Рубрикатор |
Статьи |
Андрей ДЮКОВ  | 04 июля 2019 |
Преемственность медицинской помощи как критерий оценки региональных систем здравоохранения
Проект создания единого цифрового контура в здравоохранении ставит перед регионами новые задачи, одна из которых – обеспечение преемственности оказания медицинской помощи между различными службами.
Помимо дальнейшего развития МИС медицинских организаций, до 2022 года должны быть созданы и интегрированы в существующую инфраструктуру специализированные решения для ряда нозологий: онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний, акушерства и гинекологии, решения для диспансеризации, скорой медицинской помощи, телемедицины и другие. Как должны взаимодействовать вновь создаваемые и уже существующие элементы системы, чтобы не просто информатизировать отдельную задачу, а стать полноценным участником единого цифрового контура? Как обеспечить преемственность оказания медицинской помощи между различными службами?
В случае с МИС МО хорошо зарекомендовала себя практика оценки уровня развития МИС в регионе на основе ключевых показателей. Так, в Петербурге для этих целей используется индекс СИ-МИС. Смысл индекса в том, чтобы оценить фактическую пользу, получаемую врачами от информатизации. Благодаря использованию индекса МИАЦ СПб и Комитет по здравоохранению Санкт-Петербурга видят общую картину по региону, узнают о наличии проблем, их причинах и формируют стратегию развития МИС МО в регионе с учетом этой информации.
Оценить уровень информатизации по международным стандартам можно по моделям, предлагаемым HIMSS. Хороший опыт в России по этому направлению получили в ФГБУ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России. При этом, кроме международной оценки и сертификата, в рамках проекта удалось сделать немало полезного именно для клинических процессов.
Интегральный подход к оценке предложен в статье «Методика оценки уровня информатизации медицинской организации» («Менеджер здравоохранения» № 8, 2017). Авторы – В.И. Стародубов, К.В. Сидоров, Т.В. Зарубина, С.Л. Швырев, Ю.И. Королева, С.В. Раузина – выработали методику оценки информатизации медицинского учреждения на основе системы показателей, которая включает в себя некоторые аспекты взаимодействия МИС МО между собой и с другими уровнями – региональным (ГИСЗ) и федеральным (ЕГИСЗ).
Как отмечают авторы, необходимо расширить предложенный ими набор показателей в интересах органов управления здравоохранения региона. Очевидно, что задачи второго уровня – региональной ГИСЗ – принципиально отличаются от задач МИС МО. Органы управления здравоохранением сориентированы в большей степени на управленческие задачи и построение региональных процессов с множеством участников и множеством информационных систем. Оценка должна обязательно включать в себя критерии, которые описывают взаимодействие ИС между собой, их интероперабельность. А также, как подсказывают нам коллеги из HIMSS, преемственность (непрерывность) оказываемой медицинской помощи, т.е. связку процессов оказания медицинской помощи и информационных систем, которые эти процессы обслуживают.
Расскажем подробно, как устроена модель Continuity of Care Maturity Model (CCMM), разработанная HIMSS Analytics. CCMM – модель оценки зрелости информационных систем с точки зрения преемственности оказания медицинской помощи, предназначенная для крупных клиник или регионов. Модель описывает восемь уровней зрелости информационной системы, от нулевого до самого высокого седьмого. Каждый уровень включает в себя набор критериев. Если система соответствует хотя бы 70% из них, то она соответствует данному уровню.
Соответствие критериям выявляется на основе опроса непосредственных участников процесса – главврачей, медицинских работников, специалистов по ИТ – в каждой ситуации для так называемых care settings. Термин «care settings» означает звенья оказания медицинской помощи: например, скорая и неотложная помощь, первичное звено, стационары, специализированные клиники, реабилитационные центры.
Преимущество такого подхода в том, что мы получаем не «среднюю температуру по больнице», но детальные и информативные сведения о сильных и слабых сторонах существующих процессов в каждом звене, а также об их возможностях и ограничениях во взаимодействии между собой.
Уровни зрелости МИС согласно модели ССММ:
Уровень 0. На уровне 0 электронный обмен данными между участниками процесса оказания медицинской помощи отсутствует. Данные изолированы. При этом данные могут находиться и в электронном виде, но доступны только на отдельном рабочем месте. Процесс управления данными носит неформальный характер и не документирован.
Уровень 1. На этом уровне появляется возможность выборочного обмена данными между медорганизациями по принципу «точка -- точка», но только по запросу или через порталы просмотра данных. В электронную медицинскую карту МИС МО могут автоматически, без помощи ручного ввода, поступать некоторые сведения из внешних систем. При этом структуры данных и форматы обмена только частично соответствуют стандартам.
Пример интеграции систем на данной стадии – множественные системы интеграции МИС – ЛИС. Распространена ситуация, когда для электронного обмена с разными лабораториями медицинские организации вынуждены поддерживать несколько систем интеграции и справочников, единая терминология и правила обмена отсутствуют. |
Уровень 2. Этот уровень отличает появление пациентоцентрированного обмена данными, т.е. решена задача идентификации пациентов. Есть возможность обмена данными между МИС МО. Данные ЭМК доступны врачам различных специальностей. Вовлеченность пациентов достигается тем, что им предоставлена возможность просматривать сведения об оказанной помощи. Процесс обмена данными документирован и стандартизирован. Регламенты стимулируют координацию процессов оказания медицинской помощи.
Достижение этой, казалось бы, ранней стадии, предполагает большую работу по сопоставлению записей из разных медорганизаций, относящихся к одному и тому же пациенту. Один из путей решения задачи – использование автоматизированных алгоритмов идентификации пациентов, которые смогут выявлять записи, относящиеся к одному и тому же человеку, на основе сопоставления множества критериев. |
Уровень 3. Документально закрепляются формат структуры данных и правила обмена данными между медорганизациями. Внедряются инструменты ведения и распространения словарей и классификаторов, за счет чего обеспечивается семантическая интероперабельность. Это позволяет объединить данные из нескольких клиник, агрегируя клиническую информацию и финансовые данные. Пациенты могут предоставлять или закрывать доступ к данным из своей единой медицинской карты.
На этой стадии множественные системы интеграции МИС – ЛИС заменяются централизованным сервисом, который позволяет вести общие для всех систем справочники и обмениваться данными в едином для всех участников формате. |
Уровень 4. Обеспечена преемственность медицинской помощи за счет обмена семантически совместимыми данными о пациентах. На этом уровне могут осуществляться совместные планы ведения пациентов несколькими организациями с возможностью отслеживания задач и оповещениями медицинского персонала. Реализованы электронный рецепт, контроль над эпидемиологической обстановкой, применяются системы поддержки принятия решений. Внедрены развитые механизмы управления доступом к данным, используются политики безопасности данных, определен порядок мобильного доступа к данным и обмена данными между медорганизациями и пациентами.
В России хорошим примером такого уровня сервисов могут служить мониторинговые системы беременных, системы маршрутизации онкологических больных и другие подобные информационные системы, но лишь тогда, когда они интегрированы с МИС организаций, задействованных на всех этапах оказания медицинской помощи. |
Уровень 5. Общенациональное применение электронной медицинской карты. Широкое вовлечение пациентов в использование электронных сервисов. Ведение индивидуальных планов лечения с задействованием данных, вводимых пациентами. Постоянное улучшение качества на основе анализа данных о здоровье населения и оказанной медицинской помощи.
По словам представителей HIMSS, примеров достижения организациями
уровня выше 4 немного. Здесь речь идет в большей степени о перспективных
технологиях. |
Уровень 6. «Замкнутая петля» преемственности оказания медицинской помощи с обратной связью для всех участников процесса. Динамический интеллектуальный контроль показателей здоровья пациента.
В качестве примера работы в данном направлении можно привести городской сервис, реализованный в Санкт-Петербурге. Участковый врач получает оповещение в МИС МО о том, что пациент, которого он ведет, обращался в другое медицинское учреждение. Врач может перейти в карту пациента в ИЭМК, просмотреть сведения о посещении и ознакомиться с результатами – консультативным заключением, диагностическими изображениями и лабораторными исследованиями. Так же замыкается и процесс направления пациента в другое учреждение от выдачи направления до получения обратной связи лечащим врачом. |
Уровень 7. Максимально обеспечена преемственность оказания медицинской помощи между всеми организациями. Комплексная персонализированная медицина с использованием данных о пациенте, поступающих и обрабатываемых в режиме, близком к режиму реального времени. Полностью согласованы региональные и национальные регламенты в области цифрового здравоохранения.
Модель CCMM интересна для оценки уровня взаимодействия между медицинскими организациями. Ее ценность в том, что она делает акцент на преемственности оказываемой медицинской помощи. Тем более это интересно в свете мероприятий единого цифрового контура, часть которых сфокусирована на определенных нозологиях.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!
Читайте также:
Искусственный интеллект в здравоохранении: от анализа медицинских снимков к расшифровке СЭМД
Ренессанс системной интеграции
Культура управления медицинскими данными: долгий путь от собирательства к возделыванию
Интеграция, киберустойчивость и телемедицина – слагаемые медицины будущего