Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
Екатерина ШЛЫК | 21 марта 2025 |
Российский рынок облаков: выбирая отечественное
Российский рынок облаков продолжает активный рост, несмотря на высокую базу. Ключевые факторы развития – импортозамещение, спрос на безопасность и спрос на гибридные облака.
О проблемах, задачах и векторах развития российского облачного рынка говорили на конференции Cloud & Connectivity, организованной в Москве «ИКС-Медиа». Мероприятие, прошедшее уже в 14-й раз, собрало больше 900 онлайн- и офлайн-участников.

За минувший год рынок облаков продемонстрировал восходящую динамику по всем направлениям. Если в 2023 г. рост год к году, согласно оценкам iKS-Consulting, составил 33,9%, то в 2024 г. – уже 36,3%. В денежном выражении прирост достиг 44,1 млрд руб. Почти 75% этого прироста обеспечили три игрока – компании Cloud.ru (48,5%) Yandex Cloud (13,4%) и «РТК-ЦОД» (12,7%). Эти же три компании занимают примерно 56% российского рынка инфраструктурных облачных сервисов (IaaS + PaaS).
Объем рынка IaaS в 2024 г., по предварительным данным iKS-Consulting, превысил 132 млрд руб. (+ 31% год к году). Сегмент PaaS увеличился на 59% до почти 33 млрд руб. При этом если в 2023 г. соотношение сегментов IaaS и PaaS составляло 83 : 17, то за истекший год PaaS заметно подрос и теперь на его долю приходится 20% рынка.
В ближайшие три года, как ожидается, ежегодные темпы роста около 30% сохранятся, и по итогам 2028 г. российский облачный рынок может превысить 456 млрд руб.

Факторы роста
Среди ключевых факторов роста российского рынка облаков аналитики называют продолжающийся процесс импортозамещения, в частности, переход на российские решения компаний-«тяжеловесов», для которых замена ИТ-систем – процесс долгий и сложный. По словам ведущего консультанта iKS-Consulting Станислава Мирина, в ближайшие несколько лет воздействие этого фактора на рынок будет сохраняться.
Все более актуальными становятся вопросы безопасности, что обусловлено как растущим количеством всевозможных киберугроз, требующих незамедлительного реагирования, так и ужесточением регуляторных требований. Здесь стоит отдельно упомянуть специализированное облачное решение, «облако КИИ», пригодное для размещения объектов критической информационной инфраструктуры. В целом спрос на безопасность, по единодушному мнению экспертов, будет усиливаться, причем как на ИБ-решения, предоставляемые из облака, так и на более строгий подход к безопасности самих облачных платформ.

Пленарная дискуссия «Облачный провайдинг: итоги и перспективы»
![]() Мария Маркова |
Если говорить о сервисах, то в 2024 г. облачные провайдеры отметили значительно повысившийся интерес пользователей к ИИ-технологиям, в том числе к предоставлению ИИ из облака. Такие сервисы удобно развивать с помощью Bare Metal, и вот 2024-й стал годом «взрыва» этого сегмента – его рост, по оценке провайдера Linx Cloud, составил 33%. «Для заказчиков важна возможность прозрачного с точки зрения информационной безопасности управления этим сервисом. Кроме того, он избавляет клиентов от значительных вложений в CAPEX и позволяет перейти на модель OPEX, а также переложить ответственность за поддержку на провайдера», – прокомментировала Мария Маркова, коммерческий директор Linx Cloud.
На рынке по-прежнему не хватает квалифицированных кадров. Для облачных провайдеров это одновременно и фактор роста, и проблема. С одной стороны, клиенты приходят к облачным провайдерам в том числе потому, что у них нет квалифицированных специалистов для выполнения задач, а обращение к провайдеру позволяет эту проблему решить. Но с кадровым дефицитом сталкиваются и сами провайдеры. Чтобы справиться с ситуацией, они идут разными путями: кто-то развивает сотрудничество с вузами, «выращивая» кадры буквально со школьной скамьи; кто-то повышает квалификацию собственных сотрудников. Помощь предлагают и отраслевые сообщества. Например, АНО КС ЦОД в этом году запускает тренинг «Облачные технологии», впервые он пройдет с 23 по 25 апреля.
Спрос на гибридные облака
Все вышеперечисленные факторы влияют на российский облачный рынок, однако, судя по экспертным оценкам, докладам и высказываниям спикеров, ключевым трендом стало развитие гибридных облаков. Гибридное облако предполагает одновременное использование публичного облака и частного облака или локальной инфраструктуры заказчика. Росту этого сегмента способствует стремление компаний, с одной стороны, получить преимущества облачных услуг, а с другой – сохранить важные данные внутри своего периметра, что может быть связано с требованиями регулятора или с собственной ИТ-политикой компании. Например, по данным Linx, примерно 40% клиентов компании разворачивают именно гибридные решения, и в компании ожидают, что в ближайшие три года высокий спрос сохранится.
Стоит отметить и запрос рынка на развертывание облачных систем в периметре заказчика. По словам С. Мирина, если раньше этот сервис считался интеграторским, то сейчас его предлагают и сами облачные провайдеры, а компании, оказывающие подобные услуги, укрепляют позиции.

В кулуарах конференции
Все большее влияние на рынок оказывает развитие экосистемной экономики, которая требует нового подхода и от игроков рынка облачных услуг. Как отмечает Денис Хлебородов, генеральный директор «Клауд Солюшенс», вопрос заключается не в том, учитывать ли экосистемный подход в своем бизнесе, а в том, какую роль в нем бизнес планирует и готов играть.
В отличие от традиционных отраслевых бизнесов, экосистемы фокусируются на потребностях клиента, используя для этого в первую очередь различные ИТ-инструменты, включая облачные решения. Ключевые условия развития экосистем – гипермасштабируемость и отказоустойчивость, и это становится драйвером развития соответствующих решений и технологий, в том числе мультиоблаков. В качестве примеров экосистемных бизнесов в России можно назвать Сбер, «Яндекс» и МТС.
![]() Валентин Соколов | ![]() Василий Степаненко |
Экосистемный поход – прерогатива крупных бизнесов. По словам Валентина Соколова, ИТ-директора RCloud by 3data, экосистемы можно выделить в отдельный класс облаков, характеризующийся тем, что компания в режиме одного окна предоставляет клиентам не только свои продукты, но и партнерские, причем порой не показывая их бренды.
Существенным фактором, добавляет генеральный директор Nubes Василий Степаненко, является то, что экосистемные операторы не готовы друг с другом меняться и размещать друг у друга ресурсы и данные. Это обстоятельство увеличивает потенциал для развития облачных провайдеров и облачных платформ, так как отраслевых облачных решений должно быть много.
Современная ситуация на российском облачном рынке, как отметил С. Мирин, отчасти напоминает ту, что наблюдалась лет пять-семь назад. Тогда рост рынка был обусловлен активным использованием публичных облаков российскими крупными компаниями. А теперь он будет связан в первую очередь с развитием частных и гибридных облачных решений. Это может изменить не только ландшафт облачного рынка, но и доли компаний на нем. Так, благодаря развитию локальных и нишевых решений могут «выстрелить» небольшие компании, которые сумеют предложить востребованные продукты.
Виртуализация: рынок состоялся

Пленарная дискуссия «Отечественные облачные платформы»
Несомненно, российский рынок систем виртуализации окончательно «выбрал отечественное». По данным iKS-Consulting, доля решений российских вендоров по итогам года превысила 60%. Это в целом подтверждает и опрос, проведенный «ИКС-Медиа» в ходе конференции: только 16% респондентов пока не планируют менять зарубежное ПО на российское, остальные либо уже совершили переход, либо находятся на этапе тестирования.
Согласно обновленной версии карты «Российское ПО виртуализации 2025» , представленной в ходе конференции, на рынке присутствует множество коммерческих продуктов, выбор велик. Признаем, системы, полностью аналогичной по функционалу решению VMware, еще недавно доминировавшему на рынке, нет. Но, как заметил Алексей Забродин, технический директор ГК «РТК-ЦОД», какой смысл в широких возможностях, если не можешь ими воспользоваться? Есть конкурентоспособные отечественные решения, удовлетворяющие реальные потребности клиентов и, что очень важно, позволяющие быть уверенными в завтрашнем дне. Сама «РТК-ЦОД» развивает сотрудничество с отечественным «Базисом». И опыт совместной работы в компаниях оценивают как успешный.
![]() Алексей Забродин | ![]() Эльдар Новрузов |
Только работа в рыночных условиях, живое взаимодействие и накопленный опыт использования могут конвертироваться в доверие к продукту, подчеркивает А. Забродин. Поэтому чем больше внедрений отечественных решений происходит, тем выше уровень принятия у клиентов. По итогам 2024 г. видно, что рынок свой выбор уже сделал.
Ситуация вряд ли существенно изменится и в том случае, если на российский рынок вернутся зарубежные вендоры. Во-первых, доверие к ним уже подорвано и вряд ли кто-то будет готов рисковать снова. Во-вторых, требования регулятора становятся все строже, поэтому для ряда отраслей использование зарубежных продуктов более невозможно. В-третьих, как указал технический директор «РТК-ЦОД», тем, кто сейчас пользуется зарубежными решениями бесплатно, придется за них платить, и платить немало.
Кроме того, добавил Эльдар Новрузов, руководитель партнерского направления vStack, может возникнуть ситуация, в которой вендор потребует заплатить за те годы пользования продуктом, когда он официально в России не присутствовал. Скорее всего, финансовый расклад в такой ситуации также будет в пользу отечественных разработчиков.
В целом, события последних трех лет, по словам Артура Пярна, лидера продуктового направления Cloud.ru, сильно пошатнули веру в импортные решения с точки зрения их долгосрочного использования. Импортозамещение имеет только один вектор развития, и этот вектор очевиден. Процесс может развиваться годами, но «сделать, как было» уже не получится. Реальность стала другой, в том числе в плане значительно повысившегося уровня отечественных компаний.
![]() Артур Пярн | ![]() Андрей Толокнов |
Если же возвращение зарубежных компаний произойдет, то, как подчеркнул Андрей Толокнов, директор по развитию бизнеса компании «Базис», хорошо бывернувшимся вписаться в наше правовое поле и соблюдать все нынешние требования. Тогда конкуренция, вероятно, до некоторой степени усилится, но конкуренция для рынка – это благо. Кроме того, в случае снятия санкций у российских разработчиков расширятся возможности для выхода на зарубежные рынки (и соотвествующие планы у вендоров есть), а это может дать новый стимул развитию отечественных
решений.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!