Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 05-06 2016 |
Алексей Вл. СМИРНОВ  | 14 июня 2016 |
Об Экспертном совете по российскому ПО при Минкомсвязи России
С обострением политической обстановки и введением санкций вопрос о технологической независимости нашей страны встал особенно остро.
На этом фоне в июле 2015 г. был принят Федеральный закон № 188-ФЗ от 29.06.2015 «О внесении изменений в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В итоге отечественное программное обеспечение получило преференции при госзакупках. По замыслу регуляторов, этот закон призван решить следующие проблемы:
- деньги от покупки лицензий на импортное ПО уходят за рубеж и не способствуют развитию отрасли ИКТ в России;
- возникает технологическая зависимость от зарубежных решений;
- невозможно самостоятельно обеспечивать жизненный цикл ПО;
- существует риск введения санкций и других ограничений по решению госорганов других государств.
Во исполнение закона были приняты Постановление Правительства РФ № 1236 от 16.11.2015 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и приказ Минкомсвязи № 615 от 30.12.2015, утверждающий Положение об Экспертном совете по российскому ПО.
В соответствии с этими документами при Минкомсвязи создан реестр отечественного ПО, в который заносятся программные продукты, отвечающие определенным критериям. При проведении конкурса по 44-ФЗ покупатель обязан не допускать к конкурсу ПО, не включенное в реестр. Исключение составляют ситуации, когда в реестре нет ПО нужной категории или имеющееся в реестре ПО не соответствует требованиям конкурсной документации. В последнем случае организатор конкурса обязан опубликовать обоснование в составе конкурсной документации.
Вопрос о конкурсах, проходящих в соответствии с законом № 223-ФЗ (а это огромный сегмент рынка, связанный с госкорпорациями), был решен выпуском директивы президента РФ для представителей государства в предприятиях с госучастием. Она предписывает уже в 2016 г. перейти на закупки ПО на основании реестра.
Таким образом, реестр становится одним из ключевых звеньев в поддержке отечественной разработки ПО, обеспечивая российским продуктам значительное расширение внутреннего рынка.
В реестр заносится программное обеспечение, удовлетворяющее следующим требованиям:
- исключительные права на ПО принадлежат российскому лицу; если это лицо юридическое, то свыше 50% конечных бенефициаров должны быть российскими;
- за рубеж перечисляется не более 30% лицензионных отчислений;
- ПО введено в гражданский оборот и свободно реализуется на всей территории РФ.
Эти требования и проверяет Экспертный совет. Он сформирован из представителей известных российских разработчиков ПО, рекомендованных профильными ассоциациями (свыше половины членов), и институтов развития, а также представителей потенциальных госзаказчиков и регуляторов: Минпромторга России, ФАС, Минфина, Пенсионного фонда РФ, Совета Федерации ФС РФ. Председателем Экспертного совета является министр связи и массовых коммуникаций.
Для проведения экспертизы по каждой заявке, прошедшей предписанные нормативной базой формальные проверки, назначается эксперт из числа членов Экспертного совета. Кроме того, каждый эксперт может взять любые заявки на дополнительную экспертизу.
Проверка «отечественности» заявителя обычно достаточно проста. Хотя бывают случаи, когда приходится прослеживать цепочки фирм и акционеров, а то и разбираться с тонкостями кипрского законодательства. А вот с исключительным правом сложности возникают достаточно часто. Бывают, например, случаи, когда отечественный разработчик по тем или иным причинам зарегистрировал исключительные права на зарубежную фирму и забыл вернуть их в российскую юрисдикцию. Так, в моей практике был случай, когда в заявке на включение в реестр заявитель указал одного разработчика и правообладателя, среди поданных им документов имелся сертификат ФСТЭК, где значился другой разработчик, а в прилагаемой лицензии в качестве правообладателя называлась третья фирма, уже зарубежная.
Серьезного внимания при проведении экспертизы требует и сам программный продукт. Тут приходится не только тщательно изучать документацию, но и глубоко анализировать предоставленный для экспертизы экземпляр ПО, устанавливать его. Важно убедиться, что заявленное ПО не является фактически зарубежным продуктом, завернутым в российскую оболочку. Такая обертка может быть сделана достаточно тщательно.
По данным на начало июня, в реестр входило уже 1000 продуктов. Особо подчеркну, что вопреки первоначальным ожиданиям наполнение реестра достаточно равномерное, т.е. во всех категориях присутствует достаточно много различных продуктов от разных отечественных разработчиков. Таким образом, реестр уже готов к использованию при госзакупках.