Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 09-10 2015 |
Александра КРЫЛОВА | 10 ноября 2015 |
Новые инструменты повышения эффективности
Для участников рынка дата-центров, коммерческих и корпоративных, совокупная стоимость владения – поистине священная корова. Особенно сейчас, в период кризиса. Это отчетливо продемонстрировала 10-я, юбилейная, международная конференция «ЦОД-2015», организованная журналом «ИКС».
Внимание защите сделанных вложений
Исследования, которые регулярно проводит Uptime Institute в разных странах мира, свидетельствуют, что далеко не все центры обработки данных, достигшие близкого к идеальному значения коэффициента PUE, одинаково успешны в бизнесе. Более того, некоторые из таких объектов даже приносят своим операторам убытки. Фред Дикерман (Uptime Institute) связывает этот факт с проблемами управления ИТ-активами во многих дата-центрах. По его словам, сегодня в среднем ЦОДе около 20% серверов – «коматозные», они подключены к системе электропитания, но не несут полезной нагрузки. Остальные 80% серверов загружены примерно на 6%. Так положительный эффект от низкого PUE нивелируется расходами на поддержание функционирования ИТ-оборудования, для которого нет работы.
При этом сотрудники и коммерческих, и корпоративных ЦОДов зачастую отмечают, что не могут убедить свое руководство сосредоточиться на программах управления закупками, не приобретать серверы для новых приложений, а добиваться максимального дохода на капитал, уже вложенный в существующую инфраструктуру. Между тем существуют технологии и решения, позволяющие достичь такого результата.
Навести порядок
Системы DCIM (Data Center Infrastructure Management) – инструмент измерения, мониторинга, контроля и управления инфраструктурой, включающей в себя инженерные и ИТ-системы. Такое определение Gartner привел Александр Мартынюк («Ди Си Квадрат»). По его словам, DCIM-системы дают возможность посмотреть на дата-центр как на единый комплекс с точки зрения потребителей его услуг и окупаются примерно за два года. В качестве измеримых эффектов внедрения он назвал повышение утилизации существующих ресурсов, предупреждение возникновения технических проблем и/или сокращение времени их устранения, а также упрощение изменения инженерной и ИТ-инфраструктуры объекта.
Например, в результате трехлетней эксплуатации системы DCIM в ЦОДах Райффайзенбанка в их ИТ-инфраструктуре было выявлено большое количество недозагруженного оборудования, следствием чего стало закрытие одной из четырех имеющихся у банка площадок на 20 стоек, обеспечившее весомую экономию. Правда, внедрению системы DCIM, по словам Ольги Габовой (Райффайзенбанк), предшествовали структурные изменения в группе управления дата-центром и определение границ ответственности за каждый из протекающих в нем процессов.
Однако существующие сейчас DCIM-системы, как признал Юрий Драбкин (Schneider Electric), не являются коробочным решением: «Мы стараемся каждому заказчику подобрать оптимальный набор компонентов, который отвечал бы его роли».
По оценке экспертов индустрии ЦОДов, примеров развертывания таких решений в России пока немного. Потенциальные заказчики внедрения DCIM-систем, а это должны быть крупные дата-центры (согласно подсчетам Ю. Драбкина, стоимость решения в расчете на одну стойку составляет $500–1500), пока только присматриваются к их возможностям. Наиболее высокотехнологичные из них, такие как «Яндекс», предпочитают использовать для мониторинга и анализа состояния инженерных и ИТ-систем на своих объектах программные продукты собственной разработки. По словам Алексея Жумыкина из «Яндекса», на сегодняшний день в ЦОДах этой интернет-компании наиболее востребованной системой является Computerized Maintenance Management System (CMMS). Эта система, которая обеспечивает управление техническим обслуживанием оборудования, необходима для ежедневной работы на объектах, однако, как выразился эксперт, «толком почти нигде не реализована».
А компании DataSpace внедрение системы класса CMMS помогло в сертификации ЦОДа DataSpace 1 на операционную устойчивость уровня Tier III Gold. В соответствии с требованиями Uptime Institute она используется для постоянного сбора информации об эксплуатационных характеристиках и состоянии оборудования, хранения истории выполненных работ, требований по настройке и калибровке, сроков заказа запчастей. А значит, тоже позволяет своевременно выявить простаивающее ИТ-оборудование. Как отметил Эндрю Хардисти (DataSpace), 80% времени сертификационного процесса заняла проверка различных параметров и показателей через систему CMMS. Не менее важную роль она сыграла при прохождении компанией DataSpace внутреннего аудита в соответствии со стандартом ISO 90011.
«Умная» модель
Составить ясную картину размещения всех систем в дата-центре можно еще на этапе проектирования, если использовать технологию Building Information Modeling (BIM). Александр Овчинников («АДМ Партнершип») определил ее как интеллектуальный процесс объектного ориентирования для планирования, проектирования, строительства и управления инфраструктурой здания. В результате применения BIM появляется электронная модель реального здания, содержащая все его свойства в каждом своем элементе.
Любые изменения, которые инженеры вносят в модель на этапе ее построения, сразу же отражаются во всех разделах проекта. Кроме того, размещенная в облаке BIM-модель в режиме реального времени становится доступна заказчику и подрядчикам, и это дает возможность всем заинтересованным сторонам еще на этапе проектирования оперативно решать все спорные вопросы.
Каждый элемент модели имеет свои свойства, включая стоимостные характеристики. Все его параметры отражены в спецификации. Его можно всегда посмотреть в разных разрезах, «разобрать» на отдельные узлы. Связав BIM-модель с графиком строительства, заказчик получает возможность в режиме онлайн отслеживать объем работ, выполненных подрядчиком.
Разработку BIM-модели для ЦОДа «Авантаж» выполнили специалисты подразделения DCFC компании HP по согласованию с генподрядчиком, компанией «Техносерв». Дата-центр «Авантаж» – самый крупный в России объект, строящийся с нуля. Площадь его здания составляет 24 480 кв. м, общая мощность – 17 МВт, а количество стоек – 2200–2500. По словам Дениса Беляева (HP), укрупненную 3D-модель проекта ЦОДа формировали на основании стандартной (2D) проектной документации. Затем были сделаны ее фотографии в формате высокой четкости и снято видео. Не все инвесторы могут читать традиционные чертежи, а вот от виртуальной экскурсии по этажам еще не возведенного здания с помощью подготовленных на основе BIM-модели мультимедийных материалов они вряд ли откажутся. Заинтересует она, убежден Д. Беляев, и потенциальных заказчиков. Процесс подготовки BIM-модели включал в себя анализ сводного плана сетей на пересечения, подготовку спецификаций и визуализацию объекта. По завершении этапа проектирования BIM-модель превращается в удобный инструмент управления проектом строительства, пользоваться которым можно с мобильного устройства.
После того как объект будет возведен, оснащен всем необходимым оборудованием и введен в эксплуатацию, BIM-модель может стать точкой сбора документации и эксплуатационных материалов по каждому из множества ее компонентов. Подобный проект – BIM6D – HP реализует сейчас в интересах другого заказчика.
В облака
Еще один шаг в сторону максимизации использования инженерной и вычислительной инфраструктуры дата-центра – активное задействование возможностей виртуализации. «Эффективность использования облачных ЦОДов в пять раз выше, чем корпоративных, загрузка которых в среднем составляет 10%», – констатирует Станислав Мирин (iKS-Consulting).
Аналитики видят этот тренд и прогнозируют дальнейший рост рынка услуг гибридных и публичных облаков. Так, по расчетам iKS-Consulting, на протяжении ближайших трех лет он в среднем будет увеличиваться на 27% в год и в 2018 г. достигнет 31,7 млрд руб., что примерно в 2,5 раза больше, чем по итогам 2014 г. (12,9 млрд руб.).
Тут Россия движется в фарватере мировых тенденций. Согласно данным KPMG, из топ-500 глобальных компаний 35% уже заявили о том, что перевели всю свою инфраструктуру в облако, еще 48% признались, что планируют сделать это в 2015–2016 гг., и только оставшиеся 17% компаний подтвердили, что не хотят никуда передавать свои ИТ-ресурсы.
И хотя доля IaaS в выручке игроков рынка облачных услуг пока составляет 9%, понятно, что по сравнению с SaaS этот сегмент обладает гораздо более высоким потенциалом. Тем более, что в виртуализации инфраструктуры заинтересованы именно крупные компании-заказчики. Для их ИТ-директоров IaaS – это способ экономии и возможность сосредоточить ограниченные кризисом ресурсы на выполнении задач, поставленных перед ними бизнесом.
Как показывает опыт компании Accenture, в крупных компаниях, где ИТ-подразделение играет поддерживающую роль и вместе с бизнесом озабочено поиском способов повышения финансовой эффективности, на одних этапах жизненного цикла информационной инфраструктуры наибольшую экономию обеспечивает обращение к внешнему поставщику услуг виртуализации, на других – к внутреннему. Так, внешние услуги IaaS защищают от избыточности проектирования вычислительных ресурсов на этапе активного внедрения информационных систем. На этапе их активного развития возможны и первый, и второй варианты. А вот на этапе эксплуатации эксперт советует пользоваться внутренними сервисами виртуализации инфраструктуры.
Уйти от избыточности вычислительной мощности и ИТ-инфраструктуры, по мнению Леонида Аникина (Softline), позволяет сервисный подход, который предполагает определение показателя SLA для каждого сервиса, взимание оплаты только за потребляемые ресурсы, использование уже существующей инфраструктуры, поддержку и апгрейд как часть сервиса. В настоящее время на такую модель можно перевести любой из слоев ИТ-инфраструктуры заказчика: как готовые приложения, так и инфраструктурное ПО. Кроме того, облачные провайдеры, как правило, готовы предоставить в аренду оборудование.
Размещение баз с персональными данными граждан на российской территории важно в свете вступления в силу закона № 242-ФЗ, которым были внесены изменения сразу в несколько нормативных законодательных актов и тем самым введен новый порядок сбора и обработки персональных данных россиян. Из трех возможных сценариев – отказа провайдера от обработки данных за рубежом; создания промежуточной базы для сбора в России и хранения копий; работы с зарубежными ЦОДами – первый, по оценке Владимира Лебедева (Stack Group), является самым затратным и самым рискованным для бизнеса, зато несет в себе минимальный риск нарушения закона. Наименее дорогой для компании будет реализация третьего сценария, правда, с максимальным риском несоблюдения законодательства и средним уровнем риска для бизнеса. А промежуточный второй сценарий отличается средним объемом затрат, средним уровнем риска нарушения закона № 242-ФЗ и минимальными рисками для бизнеса.
Кстати, облачные провайдеры из Прибалтики, эксплуатирующие ЦОДы Tier III в Вильнюсе и Риге, Baltneta и Lattelecom соответственно, декларируют, что потребление услуг виртуализации на территории Евросоюза может быть для российских заказчиков экономически выгодным. Первый из них предоставляет услуги colocation, SaaS, IaaS, видеонаблюдения, аренды ИТ-оборудования, аварийного восстановления, миграции и VDI, а также русскоязычную поддержку в режиме 24 7. А компания Lattelecom, как сообщил ее представитель Станислав Спирков, перед тем как сделать предложение клиенту с помощью специального ПО, бесплатно проводит анализ его ИТ-инфраструктуры.
Сегодня в мире наиболее распространен подход, при котором критически важные для компании данные остаются в частном облаке, данные, не имеющие большой ценности, перемещаются в публичные облака, а другие – некритичные, но полезные – передаются на хранение провайдеру облачных сервисов. Связать разные облака между собой в одно гибридное можно, например, с помощью программно конфигурируемой ОС NetApp Сlustered Data ONTAP для систем хранения данных и ОС для управления данными в гибридном облаке корпоративного класса Cloud ONTAP.
Феномен виртуализации изменил саму концепцию построения дата-центров. Благодаря ему обеспечивается высокая эффективность при работе с ресурсами, гибкость в масштабировании инфраструктуры, изоляция сегментов и объектов виртуализации, высокий уровень надежности и малое время восстановления, а также упрощается управление всей инфраструктурой. Обратной стороной медали являются растущее количество атак на виртуальные среды и быстрое распространение угроз по всей инфраструктуре. А использование традиционных средств защиты далеко не всегда эффективно, поскольку снижает ее, инфраструктуры, производительность. Виталий Мзоков из «Лаборатории Касперского» в числе других минусов такого подхода назвал также высокую ресурсоемкость, снижение плотности виртуальных машин и сложность управления. Их наличие вдохновило разработчика на создание специализированного решения, состоящего из двух компонентов – средства защиты виртуальных сред и средства защиты систем хранения данных. Контролировать их работоспособность можно с помощью единой консоли управления.
Впрочем, в современном облачном ЦОДе комплексные решения востребованы не только в области антивирусов. Это поняли специалисты компании Huawei и начали работу над комплексным решением для дата-центра. В результате в портфеле у вендора появились платформа виртуализации, гипервизор и другие компоненты для ЦОДов собственной разработки. Есть у компании Huawei и комплексное решение программно определяемого ЦОДа второго поколения, позволяющее запускать процесс виртуализации на уже имеющейся инфраструктуре так, чтобы задействовать два физически разнесенных дата-центра. Это решение работает на платформе OpenStack, однако, как сообщил Артур Пярн (Huawei), все дистрибутивы, которые вендор поставляет заказчику, доработаны и представляют собой полностью законченное решение.
Сегодня платформа виртуализации OpenStack – одна из наиболее популярных в мире, констатирует Алексей Черевков («Сервионика»). По его словам, решениями, построенными на ее базе, можно удовлетворить такие потребности крупных корпоративных и государственных заказчиков, как автоматизация создания тестовых сред, перевод ИТ на сервисную модель, снижение стоимости виртуализации, покомпонентное изменение функциональности, независимость от вендора. Более того, на платформе OpenStack вполне успешно решается задача «виртуализации всего», что позволяет перекинуть мостик от облачного виртуализованного ЦОДа к программно конфигурируемым сетям, дата-центрам и виртуализации сетевых функций.
За облаками
Аналитики компании Gartner не зря употребляют для характеристики SDN – компьютерных сетей нового поколения – английское слово agile, т.е. «подвижный», «быстрый», «проворный». Сети SDN автоматически развертываются, автоматически управляются, легко масштабируются, отличаются более высокой пропускной способностью и производительностью. По оценке Gartner, за 2014 г. более 1 тыс. корпоративных ЦОДов по всему миру – в три раза больше, чем в 2013 г., – развернули у себя SDN. Масштабируемость, программируемость, автоматизация ручных процессов и управление конфигурацией в масштабе всей сети, доступные в программно конфигурируемых сетях, как отмечает Дмитрий Юферов из Arista Networks, имеют наибольшую ценность для заказчиков. Эти принципы вендор взял за основу при разработке своей специализированной расширяемой операционной системы EOS (Extensible Operating System) на базе Linux, под управлением которой работает весь спектр его коммутационного оборудования. А интеграция EOS со сторонними системами оркестрации обеспечивает прозрачность и легкость управления сетью.
Компания Brocade, с недавних пор развивающая направление SDN/NFV, предлагает сетевую модель New IP, в основании которой лежат автоматически формирующиеся интеллектуальные сети, над ними – распределенные виртуальные коммутаторы (Ethernet-фабрики), затем программные продукты NFV, работающие по протоколам SDN, а на вершине – единая точка управления, или оркестрации. Каждая Ethernet-фабрика образуется путем соединения двух и более таких физических коммутаторов с одинаковым набором функций, в том числе автообнаружения и самоформатирования добавленных устройств. Между отдельными портами образующих Ethernet-фабрику коммутаторов реализована балансировка нагрузки. Из нескольких Ethernet-фабрик строится плоская, легко управляемая сеть любой топологии.
«Автоматизация» – пожалуй, ключевое слово для программно определяемых дата-центров. Выход на этот уровень развития навсегда решит проблему избыточности вычислительных мощностей в ЦОДах, поскольку, как отмечает аналитик ИТ- и телеком-рынка Александр Герасимов, у них появится возможность обрабатывать фоновые нагрузки собственными мощностями, а при возникновении пиков – подключаться по требованию к внешним ресурсам. В результате появятся системы дата-центров с реализованной в них функциональностью автоматической миграции нагрузки – переноса виртуальных машин между ЦОДами.
Переход от доступности каждой конкретной площадки к доступности сервиса, который к такой площадке больше не привязан, изменит парадигму рынка услуг ЦОДов и существенно повысит эффективность бизнеса облачных провайдеров.