР29

Как мы знаем, все системы в ЦОД имеют резервирование, причем не только по количеству оборудования, но и по питанию. И был у нас один пример, который наглядно показал, что проектная группа далека от реальной эксплуатации. К нам попал на рассмотрение проект ЦОД. В нем, в частности, на системе охлаждения были установлены кондиционеры, имеющие по два ввода на каждый. Что интересно, переключение между вводами производилось только в ручном режиме.

Получается, что при отключении одного из вводов переключение на другой ввод должен осуществлять дежурный персонал. Учитывая, что в одном машинном зале было установлено более 30 кондиционеров, а таких модулей несколько штук, временные затраты на включение затянулись бы на часы с неизбежным несоблюдением всех SLA с клиентами. Также при таком количестве устройств серьезную роль играет человеческий фактор – можно забыть сделать какие-либо переключения.

После нашего вмешательства в проект этот недочет был устранен и между вводами на каждом кондиционере установили АВР.

Что касается клиентского оборудования, имеющего один блок питания, мы настоятельно рекомендуем такое оборудование не применять. Или в крайнем случае для снижения рисков также использовать стоечный АВР, при этом учитывая, что сам АВР является единой точкой отказа.

Режим работы ДГУ

В процессе эксплуатации ЦОД периодически приходится сталкиваться с отключением внешнего источника электроснабжения. Отключения внешней сети бывают долгими и кратковременными, однократными или следующими одно за другим. В последнем случае мы можем столкнуться с частыми запусками ДГУ, которые приведут к преждевременному разряду батарей ИБП. Чтобы избежать этого, рекомендуем на этапе проектирования предусмотреть задержку запуска ДГУ минимум в 5 секунд после пропадания электроснабжения на внешнем вводе. Это позволяет избежать многократных запусков ДГУ за короткий промежуток времени в случае быстрого восстановления нормальных параметров электроснабжения внешней электрической сети. При восстановлении основного электроснабжения и появлении напряжения на вводных шинах рекомендуем сделать задержку и на обратное переключение на внешний ввод – такую же, как и при отключении. Это поможет автоматике не реагировать на ситуации, когда внешняя сеть появилась и сразу пропала или ее параметры неудовлетворительны.

Из нашего опыта при запуске ДГУ целесообразнее подавать сигнал на запуск сразу всех машин одновременно (если их несколько). Одновременный запуск всех ДГУ повышает надежность системы резервного электроснабжения: при незапуске, аварии, сбое в работе одной из ДГУ система в целом останется в работе, не нужно будет тратить время на повторный перезапуск и тем самым не будет повторного перехода на аккумуляторные батареи, а после получения сигнала на отключение ДГУ они должны остаться в работе на холостом ходу в течение минимум двух минут для охлаждения систем двигателя и обеспечения ускоренного возврата ЦОД на резервное питание в случае повторного отказа основного питания. Тем самым вы убьете двух зайцев: охладите турбины двигателя и, в случае повторного отключения, сбережете емкость батарей.

Иногда возникает ситуация, когда питание на вводе то появляется, то пропадает с периодами, бóльшими, чем выставленные задержки на включение АВР, а также имеют место частые колебания частоты входного напряжения, то есть городская сеть работает нестабильно. Это может негативно сказаться на времени автономной работы от АКБ. В таком случае надо предусмотреть в АВР функцию «изменение приоритетного ввода». Данная функция будет полезна и при необходимости тестирования ДГУ на корректное энергоснабжение нагрузок ЦОД, когда вместо ручных переключений персонал ЦОД нажатием одной кнопки может запустить ДГУ и перевести ЦОД на питание от нее в автоматическом режиме.

Тип ИБП

Сегодня в отрасли дата-центров идет тихая революция. Она касается сферы источников бесперебойного питания (ИБП). От классических моноблочных аппаратов центры обработки данных переходят к модульным решениям, однако многие проектировщики по привычке продолжают использовать моноблочные решения, достоинства которых уже неочевидны.

В моноблочных источниках бесперебойного питания выходная мощность обеспечивается одним силовым блоком. В модульных ИБП основные компоненты выполнены в виде отдельных модулей, которые размещаются в унифицированных шкафах и работают сообща. Каждый из этих модулей оснащается управляющим процессором, зарядным устройством, инвертором, выпрямителем и представляет собой полноценную силовую часть ИБП.

Модульная архитектура в ИБП предполагает сборку устройства в стойке из нескольких функциональных элементов определенной мощности. Так достигается возможность масштабировать производительность решения с определенным шагом, быстро наращивая или снижая общую мощность. В случае моноблочного ИБП такая маневренность невозможна: вы покупаете и запускаете строго определенный объем ресурса источника бесперебойного питания. 

Несколько преимуществ:

1. Модульные ИБП позволяют получать экономически эффективную модель потребления с оплатой новых мощностей по мере роста, минимизируют эксплуатационные расходы и повышают отказоустойчивость. Модульная архитектура позволяет добиться лучшей унификации узлов и компонентов ИБП. Это, в свою очередь, существенно снижает себестоимость изделия, увеличивает КПД системы и уменьшает время восстановления работы после аварийного отказа любого компонента, так как требуется иметь в запасе меньшее количество запасных частей и узлов. При этом запасные модули уже могут находиться на территории пользователя для сокращения времени транспортировки на объект.

2. Больше свободного пространства. Модульные ИБП существенно компактнее моноблочных. Так, например, система на 500 кВт занимает объем одной телекоммуникационной стойки, а моноблок потребует 2–2,5 стойки.

3. Масштабируемость. Несмотря на компактные размеры, модульные шкафы поддерживают установку дополнительных силовых модулей, что обеспечивает ЦОД большую гибкость в наращивании мощности в соответствии с требованиями бизнеса и без дополнительной площади.

Архитектура модульных ИБП позволяет дата-центрам увеличивать мощность постепенно, более точно подбирая объем в соответствии с нагрузкой. В результате мощность системы может быть увеличена во много раз по сравнению с первоначально установленной. Существующие решения этого профиля сегодня позволяют обеспечивать расширение сети ИБП посредством запуска в параллельную работу до нескольких единиц оборудования.

4. Высокая доступность ресурса. Непрерывное электропитание обеспечивает доступность IT-систем и имеет решающее значение для работы дата-центра. В моноблочном ИБП для технического обслуживания или масштабирования может потребоваться временное отключение от сети, то есть запланированный простой. В модульных системах работает функция горячей замены (hot swap): модули добавляются или заменяются за несколько минут без остановки ИБП в целом. Данные действия по горячей замене модулей вполне осуществимы силами персонала пользователя при минимальном уровне знаний.
 
Рис. 2. Замена модуля ИБП силами дежурного электрика ЦОД

С моноблочными источниками бесперебойного питания ситуация значительно сложнее. Их ремонт выполнить настолько быстро не получится. На это может уйти от нескольких часов до нескольких дней. Кроме того, замена узлов и компонентов в моноблоке является сложным процессом, и выполнять ее могут только обученные специалисты сервисной службы, имеющие достаточный опыт производства подобных работ. Таким образом, любой отказ конденсатора или платы питания приводит к полному выходу ИБП из строя на продолжительное время.

5. Низкое энергопотребление. Моноблочная система требует значительно бóльших энергозатрат, потому что она обладает большей избыточностью. Для сравнения, КПД модульной системы на начальном этапе существенно выше, чем у моноблока, поскольку возможно обеспечить более высокий уровень загрузки модульного ИБП. Это достигается посредством установки минимально необходимого числа силовых модулей на начальном этапе эксплуатации и наращивания дополнительных модулей по мере необходимости сообразно росту нагрузки. Например, для модульного ИБП на начальном этапе при нагрузке в 100 кВт потребуется три модуля по 50 кВт (с учетом обеспечения резервирования N + 1), а не установка моноблока на 500 кВт одномоментно. Для первого примера коэффициент использования составляет 0,67, а для моноблочного решения – 0,2. Далее с ростом нагрузки количество модулей увеличивается с шагом в 50 кВт. Также можно отметить, что модульная система тише и за счет более высокого КПД выделяет меньше тепла по сравнению с моноблоком.

6. Высокая надежность. Исходя из требований нагрузки, можно предусмотреть минимальное число компонентов, потеря которых не вызовет простоя системы, и обеспечить их избыточность за счет установки резервных модулей. При этом избыточность обеспечивается как для силовых узлов, так и для модулей управления или коммуникации, а также батарейных элементов.

Приведем наглядный пример из нашего опыта. На ИБП в результате отказа элемента вышел из строя один из модулей, и система мониторинга зафиксировала аварию. Однако на работоспособности всей системы это никак не сказалось, ведь мы потеряли только часть избыточного резерва, который в нормальном режиме не был задействован нагрузкой. В данном случае нам всего лишь потребовалось самостоятельно заменить вышедший из строя модуль и продолжить работу. При этом мы не только не потеряли часть системы бесперебойного электроснабжения одного из лучей, но и устранили неисправность своими силами в короткое время, не прибегая к помощи сервисной службы вендора, обеспечивающего скорость реакции в 4 часа.

7. Стоимость обеспечения резервирования для модульных систем несравнимо меньше. Так, чтобы обеспечить избыточность N + 1 модульной системы, вам необходим лишь один дополнительный модуль в 50 кВт, имеющий сравнительно невысокую стоимость. В случае использования моноблочных ИБП для обеспечения того же уровня резервирования вам потребуется дополнительный моноблок, по мощности эквивалентный основному, что существенно дороже.

По сравнению с моноблочными системами модульные ИБП отличаются более легкой масштабируемостью, минимальным временем восстановления после аварии. Такие системы оптимальны для наращивания мощности ЦОД до любых пределов с минимальными затратами.

Выбор аккумуляторных батарей

Зачастую приходится сталкиваться с проектировщиками, которые указывают в проекте минимальное время автономной работы от аккумуляторов ИБП 5 минут. Как показывает практика, этого времени недостаточно в силу ряда причин:

1. Как правило, минимальное время рассчитывается для новых ИБП, что подразумевает использование новых аккумуляторов. Однако со временем емкость батарей падает, количество батарей в линейке уменьшается, что приводит время автономии в нашем примере почти к нулевому значению.

2. Может случиться, что ДГУ в момент запуска в силу ряда причин дадут сбой и для их перезапуска потребуется больше времени, чем ожидалось. В этом случае емкости батарейного массива просто не хватит до выхода ДГУ на рабочий режим.

В связи с этим мы рекомендуем не пренебрегать временем автономной работы и в ТЗ указывать его на уровне 10–15 минут в конце жизненного цикла батарей.

Так, согласно стандарту ANSI/TIA-942-B в редакции 2017 г., рекомендуемое минимальное время автономной работы в конце жизненного цикла батарей составляет 10 минут для любого уровня надежности ЦОД.
Фрагмент ANSI/TIA-942-B в редакции 2017 г. Время автономии в конце жизненного цикла

В некоторых встречающихся в интернете неофициальных переводах стандарта на русский язык не говорится о времени автономии в конце жизненного цикла (см. фрагмент таблицы ниже), что, на наш взгляд, очень серьезное упущение, в корне меняющее подход к проектированию. В этой связи предлагаем вам опираться на оригинальный англоязычный текст стандарта.
Пример неофициального перевода стандарта

Отказ от использования локальных устройств бесперебойного электропитания в пользу централизованных ИБП

Пожарные и охранные системы традиционно имеют свои блоки питания с небольшими батареями, а для рабочих мест операторов зачастую используются локальные ИБП. Таких элементов может быть очень много, и они распределены по всей территории ЦОД, доставляя службе эксплуатации массу хлопот как при проведении ТО батарей, так и при устранении аварий. Чтобы избежать этих сложностей, достаточно подключить блоки питания к системе бесперебойного электроснабжения ЦОД, тем самым избавившись от сотен точек обслуживания и потенциальных отказов. Стоит заметить, что в данном случае возникает риск отключения подключенных систем при пропадании питания от ИБП; для минимизации этого риска можно подключать щиты пожарной сигнализации и охранных систем к двум независимым линиям ИБП.

Удобство обслуживания и эксплуатации оборудования 

От качественного выбора оборудования зависят простота и удобство монтажных работ и дальнейшая эксплуатация этого оборудования. К данному вопросу надо подходить очень осторожно.

Например, в некоторых моделях модульных ИБП известных брендов внутренняя компоновка элементов выполнена таким образом, что во время эксплуатации при переключениях оборудования приходится нагибаться практически до самого пола, чтобы отключить или включить вводной автомат.

Аналогично и с силовыми модулями. Вот еще пример: при компоновке силовых модулей в верхней части ИБП замена верхних модулей становится невозможной силами дежурной смены. Ведь модуль надо будет поднять на уровень выше 2 м при массе до 50 кг. Во-первых, это неудобно, а во-вторых, один работник просто не сможет этого сделать. К тому же центр тяжести такого оборудования будет расположен высоко, что скажется на устойчивости оборудования.

А если в одиночку силовой модуль не заменить, значит, такие модульные ИБП теряют часть своих преимуществ.

Помимо качественного выбора оборудования, хотелось бы сказать о его однотипности. К такому оборудованию можно отнести, например, ИБП, аккумуляторы, кондиционеры и т. д. Использование однотипного оборудования способно во многом облегчить жизнь службе эксплуатации: это и взаимозаменяемость узлов и компонентов, и сокращение расходов на проведение ТО, уменьшение склада ЗИП, упрощение повседневных манипуляций, уменьшение количества необходимых инструкций и сопутствующей документации. Однако у применения однотипного оборудования существует и обратная сторона, которая потенциально может повышать риски для ЦОД. Прежде всего это проблемы, возникающие при прекращении производства и поддержки вендором того или иного оборудования. В такой ситуации придется заменить весь парк используемого однотипного оборудования; серьезной проблемой может стать необходимость получения запчастей и расходных материалов. Кроме того, период пандемии 2020–2021 гг. и в особенности внешнеполитические события 2022 г., повлекшие разрушение цепочек поставок оборудования, продемонстрировали рациональные стороны использования разнородного оборудования для тех или иных задач. Довольно любопытной в этом контексте является рекомендация стандарта ANSI/BICSI-002–2019 по использованию в ЦОД (по крайней мере высокого уровня готовности) именно разнородного оборудования различных производителей. Несмотря на усложнение процессов обслуживания и эксплуатации, это позволяет застраховаться от рисков, вызываемых применением однородного оборудования.

Какую из этих стратегий выбрать — решать вам. Мы в свое время остановились на использовании однотипного оборудования, но с полным осознанием возможных рисков такой стратегии.

РЕЗЕРВИРОВАНИЕ СИСТЕМ

При проектировании, построении и дальнейшей эксплуатации ЦОД очень важную роль играет резервирование оборудования. Резервирование является ключевым фактором в обеспечении надежности систем и дает возможность непрерывной эксплуатации ЦОД при проведении необходимых работ по техническому обслуживанию оборудования. Поскольку мы будем часто обращаться к этому понятию по мере изложения, давайте рассмотрим подробнее, что такое резервирование и каковы те схемы резервирования, которые применяются при построении инженерных систем.

ГОСТ Р 27.102–2021 «Надежность в технике. Надежность объекта. Термины и определения» формулирует термин «резервирование» как «способ обеспечения надежности объекта за счет использования дополнительных средств и/или возможностей сверх минимально необходимых для выполнения требуемых функций». Как следует из определения, резервирование предполагает избыточность компонентов системы, позволяющую использовать эти избыточные компоненты при отказе какого-либо базового компонента без прерывания работы системы в целом. Таким образом, базовая модель резервирования может описываться формулой N + R, где N30 обозначает число элементов, необходимых для нормальной работы, а R31 — число дополнительных избыточных компонентов. Такое резервирование часто называют резервированием на уровне компонентов. Простейшей и наиболее распространенной схемой резервирования32 является N + 1, однако встречаются варианты N + 2 или с большим числом элементов R.

Несмотря на очевидную простоту и эффективность резервирования по схеме N + R, ее не всегда бывает достаточно для обеспечения необходимого уровня надежности. Существуют системы, где, несмотря на избыточность отдельных компонентов, сохраняются единые точки отказа, являющиеся уязвимым местом системы в целом. В качестве примера можно привести систему бесперебойного электропитания из нескольких ИБП с общим байпасом. Для устранения рисков выхода таких систем из строя применяют резервирование более высокого уровня — не на уровне компонентов, а на уровне систем. На практике это означает установку двух (или более) идентичных взаиморезервирующих систем, а само резервирование в таком случае обозначают формулой ХN, где N — система из N компонентов, а Х — число таких систем. Наиболее частой схемой резервирования такого рода является 2N, где устанавливаются две идентичные системы. Такая схема резервирования является сравнительно дорогой (фактически необходимо приобрести удвоенное количество оборудования), однако именно она позволяет обеспечить для ИТ-нагрузки два независимых ввода питания и/или контура охлаждения, что необходимо для безостановочной работы ИТ-оборудования и, следовательно, непрерывной работы сервисов, предоставляемых ЦОД.
Рис. 3. Резервирование 2N

Зачастую используется комбинация двух оговоренных выше схем резервирования — и на уровне систем, и на уровне компонентов. В этом случае формула приобретает вид X(N + R). Сравнительно популярной схемой такого рода является 2(N + 1), широко применявшаяся в первом десятилетии XXI в.; сегодня ее можно встретить все реже, что обусловлено высокой стоимостью ее реализации.

Выше мы отметили, что резервирование XN (обычно 2N) позволяет обеспечить для нагрузки независимые линии электропитания. Данное преимущество имеет обратную сторону в виде удвоенной стоимости системы электропитания. Для сохранения возможности обеспечения двух независимых линий электропитания нагрузки и при этом снижения вложений в систему электропитания в последние годы все чаще используются дробные схемы резервирования, которые можно выразить в формате (X/Y)N. В этом случае X означает число установленных элементов в системе, а Y — число групп нагрузок, подключенных к каждому из элементов. Иными словами, суть построения таких систем заключается в сегментировании нагрузки и применении элементов меньшей мощности, нежели в случае резервирования 2N. Поясним это на примере систем ИБП на схемах ниже.
Рис. 4. Резервирование (3/2)N

Отношение мощности ИБП к мощности нагрузки можно понимать как коэффициент загрузки оборудования. Чем меньше это соотношение, тем эффективнее загрузка. То есть при резервировании 2N загрузка оборудования составляет 50%, при резервировании (3/2)N — 66,7%, а при резервировании (4/3)N — 75%.

Как можно заметить, во всех приведенных случаях каждая группа нагрузок получает электропитание от двух независимых линий, однако при этом уровень затрат на систему электропитания снижается за счет установки менее мощных (и, следовательно, более дешевых) устройств и понижения общего уровня установленной мощности системы электропитания.
 
Рис. 5. Резервирование (4/3) N

При построении систем с дробным уровнем резервирования усложняется система кабельной разводки, увеличивается объем необходимых материалов и работ. Также схемы, отражающие работу подобных систем, менее наглядны для персонала и трудны для понимания, что увеличивает риск человеческой ошибки. Однако стоимость систем при низких уровнях дробного резервирования все равно сравнительно невелика. Предел рациональности при построении систем с дробным резервированием достигается на уровне (6/5)N; более сложные уровни резервирования перестают быть привлекательными как в силу значительного усложнения систем, так и в силу потери экономических преимуществ.

Сноски

28 Холодный коридор – проем между рядами стоек, размещенных лицевыми сторонами друг к другу, куда подается холодный воздух, проникающий в стойки. Холодный коридор может быть изолированным, то есть иметь двери, крышу и уплотнительные элементы, препятствующие прохождению потоков воздуха в обход ИТ-оборудования; в этом случае он называется CACS (Cold Aisle Containment System).

29 АВР – автоматическое включение резерва (англ. ATS, Automated Transfer Switch). Согласно ПУЭ, п. 3.2.3, устройство, позволяющее обеспечить подключение нагрузки к резервным линиям электропитания и выполняющее быстрое (за несколько миллисекунд) автоматическое переключение между этими линиями при пропадании напряжения в одной из них.

30 В разных трактовках — от англ. need, necessary или normal.

31 От англ. redundant.

32 Такая популярность обусловлена простотой реализации и ее сравнительно невысокой стоимостью.

Тарас Чирков, директор по эксплуатации ЦОД, Linx Datacenter, 
Константин Нагорный, главный инженер Linx Datacenter в Санкт-Петербурге,
Андрей Чеснов, главный энергетик Linx Datacenter в Санкт-Петербурге

Публикуется с сохранением особенностей орфографии и редактуры издательства.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!