Рубрикатор |
Статьи |
07 декабря 2015 |
М.ЗАКАТОВ:Граждане должны быть готовы к тому, что услуга mHealth платная
У массового внедрения технологий mHealth много сторонников, от рядовых граждан до государства. Однако основную долю рынка mHealth занимают пока фитнес-приложения, имеющие косвенное отношение к медицине.
Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №9-10`2015, «Телемедицина и mHealth: кроссворд информатизации». Часть VI.
? «ИКС»: Каково поле мобильных приложений и гаджетов для mHealth? Достаточно ли их на рынке для развития мобильной медицины?
Дмитрий КУРАПЕЕВ, генеральный директор, Ruhealth: На отечественном рынке устройств для mHealth практически нет. Здесь я прежде всего имею в виду персональные бытовые медицинские приборы с опцией беспроводной передачи данных (тонометры, глюкометры, оксиметры и т.д.). Несколько лучше дело обстоит с передачей ЭКГ-сигнала. Все эти устройства попадают в категорию медицинского оборудования со всеми вытекающими отсюда проблемами с регистрацией. Зарубежные производители не спешат регистрировать данные устройства в России, т.к. им пока непонятен рынок сбыта.
Роман ПЛАВНИК, медицинский директор, НПО "Национальное телемедицинское агентство": В настоящее время мобильных телефонов и других гаджетов в мире больше, чем все население нашей планеты. Все ведущие мировые производители электроники ежегодно выпускают на рынок множество новых моделей с более совершенными пользовательскими характеристиками. Плотная конкуренция на рынке мобильной продукции заставляет самих производителей искать варианты включения в свои устройства новых функций, в том числе и связанных с контролем здоровья человека.
Борис ЗИНГЕРМАН, заведующий отделом ИТ Гематологического научного центра МЗ РФ, руководитель проекта Мед@рхив: Пока еще инструментов для развития mHealth недостаточно. Основная их масса пока лежит в сфере фитнеса, но и в части мониторинга давления, диабета, кардиомониторинга есть уже немало решений. Есть еще ряд направлений, которые могут стартовать очень быстро. Мне кажется очень важным направление оперативных дистанционных консультаций пациента его лечащим врачом.
Борис ПАСТУХОВ, владелец "Национальной медицинской компании": В топах магазинов приложений Google Play и App Store в категории «Медицина» и «Здоровый образ жизни» – мобильные приложения для будущих матерей, записи на прием к врачу, фитнес-трекеров и так далее. Это – стандартные решения. Из нестандартных отмечу мобильное приложение «МетеоДоктор», которое может улучшить качество жизни людей с хроническими заболеваниями, которые часто обостряются на фоне неблагоприятных погодных условий. Из гаджетов большой популярностью пользуются «умные часы», которые отслеживают пульс, дистанцию, количество потраченных калорий. В основном, их покупают любители фитнеса. Что касается ресурсов для развития мобильной медицины, то сильно тормозит процесс низкая техническая оснащенность поликлиник и неготовность врачей и пациентов осваивать новые технологические решения.
Александр АНТИПОВ, руководитель направления цифрового здравоохранения ГК «ФОРС»: Приложений и гаджетов, с одной стороны, очень много. Но если говорить о гаджетах, то большинство из них снимает небольшое количество показателей (или вообще один), т.е. для полноценного мониторинга на дому необходимо приобретать несколько. Но помимо этого, медицинскую регистрацию в России имеет считанное число беспроводных устройств. И стоимость таких гаджетов по-прежнему слишком высока.
Огромное количество мобильных приложений на все случаи жизни также вводит в заблуждение. Подавляющее большинство из них представляет собой небольшой справочник или опросник с иллюстрациями и общими рекомендациями. Лишь несколько производителей предлагают полнофункциональные платформы для поддержки индивидуального здоровья и ведения здорового образа жизни, в которых бы предусматривается участие медицинских специалистов и персонифицированное взаимодействие с пациентом. Такой платформой, к примеру, является DACADOO.
Владимир ДУБИНКИН, начальник отдела сетевых решений, IBS: Достаточность подразумевает насыщение рынка подобными устройствами. Но рост этого направления активизировался буквально несколько лет назад, так что о насыщении, и технологическом, и товарном, речи пока быть не может.
Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий компании КРОК: К наиболее распространенным мобильным девайсам можно отнести смартфоны, планшеты, гаджеты для фитнеса и поддержания здорового образа жизни, а также мобильные терминалы. На втором месте по распространенности находятся медицинские приборы для амбулаторного использования - электрокардиографы, тонометры, глюкометры, а также различные технологии беспроводной связи, позволяющие получить и дистанционно передать лечащим врачам показатели здоровья пациента. Например, в числе интересных мобильных решений для медицины можно назвать интеллектуальную систему палатной связи и предоставления мультимедиа услуг в больнице. Его суть заключается в том, что светосигнальные вызывные устройства помогают больным при помощи пультов управления мгновенно связываться с лечащим персоналом. Это возможно благодаря тому, что сигнал поступает на мобильное устройство медперсонала, независимо от того, в каком помещении они находятся. Помимо светового и звукового оповещения подобные системы включают в себя IP-телефонию, Интернет и Интранет для пациентов и медперсонала. К системе даже можно подключить цифровое телевидение, прослушивание музыки или радио.
? «ИКС»: Кто заинтересован в развитии mHealth в России и кто должен платить за эти сервисы?
Александр АНТИПОВ: С одной стороны, заинтересованы все. Но, как ни парадоксально, никто, кроме самого человека, так сильно не заинтересован в его здоровье, качестве и продолжительности жизни! Поэтому и финансовую нагрузку каждый также должен взять на себя, воспринимая ее как инвестиции, наравне со страхованием автомобиля, квартиры, дачи, жизни и здоровья.
Григорий СИЗОВ, руководитель направления М2М, «ВымпелКом»: Государство должно стимулировать развитие mHealth путем четкого регулирования этой отрасли и помощи бюджетным лечебным учреждениям во внедрении приложений mHealth. Все эти инвестиции окупятся за счет повышения эффективности медицинской помощи, создания новых коммерческих медицинских сервисов и сервисов, которые будут оплачиваться страховыми компаниями, работающими в сфере ОМС.
Борис ПАСТУХОВ: Масштабное внедрение mHealth-технологий – в интересах государства: удаленное консультирование поможет снизить затраты на обслуживание поликлиник, использование устройств и мобильных приложений гражданами поможет предотвратить рост хронических заболеваний и, опять же, приведет к снижению расходов на здравоохранение. Поэтому финансировать медицинские приложения mHealth должно государство. Если же речь идет о фитнес-приложениях и гаджетах, которые позволяют человеку поддерживать физическую форму, то тут вопрос к потребителям – готовы ли они платить за такого фитнес-тренера?
Денис ЧУМАКОВ, руководитель направления «Здравоохранение», ИТ-компания «Нетрика»: За mHealth готовы платить:
– частные инвесторы и венчурные фонды, поскольку у них есть хорошие перспективы заработать на сервисах mHealth;
– фармацевтические компании, которые уже сейчас внедряют мобильные приложения для поддержки пациентов с применением своих фармпрепаратов (приложения позволяют информировать и консультировать пациентов, проводить удаленные тесты, оценивать симптомы и пр.);
– конечные пользователи, которые хотят упростить доступ к медицинским услугам, больше знать о своем здоровье, вести здоровый образ жизни и давать врачу более обоснованные данные о своем здоровье;
– производители оборудования, заинтересованные в интеграции своих продуктов с сервисами mHealth для увеличения продаж;
– частные и государственные учреждения здравоохранения, так как mHealth-сервисы позволяют расширить спектр платных медицинских услуг;
– страховые компании, предоставляющие ОМС и ДМС (использование телемедицинских программ и сервисов mHealth существенно снижает затраты на пациентов с хроническими и выявленными заболеваниями).
Сергей КУПЦОВ, генеральный директор, РИНТЕХ (ГК «АйТи»): Бизнес-моделей мы видим несколько. Первая – страховая компания предлагает дополнительный консультационный пакет, который расширяет уже существующую услугу. Вторая – прямая продажа новых услуг пациентам. Третья модель предполагает бесплатное получение пациентом услуги, что повышает его лояльность к данному лечебному учреждению. Сейчас в банк с плохим электронным банкингом люди не пойдут. Через какое-то время то же самое будет с медицинскими учреждениями: если там будет неудобный личный кабинет и не будет mHealth-сервисов, то пациенты пойдут в другое место. Это пока еще не все поняли, но через несколько лет это станет очевидным.
Дмитрий КУРАПЕЕВ: Заинтересованы должны быть все. Государство сможет снизить расходы на пациентов с хроническими заболеваниями. Пациенты получат более доступную медицинскую помощь и более качественные медицинские услуги. Страховые компании смогут улучшить качество сервиса и управления рисками застрахованных. Соответственно каждый из выгодоприобретателей должен платить за использование этих технологий. Возможно, что именно для телемедицины компромиссным путем может быть вариант софинансирования.
Александр КОРНЕЕВ, менеджер проектов, Фонд "Здоровье и Развитие": В развитии мобильного здравоохранения в России заинтересованы одновременно представители различных структур:
1. ИТ-компании и стартапы, занимающиеся разработкой программного обеспечения и мобильных устройств, а также инновационные центры, такие как Сколково, целью которых является продвижение новых услуг и технологий.
2. Фармацевтические компании и научно-исследовательские центры, продвигающие использование мобильных технологий для исследований в области здравоохранения.
3. Медицинские учреждения, министерства, государственные и общественные организации – в силу широких возможностей по информированию населения и проведения коммуникативных кампаний.
4. Сами потребители этих услуг, желающие упростить доступ к услугам здравоохранения.
Что касается финансирования разработки программ мобильного здравоохранения, то существуют разные модели: исследовательские гранты, инвестиции бизнеса, монетизация приложений и программ, а также общественно-государственное сотрудничество в рамках социальных проектов.
Владимир ДУБИНКИН: mHealth – технология персональная. В первую очередь в ней заинтересован пациент, заботящийся о своем здоровье и желающий контролировать его с наименьшими затратами усилий и времени. И он готов платить за это.
Роман ПЛАВНИК: В развитии mHealth в России заинтересованы все составные звенья этого процесса. Во-первых, это каждый пациент, то есть каждый человек, ведь все мы когда-то становимся пациентами. Во-вторых, это врачи, которые с помощью mHealth получают возможность быстрой, иногда мгновенной, обратной связи со своими пациентами, от скорости которой зависит своевременность принятия врачебных решений, влияющая на здоровье, а порой и на жизнь пациента. Кроме того, в развитии mHealth заинтересованы государственные органы власти, так как при внедрении mHealth они получают более здоровое трудоспособное население при одновременном снижении финансовых затрат на здравоохранение. Нельзя забывать и про заинтересованность производителей и поставщиков мобильных телефонов, а также разработчиков медицинского программного обеспечения и технологического оборудования. Первые получают возможность увеличения объемов продаж, вторые – возможность внедрения своих разработок в практическое здравоохранение.
Платить за сервисы mHealth должен каждый участник процесса на своем уровне за ту услугу, которую он получает или заказывает. Государственные органы власти за счет бюджета должны обеспечить правовую, организационную, инфраструктурную составляющие развития mHealth, различные инвестиционные институты – финансировать потенциально рентабельные разработки в этой области, Министерство здравоохранения – осуществлять финансирование разработки и реализации государственных программ по здравоохранению с применением mHealth, производители гаджетов – инвестировать в научные исследования, связанные с введением в свои новые модели приложений с медицинскими функциями. И, наконец, потребитель mHealth должен платить за конкретную услугу, которую он получает. Причем, в качестве потребителя mHealth-услуги может выступать как частное лицо, если оно получает эту услугу в условиях свободного рынка, так и государство, если оно заказывает эти услуги в составе программ ОМС или других государственных программ, связанных со здравоохранением.
Михаил ЗАКАТОВ, эксперт практики медицинских проектов, AT Consulting: При бытовом использовании mHealth в его использовании заинтересованы, прежде всего, граждане, они должны быть готовы к тому, что эта услуга платная. В профессиональном использовании заинтересована организация, следовательно, плательщиком будет являться именно она.
Борис ЗИНГЕРМАН: За все всегда платят граждане – напрямую или через налоги. Думаю, что стимулировать отрасль mHealth в ближайшее время будут прямые платежи заинтересованных граждан. Все остальные каналы пока менее вероятны. На начальном этапе развития хорошим стимулом были бы гранты институтов развития.
Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА