Rambler's Top100
Статьи
Илья БЕДЕРДИНОВ  28 мая 2024

Ренессанс системной интеграции

Услуги системных интеграторов снова стали интересны отечественным потребителям. Это обусловлено как кардинальными изменениями на рынке, так и усложнением информационных систем и обеспечивающей их работу инженерной инфраструктуры. 

В последние десять лет на рынке классической системной интеграции наблюдался спад. В результате многие крупные интеграторы были вынуждены пересмотреть свою бизнес-модель, развивая, например, направления собственных разработок, облачных сервисов и т.п., а системная интеграция как таковая перестала быть основой их деятельности. 

Одна из причин этого заключалась в том, что крупные зарубежные производители оборудования сами начали выполнять функции системных интеграторов. Они предлагали заказчикам готовые решения на базе своих продуктов в комплексе со всеми необходимыми сервисами на всех этапах жизненного цикла проекта – от разработки концепции и предпроекта до модернизации и замены оборудования. В перечень их услуг входила в том числе интеграция оборудования других вендоров, а это одна из основных задач классической интеграции. 

Когда не хватает сервиса…

В 2022 г. ситуация на рынке кардинально изменилась. Страну покинули крупные иностранные производители оборудования и ПО. Вследствие этого вырос спрос на отечественные предложения и на товары параллельного импорта. Однако тут встала проблема недостатка сервиса как по базовому направлению (установка, настройка оборудования, гарантийное и послегарантийное обслуживание), так и по дополнительным услугам, включая, например, комплексный аудит и подготовку концепции проекта, тестирование и пр. Согласно данным исследования, которое аналитическое агентство iKS-Consulting провело совместно с C3 Solutions, 45% компаний, эксплуатирующих ИТ-инфраструктуру, считают, что сервисные услуги российских производителей уступают или сильно уступают услугам ушедших западных вендоров.

Понятно, что большинство российских производителей свои весьма ограниченные ресурсы направили в первую очередь на развитие производства и повышение конкурентоспособности продукции. Перед ними встали задачи, во-первых, расширения производства, чтобы за счет экономии на масштабе предлагать более низкие цены на продукты, во-вторых, совершенствования этих продуктов, чтобы поднять их до уровня, к которому привыкли заказчики. В результате сил и средств на развитие сервиса зачастую просто не хватает.

Вот тут «на поле» активизировались системные интеграторы, которые могут решить все задачи на этапах проектирования, построения и обслуживания ИТ-комплексов. Кроме того, они способны выполнить важную для заказчика оптимизацию проекта с финансовой и технологической точек зрения. Возрождающийся рынок системной интеграции привлекает и новых игроков. Так, недавно о выходе на этот рынок объявила компания Ferrum IT Group, в команде которой эксперты с опытом работы в таких крупных интеграторах, как «Инфосистемы Джет», Tegrus, КРОК, «Техносерв». Как сообщил генеральный директор Ferrum IT Group Максим Маковский, компания будет работать по модели интегратора полного цикла, который включает консалтинг, пресейл-проектирование, интеграцию и сервис.

… а системы становятся все сложнее

Еще одной причиной ренессанса системной интеграции стало повышение сложности как ИТ-инфраструктуры, так и обеспечивающих ее работу инженерных систем. Связано это, в частности, с внедрением ресурсоемких технологий больших данных, машинного обучения и искусственного интеллекта.

Например, построение ИТ-инфраструктуры для «действительно больших данных», как на конференции ArenaDay 2024 пояснил системный архитектор компании Rubytech Денис Пашков, включает в себя следующие этапы:
  • анализ требований, сайзинг и проектирование технологической архитектуры;
  • поставка оборудования и пусконаладка инфраструктуры;
  • тюнинг инфраструктуры под задачи платформы данных;
  • организация отказо- и катастрофоустойчивости инфраструктуры;
  • организация процессов и инфраструктуры резервного копирования и восстановления;
  • создание системы обеспечения безопасности информации;
  • подготовка инженерных систем ЦОДа;
  • организация и автоматизация процессов эксплуатации;
  • поддержка и сопровождение ИТ-инфраструктуры.
Далеко не многие заказчики способны выполнить все эти пункты без помощи интегратора. 

Другой вариант – обратиться к облачному провайдеру, чтобы получить необходимые ресурсы из облака. Но в этом случае важно четко определить, когда и что выносить в облако, а что оставлять у себя или даже возвращать из облака. В некоторых случаях можно даже при гигантских объемах данных и высокой нагрузке в течение долгого времени размещать свою инфраструктуру в публичном облаке. Иногда это может оказаться лучшим решением. А в других случаях даже при небольших объемах данных приходится тратиться на создание собственной инфраструктуры, причем с использованием специализированных программно-аппаратных комплексов.

Но для того чтобы оптимально распределить свои ИТ-системы между собственной инфраструктурой и инфраструктурой провайдеров (как услуг colocation, так и облаков), тоже нужна помощь интегратора. Кстати, функции интегратора последнее время все чаще берут на себя коммерческие ЦОДы и поставщики облачных сервисов.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!