Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 7 2007 |
Н. ИОНКИН  | 01 июля 2007 |
Мобильные платежи «с чистого листа»
– У нас есть собственный (небанковский) розничный продукт, а есть решение для мобильного банкинга. В отличие от разработчиков комплексных решений дистанционного банковского обслуживания, чьи продукты являются коробочными и поставляются в дополнение к основной платформе, мы предлагаем банкам стать пользователями нашей системы. При этом мы готовы обеспечить и процессинг, и техническое обслуживание, и юридическую схему.Банки, от которых деньги при совершении электронных платежей «уходят» по длинному пути (карточка–банкомат–наличные деньги–терминал самообслуживания), не заинтересованы в том, чтобы клиент снимал их с карточного счета. Сотрудничая же с нами и предоставляя своим клиентам доступ к счету с мобильного терминала, они сохраняют деньги клиента в банке, да еще получают процент от каждой транзакции.
Наше приложение сформировано таким образом, что клиент может пользоваться и нашей системой «Мобильный кошелек», и банковской (если банк не возражает), а оба счета можно сделать транзитными. Кроме того, технически реализована возможность пополнения карточки с помощью «Мобильного кошелька».
– А с сотовыми операторами вы сотрудничаете?
– Мы предлагаем нашу платформу любым компаниям, имеющим клиентскую базу и заинтересованным в проведении расчетов с мобильного телефона, в том числе сотовым операторам. Хотя с крупными операторами работать довольно сложно. Они боятся, что ктото захватит этот рынок, оставив им лишь роль провайдеров трафика, и хотели бы предоставлять услугу мобильных платежей от своего имени. Но с юридической точки зрения это сделать сложно.
– Насколько безопасна ЭПС «Мобильный кошелек» для пользователей?
– Используемая нами схема авансовых платежей юридически абсолютно чистая и, что самое главное, обеспечивает клиенту сохранность денег в его мобильном кошельке. Технически мы решили вопросы безопасности, выбрав в качестве интерфейса Java-приложение, которое позволяет использовать сертифицированные криптографические алгоритмы. Мы считаем такой уровень безопасности достаточным, поскольку не ставим перед собой задачу проводить через «Мобильный кошелек» крупные суммы – скажем, $500. В отличие от банков, зарабатываем на больших объемах микроплатежей, на их массовости.
– Какой группе участников рынка мобильных платежей должна принадлежать роль локомотива?
– Думаю, что эту услугу будут развивать и сотовые операторы, и банки. Но будущее все-таки за системами, которые специализируются в области приема мобильных платежей. Им предназначена роль открытого интерфейса для всех участников рынка. Нам, например, и сегодня все равно, чем управлять с помощью нашей системы, – карточкой Visa или электронным кошельком WebMoney.
– Иными словами, конкуренции с другими ЭПС пока не ощущаете?
– Активной конкуренции на этом рынке нет. Рынок огромен – сотовый телефон есть практически у всех – и при этом освоен лишь на доли процента. Поэтому наша задача – работать всем вместе, развиваться вместе и вместе же продвигать услуги. Можно взять на вооружение опыт производителей пивных банок. Выходя на рынок, они, помнится, проводили совместную рекламную кампанию под лозунгом: пиво из банок не хуже пива из бутылок. Думаю, нам нужно сделать то же самое. Очень хочется увидеть кого-то, кто активно продвигал бы мобильные платежи, чтобы запустить совместные рекламные акции.
– А пока как вы продвигаете услуги своей системы «Мобильный кошелек», ориентированной на работу с физическими лицами?
– Мы задействуем все каналы, которыми пользуются продвинутые абоненты: публикуем рекламные модули в специализированных журналах, размещаем баннеры на интернет-сайтах по этой тематике. Ведем активный PR, используя в том числе наши точки приема платежей, а их в России больше 60 тыс. В общем, всеми доступными способами стараемся воздействовать на целевую аудиторию в возрасте от 18 до 30 лет. И надо сказать, они активно подключаются к нашей системе, причем по всей России (только 40% из них – жители ЦФО). Например, в апреле пользователей «Мобильного кошелька» стало на 10 тыс. больше.
– Что же тогда мешает массовому распространению мобильных платежей?
– Главная проблема связана не с отсутствием нормативных правовых актов и единых стандартов, а с поведенческими стереотипами россиян. Нам приходится продвигать идею мобильных платежей «с чистого листа» – среди людей, привыкших платить наличными. Изменить эту поведенческую модель можно только совместными усилиями всех участников рынка.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!