Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 6 2007 | ![]() |
![]() |
Лилия ПАВЛОВА | 01 июня 2007 |
Опять о VAS?.. Всегда – о VAS!
Кто о чем мечтает? Желания некоего усредненного абонента противоречивы: с одной стороны, это доступность связи, удобство и разнообразие способов общения и получения информации; с другой – минимум затрат. Идеальный тариф «Мечта абонента» – ноль долларов (и рублей соответственно) за любые удовольствия: входящие, исходящие и междугородные вызовы, роуминг, SMS… А. Петренко и И. Чиж (CompTek) констатировали: мечты сбываются!
Кто о чем мечтает?Желания некоего усредненного абонента противоречивы: с одной стороны, это доступность связи, удобство и разнообразие способов общения и получения информации; с другой – минимум затрат. Идеальный тариф «Мечта абонента» – ноль долларов (и рублей соответственно) за любые удовольствия: входящие, исходящие и междугородные вызовы, роуминг, SMS…
А. Петренко и И. Чиж (CompTek) констатировали: мечты сбываются! По крайней мере, для более чем 130 млн компьютерных пользователей, которым Skype бесплатно предоставляет голосовую связь. Но возможно ли такое на сетях телефонных операторов? Why not – видимо, решило руководство British Telecom, затеяв в 2004 г. полную реконструкцию своей инфраструктуры с переводом ее на IPпротокол. Впрочем, по кулуарной версии, оператор просто ужаснулся близкой перспективе разорения из-за оттока абонентов и его мечтой стало найти адекватный выход, который позволит конкурировать с ISP и другими компаниями, теснящими традиционных телефонистов на их собственном рынке. Но протоколу IP адекватным оказался только IP, за который оператору придется заплатить десятки миллиардов долларов – такова цена полного перевода сети на IP. Неизбежность?..

«Современному оператору связи нужны широкий спектр дополнительных услуг для разных категорий абонентов, интеграция услуг и интеграция OSS/BSS. Все это сложно, долго и дорого делать на базе TDM-технологий, – убежден И. Масленников. – А сервисы, порожденные в IPсреде, доступны в любой сети – и фиксированной, и мобильной, и IP». Аналитики считают, что рано или поздно традиционные операторы будут переходить к IP, а значит, трансформироваться как технологически, так и на уровне бизнес-подходов. Большинство из них либо планируют, либо уже начали «большую перестройку», которая займет не один год (см. «ИКС» № 4'2007, с. 79).
Телефонные же компании в России о полной пакетизации пока не говорят и провайдеров типа Skype, Google, Yahoo! своими конкурентами не считают (см. «ИКС» № 3'2007, с. 78). Отчасти потому, что массовый отток абонентов им сегодня явно не угрожает. Другое дело, что дополнительные услуги с нерегулируемыми государством тарифами – хороший источник доходов. По данным «Нева Лайн», телефонные операторы в прошлом году активно развивали голосовые VAS.
Голос с добавленной стоимостью
Как сообщил директор по развитию и маркетингу «Нева Лайн» А. Литвинов, российский рынок дополнительных голосовых услуг чрезвычайно активно развивался в 2006 г., его объем составил $110 млн. К концу 2-го квартала 2007 г. рынок войдет в стадию зрелости и, по прогнозам, к концу года достигнет $150 млн. Впрочем, это общий объем рынка голосовых VAS, «собранный» как с фиксированных, так и с мобильных сетей (около 70% всей суммы заработано именно на сотовой связи). Основные генераторы трафика в обоих сегментах не меняются на протяжении нескольких лет – это телевизионный интер-актив, разговоры для взрослых (РДВ), информационно-справочные услуги, IVR-порталы. В 2006 г. образовалось новое направление – коммьюнити-сервисы.
Объем рынка голосовых VAS в фиксированных сетях составил в 2006 г. $25–30 млн. В том числе:
- 30% – ТВ-интерактив (основные игроки – «Эдмар+», «Телеконтакт», «Нева Лайн»);
- 35% – РДВ (безусловный лидер – «Аудиотеле»);
- 20% – информационно-справочные услуги (лидеры – МРК «Связьинвеста»);
- 15% – остальные услуги.
Источник: оценка «Нева Лайн»
«Основной фактор, тормозящий развитие фиксированного рынка, – дебиторская задолженность, – отметил А. Литвинов. – В настоящий момент средняя собираемость по рынку составляет 60–65%, однако демонополизация дальней связи положительно сказывается на решении проблемы».
Объем рынка голосовых VAS в мобильных сетях в 2006 г. – около $75–80 млн, рост по сравнению с 2005 г. более чем на 200%. В том числе:
- 35% – ТВ-интерактив;
- 18% – РДВ;
- 10% – заказ рингтонов;
- 10% – IVR-порталы;
- 7% – информационно-справочные услуги;
- 5% – коммьюнити-сервисы.
Источник: оценка «Нева Лайн»
VAS-голос станет сильнее
Как видим, на фиксированных сетях лидером по сборам среди голосовых VAS оказалась услуга, деликатно обозначенная как «Разговоры для взрослых». Впрочем, в сотовых VAS у нее тоже почетная вторая весовая категория. Однако, по мнению исследователей, именно этот сегмент рынка начал в 2007 г. стагнировать и уже к концу года многие компании его покинут. Слишком много игроков, зачастую низкое качество услуги (интересно, по каким критериям оценивают это качество? – Л.П. ), резкий взлет затрат на продвижение услуги – все это позволяет прогнозировать спад в сегменте РДВ.

На поле мобильного VAS-голоса ожидается, что операторы сотовой связи во второй половине 2007 г. будут активно выходить на рынок сбора и обработки трафика, что приведет к увеличению выручки и повышению рентабельности бизнеса в целом по рынку. «Хотелось бы, чтобы эту тенденцию поддержали также МРК, располагающие распределенными IN, – заметил А. Литвинов. – Вообще в России уже назрела необходимость в отдельной сети для сбора и обработки трафика интерактивных ТВуслуг». Можно предположить, что операторы воспользуются возможностью выйти на рынки СНГ, которая появится во второй половине года, когда транзитные операторы построят пограничные переходы.
Регуляторный прогноз: Мининформсвязи к концу года усилит внимание к рынку голосовых услуг, прежде всего в мобильной связи. Вероятно появление регулирующих актов, которые скажутся на существующей цепочке разделения доходов от услуг. К концу года в России окончательно созреет необходимость создания независимого «рекомендательного» регулятора – аналога ICS TIS.
В оптимистичном прогнозе роста объема рынка голосовых VAS к концу 2007 г. (до $150 млн) стабильное место отводится фиксированному голосу: при росте 40–50% – до $45 млн, или те же 30% в общей копилке.
Главным же бизнес-трендом 2007 г. А. Литвинов назвал стремление лидеров рынка войти в медийный бизнес. В этой связи крайне важно заложить технологический фундамент для дальнейшего развития рынка в 2008–2010 гг. Предпосылки уже есть: новые технологии, повышающие скорость и качество передачи информации, выводят на новый уровень уже известные, но не слишком распространенные услуги – мобильное телевидение, видеотелефонию, приложения IP-телефонии.
***
Разумеется, VAS-тематика конференции далеко не ограничивалась голосовыми сервисами. Все-таки неголосовые VAS перевешивают на чаше любых весов – и по доходам, и по интересу к ним, и просто по числу сервисов. Но голосовая доля в VAS-пакете год от года увеличивается, а прогнозируемая в ближайшие два-три года «конвергенция'BB лидеров голосового VAS-рынка с медийным бизнесом начнет приносить более весомые плоды.