Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 2 2020 |
Николай НОСОВ  | 08 апреля 2020 |
Облака, ЦОДы и туалетная бумага на фоне пандемии
Охватившая весь мир эпидемия коронавируса COVID-19 меняет глобальный рынок дата-центров и облаков.
Пандемия вызвала резкий рост спроса на онлайн-услуги. Компании переводят своих сотрудников на удаленную работу, школьники и студенты учатся через интернет, люди на самоизоляции заказывают доставку продуктов на дом, смотрят фильмы и осваивают стриминговые игры. Резко возросла нагрузка на облака, ЦОДы и телеком-компании. Телеком – одна из немногих отраслей, которая, по оценкам Gartner, выглядит оптимистично как в ближней, так и в дальней перспективе.
Ажиотаж в мире
Компания Microsoft в своем блоге заявила о том, что в районах, закрытых на карантин, потребление облаков Azure выросло на 775%! Впоследствии компания уточнила, что речь идет только о сервисе Microsoft Teams в Италии, но и эти данные впечатляют. Число пользователей Microsoft Teams в мире увеличилось до 44 млн, и за последнюю неделю марта у них в облаке состоялось 900 млн виртуальных контактов. За этот же период на 42% выросло использование средств визуализации данных Microsoft Power BI, предназначенных для предоставления официальной информации о COVID-19 гражданам. Переход на удаленную работу привел к трехкратному росту потребления услуги виртуального рабочего стола (Microsoft Virtual Desktop).
Компания Microsoft предприняла шаги по снижению полосы пропускания для онлайн-видео, попросила разработчиков игр выпускать обновления для сетевого сервиса Xbox Live в непиковое время, заявила, что ускоряет добавление больших объемов новых вычислительных мощностей, которые будут доступны в ближайшие недели.
Основатель компании – агрегатора облачных сервисов Cloudscene Беван Слаттери сравнил ажиотаж вокруг ЦОДов с неожиданным бумом покупок туалетной бумаги, когда в условиях неопределенности люди покупают намного больше, чем понадобится в ближайшее время. По его оценкам, из-за переходящих на работу в облако людей нагрузка на вычислительные мощности провайдеров уже возросла на 50–100% и возрастет еще на 100–200% в ближайшем будущем.
Компании пытаются получить все доступные мощности. Спрос значительно превышает предложение, что сказывается на ценах. «После того, как имеющиеся вычислительные мощности будут задействованы, потребуется 12–18 месяцев для ввода новых мощностей в эксплуатацию. В условиях ажиотажа операторам дата-центров придется нормировать мегаватты как туалетную бумагу. Прекрасное время для облачного бизнеса и дата-центров», – считает Беван Слаттери.
Облака карантинной России
Западные тенденции доходят до России с задержкой. Когда в Нью-Йорке сметали с полок магазинов туалетную бумагу, то в России делали только небольшие закупки «на всякий случай», да и то под воздействием телевизионных новостей из США. Тем не менее спрос на облачные услуги в стране вырос. Так, по данным компании GFN.RU, за первую неделю самоизоляции число ежедневно играющих с помощью стримингового сервиса пользователей увеличилось почти в три раза, а количество ежедневно регистрирующихся в сервисе клиентов – более чем в шесть раз. За восемь дней карантина суммарное игровое время пользователей компании составило 47 лет.
Стали использоваться минимизирующие контакты с персоналом облачные приложения, например облачная система заказа пропусков PASS24.online группы компаний ЛАНИТ, позволяющая заказывать пропуск через мобильное приложение, исключая личный контакт с охраной на КПП.
Пока неясно, как в этом году будет проводиться единый государственный экзамен для школьников, но «Мегафон» уже запустил на собственной образовательной платформе онлайн-курсы по подготовке к ЕГЭ с возможностью не только просматривать видеолекции, но и посылать выполненные задания на проверку.
Компания Huawei провела первую публичную онлайн-демонстрацию своего облака под зонтиком Sbercloud. На первый взгляд – очень похоже на AWS, так что пользователям облаков американского гиперскейлера и переучиваться не придется. «Под капотом» – проприетарное ПО китайского гиганта, разработанное на базе облачной платформы OpenStack, хорошо знакомой службам эксплуатации самого крупного российского банка.
Жизнь в российских облаках не замерла из-за карантина, нагрузка на облака и ЦОДы растет, но прогнозы делать трудно. «Факторов, влияющих на развитие рынка ЦОДов и облаков в связи с эпидемией COVID-19, много, но они разнонаправленные», – отмечает ведущий консультант аналитического подразделения iKS-Consulting Станислав Мирин. С одной стороны, в ситуации неопределенности бизнес, которому требуется расширить ИТ-инфраструктуру, старается не вкладывать средства в долгосрочные проекты, а использовать модель аутсорсинга. Это стимулирует рост рынка ЦОДов и облаков. С другой стороны, кризис в экономике сокращает общее количество компаний, которым требуется расширение инфраструктуры, да и вообще количество компаний. Какой из этих трендов окажется сильнее, покажет время. Экономический кризис 2014–2015 годов дал положительный импульс развитию ЦОДов и облаков.
«Коронавирусный» фактор, связанный с изоляцией большого количества сотрудников, накладывается на общий экономический кризис. Как раз компании, в которых развиты ИТ на стадии производства или управления, могут переходить на дистанционную работу. И делают это. В результате увеличивается востребованность различных облачных сервисов.
Очевидно, что значительно возрастает нагрузка на российских телеком-операторов. Что касается российских облачных провайдеров, то надо подождать официальных отчетов. Ведь значительная часть нагрузки уходит в западные облака. Например, используются коммуникационные программы типа Skype, Zoom, WhatsApp. Тот же Microsoft Office 365, позволяющий выполнять совместную работу с документами или аналогичный пакет G Suite – это все зарубежные облачные продукты, не имеющие «приземления» у российских провайдеров.
Если оценивать рост отечественных облаков из-за пандемии в 30%, то при используемых сейчас в стране под облака 2000 стойках увеличение потребности составит 600 стоек. Это меньше 1,5% стоек, установленных сегодня в российских коммерческих дата-центрах. При этом часть облачных провайдеров на рынок коммерческих ЦОДов не выйдет, поскольку имеет свои резервы. Да и сам перенос вычислительных мощностей в коммерческие ЦОДы сдерживается сложностью работы в условиях карантина.
Другой негативный фактор – экономический кризис и спад активности бизнеса. Рост курса американского доллара не будет способствовать строительству новых ЦОДов и закупкам компаниями ИТ-оборудования, но, как и в случае скачков курса в прошлом, стимулирует использование вычислительных мощностей коммерческих ЦОДов, рублевые цены на которые будут увеличиваться с большой задержкой. «Вероятно, – заключает Станислав Мирин, – мы увидим всплеск отложенного спроса после победы над вирусом, так как изменения в парадигму использования облаков он точно внесет».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!