Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Николай Маркашов  06 сентября 2024

Мобильные приложения под санкциями

Новые санкции США против российского ИТ-сектора вступят в силу 12 сентября 2024 г., и вряд ли они будут последними. Чем отечественный бизнес отвечает на санкционное давление?

Мобильные приложения банков уступают место комбинированным решениям

Санкционные ограничения существенно осложняют работу банковских мобильных приложений на iOS. Приложения российских банков, попавших под санкции, удаляются из App Store и других магазинов, пользовательские аккаунты блокируются.

Один из способов справиться с этим вызовом – перейти на веб-решения. Однако банки не спешат это делать, и не только потому, что веб-приложения более уязвимы с точки зрения информационной безопасности.

Большинство банков продолжает развивать свои прежние мобильные приложения, поскольку это не только сохраняет лояльность клиентов, но и финансово более выгодно по сравнению с запуском новых проектов. Примеры того, как банки любыми способами стараются сохранить свои мобильные приложения, показывают РСХБ, МТС Банк, Альфа-банк. Чтобы размещать свои приложения в App Store, банки делают их обезличенными, не демонстрируют свой бренд.

Мы не знаем ни одного гиганта финансовой отрасли, кто сосредоточился бы исключительно на веб-разработках. Веб-приложение для клиентов с iPhones реализует, например, Альфа-банк, но он не меньшее внимание уделяет и развитию мобильных приложений для операционных систем iOS и Android, а также для российской ОС Аврора. Кстати, мобильные приложения для ОС Аврора – одно из наиболее интересных направлений корпоративной разработки для тех банков, у которых есть крупные клиенты, использующие эту операционную систему.

Комбинированная разработка действительно объединяет преимущества обоих подходов, и закономерно, что именно она сейчас завоевывает все большую популярность. Практически любое современное приложение банка представляет собой целый комплекс технологий. Ядро приложения, как правило, нативная разработка, а то, что не связано с финансовыми операциями, реализуется на WebView.

Новые пожелания банков к разработчикам мобильных приложений

В I полугодии 2024 г. особенно популярными у банков стали несколько видов услуг, предоставляемых разработчиками мобильных приложений.

Замена в мобильных приложениях библиотек и сервисов иностранного производства на собственные решения для ОС Android и iOS. Такая замена необходима всем организациям, которые работают в сфере обслуживания населения, предоставляют критически важные услуги, в том числе финансовые, и имеют дело с персональными данными. Библиотеки и сервисы, разработанные в странах Европы и США, российские банки больше не могут использовать в принципе, а китайские аналоги слишком дороги. Приемлемые варианты для замены – российские инструменты, находящиеся в открытом доступе, либо собственные разработки.

Что выбрать, банк решает исходя из своих потребностей. Так, в открытых приложениях для реализации мобильных сервисов могут содержаться не все функции, которые необходимы банку. Большинство банков этот минимальный функционал поначалу устраивает, но прогресс не стоит на месте, и со временем банк склоняется к тому, чтобы «допилить» сервис. С библиотеками проще: российские аналоги западных решений вполне соответствуют ожиданиям клиентов.

Проекты перехода на отечественные решения реализуются достаточно быстро, иногда даже силами дочерних ИТ-структур банков, особенно у таких гигантов, как Сбер. Около месяца занимает предварительный анализ, в ходе которого заказчик выбирает необходимый функционал. Если подходящее импортозамещающее решение уже есть на рынке, то его внедрение проходит за одну-две недели. Заказная разработка займет один-два месяца в зависимости пожеланий банка и количества библиотек. В итоге организация получает рабочее решение, которое полностью соответствует требованиям Центробанка и не вызывает вопросов у аудиторов.

Модификация мобильных приложений для ОС Аврора. Эта услуга актуальна для банков, мобильными приложениями которых пользуются сотрудники госструктур, где носимые устройства с ОС Аврора являются корпоративным стандартом, например, Министерство обороны или РЖД. Как правило, такие влиятельные клиенты сами инициируют модификацию мобильных приложений банков для работы с ОС Аврора, и банк приступает к поиску разработчика, который сможет выполнить подобный проект.

Процесс модификации очень трудоемок. Например, в 2019 г. проект создания мобильного приложения на ОС Аврора для ВТБ занял у разработчиков почти год. В отдельных случаях, когда разработчик уже располагает необходимой аналитикой и наработками, срок проекта можно сократить до трех-четырех месяцев. Но это, опять же, будет кастомизированная разработка – единого решения, подходящего для любого банка, на рынке нет.

Развертывание у банка собственной платформы дистрибуции мобильных приложений. Такая платформа позволяет обезопасить и самого владельца большого количества различных мобильных приложений, и его клиентов, которые этими приложениями пользуются. Если банк включен в санкционные списки, распространять его приложения в сторонних магазинах приложений рискованно. Некоторые крупные компании успешно и безопасно работают с отечественной платформой RuStore. Однако собственные платформы дистрибуции обеспечивают более глубокий контроль, анализ и управление.

Клиентский путь к сервисам банка становится удобнее и безопаснее, если у банка есть собственный магазин, где пользователи могут приобрести все мобильные решения банка. Самому банку становится проще охранять данные клиентов от вредоносного ПО, контролировать распространение приложений, делать комплексные предложения.

Допустим, у банка есть мобильные приложения для корпоративных клиентов, физических лиц, VIP, и у каждого из них своя клиентская база. Также есть приложения по отдельным продуктам и сервисам, у каждого из которых свои пользователи. Объединение клиентских баз на единой платформе открывает любому клиенту сразу весь набор услуг банка, что ведет к увеличению кросс-продаж и соответственно росту бизнеса финансовой организации. Еще одно преимущество собственного магазина мобильных приложений – возможность подключать партнеров для продаж их сервисов и более тесной коллаборации в рамках платформы.

На отечественном рынке уже есть коробочные платформы дистрибуции мобильных приложений. Банк может приобрести такую платформу по модели white label, развернуть ее на своих серверах, безопасно включить в состав инфраструктуры и организовать ролевое управление платформой. В результате риски отключения от сторонних магазинов приложений нивелируются, что положительно отражается на репутации банка.

Подготовиться к усилению санкций можно и нужно заранее

Санкции будут ужесточаться. К негативному развитию событий надо быть готовыми даже тем банкам, которые пока не попали в санкционные списки. Чем раньше банки проведут импортозамещение своих программных продуктов, в том числе мобильных приложений, тем больше получат конкурентных преимуществ. Тем более что, согласно требованиям регуляторов, к 2026 г. им в любом случае предстоит это сделать.

Кроме работающего импортозамещенного продукта банки всегда могут получить от российских разработчиков услуги сопровождения внедренного решения или помощь в обучении внутренних специалистов поддержки. В итоге решение, четко и правильно работающее в контуре заказчика, повысит безопасность сотен тысяч клиентов банка.

Печальный опыт использования иностранных решений уже получен, выводы сделаны. Было бы странно рисковать наступить на те же грабли, когда есть все возможности заблаговременно подготовить безопасную почву для дальнейшего развития бизнеса.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен