Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 6 2007 | ![]() |
![]() |
01 июня 2007 |
Транспортники сокращают остановки
Порталы для транспорта: EnterСвое видение единого информационного пространства (ЕИП) транспортного комплекса «Компания ТрансТелеКом» изложила на предыдущей конференции («ИКС» № 6'2006, с. 18).


Приоритетные задачи назвал замминистра транспорта России А.С. Мишарин: формирование единой информационной среды и единых правил работы транспортных организаций на рынке, оптимизация форм перевозочных документов. Открытие порталов стало первым практическим шагом на этом пути.
Что такое ЕИС?

ЕИС подразумевает трехуровневую структуру: для органов управления транспортного комплекса (Минтранс, службы и агентства), для технологической интеграции различных видов транспорта, для транспортных услуг и информационного обслуживания клиентов. В ее состав входят: общие информационные ресурсы и технологии их использования; механизмы предоставления этих ресурсов потребителям, поддерживающие информационное взаимодействие между участниками и системами транспортного комплекса; правила, регламенты и стандарты, регулирующие информационное взаимодействие участников транспортного комплекса между собой и с внешними системами.
В общие информационные ресурсы ЕИС входят единая база нормативно-справочной информации транспортной отрасли, БД Минтранса по нормативным и правовым документам, БД транспортных паспортов регионов, БД транспортных связей и потоков с учетом данных товарооборота МЭРТ, БД по тарифам (внутренним и зарубежным) и др. Важным компонентом ЕИС может стать многомерное хранилище данных как основа для построения аналитических систем поддержки принятия решений по управлению транспортным комплексом и регулированию в сфере транспорта. «Параллельно с созданием такой структуры необходимо существенно изменить как транспортное законодательство, так и нормативную базу, – отметил А.С. Мишарин. – Безусловно, ЕИС нельзя создавать изолированно от прикладных систем. Она должна строиться, по мере необходимости, для решения конкретных прикладных задач».
Лилия ПАВЛОВА, Сочи–Москва
Технологическая радиосвязь: что выбирают РЖД?
РЖД не первый год изучают технологии, на которых может базироваться технологическая радиосвязь после перевода на «цифру»: ТETRA, Wi-Fi и WiMAX, GSM-R. На какую все же падет выбор?
Участники секции технологической радиосвязи железнодорожного транспорта дискутировали особенно горячо. Своего рода катализатором послужило заявление вице-президента ОАО «РЖД» В.Б. Воробьева о том, что «в целях обеспечения непрерывности работы транспортных коридоров и интеграции с железными дорогами Европы и СНГ необходимо начать работы по внедрению цифровой технологической радиосвязи стандарта GSM-R на российских железных дорогах». Это означает, что железнодорожники склоняются к выбору данного стандарта в качестве приоритетного на скоростных направлениях.
Как известно, ОАО «РЖД» ведет строительство опытной зоны GSM-R на Калининградской железной дороге, вместе с коммерческими телекоммуникационными компаниями организует три опытных участка по отработке технических решений построения системы на базе сетей GSM-операторов. В конце прошлого года НТС РЖД принял решение рекомендовать систему цифровой радиосвязи стандарта GSM-R в качестве основной для участков скоростного и высокоскоростного движения. Опыт компании по строительству двух зон цифровой системы радиосвязи TETRA на участках Свердловской и Октябрьской магистралей был назван «не совсем успешным», поскольку эти системы не имеют специализированных для РЖД приложений и оборудования, а потому требуют затратных доработок. Впрочем, для применения GSM-R на российских железных дорогах потребуется решить немаленькую проблему выделения частотного ресурса. В этом вопросе В.Б. Воробьев надеется на помощь Мининформсвязи и Минтранса России.
«Сименс Нетворкс» и «ТехноСерв А/С» с оптимизмом смотрят на стандарт GSM-R, опыт его использования в других странах и перспективы в РЖД. Однако сторонники TETRA не намерены складывать оружие. А.Я. Болотин («Микротест»), представляя уже построенную систему на высокоскоростном участке движения поездов Москва–С.Петербург, отметил: «"Голый" GSM-R не решит специфичных проблем наших железных дорог, точно так же как их не решает "голая" TETRA». Потребуется доработка. Поэтому создатели системы, состоящей из 51 базовой станции и двух центров коммутации и управления, построили также наложенную диспетчерскую сеть из двух диспетчерских узлов и узлов доступа для подключения пультов дежурного по станции и поездных диспетчеров. Принцип глубокого резервирования позволяет базовым станциям работать при полном обрыве связи с коммутаторами с сохранением основного базового функционала на своем участке работы, а внутренняя синхронизация не требует использования спутниковых систем для мониторинга сети. Система реально работает, и, как сказал А.Я. Болотин, «TETРУ хоронить рано».
Свое место на РЖД найдут и технологии широкополосного беспроводного доступа (Wi-Fi, WiMAX вместе с начинающей внедряться мобильной версией 802.16e), в частности для организации зоны покрытия на крупных железнодорожных станциях в условиях сложной электромагнитной обстановки и большого числа управляемых объектов. Решением этой задачи сейчас занимается НТЦ «НАТЕКС». В качестве опытной зоны выбрана крупная сортировочная станция Московской железной дороги: исследуется возможность организации непрерывной зоны покрытия и бесшовного роуминга между базовыми станциями, а также возможность связи с поездами, которые движутся на скорости до 30 км/ч.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!