Rambler's Top100
Статьи ИКС № 01-02 2015
Николай НОСОВ  02 марта 2015

Война санкций. Банковский фронт

Напряженность в отношениях с Западом нарастает. Вводятся санкции. Есть уже первые потери. Готовы ли российские банки к работе в условиях новой холодной войны?

Николай НОСОВ, независимый эксперт в области банковских ИТ, канд. техн. наук

Крупный всероссийский форум, подводящий итоги 2014 г. в области компьютерных технологий. Первым выступает руководитель известной российской фирмы, специализирующейся в области компьютерной интеграции. Он говорит, что задачи российского ИТ-бизнеса кардинальным образом изменились и теперь главной задачей является импортозамещение. За ним выступает представитель Microsoft, который рисует радужные картины развития этой американской компании на российском рынке. Следующий докладчик – представитель крупного российского банка – рассказывает о проблемах, которые возникли в связи с тем, что компания Microsoft присоединилась к санкциям против его банка и запретила использование в нем своих программных средств. Все это создает впечатление театра абсурда. Еще год назад такое невозможно было вообразить. Но сейчас легко представить и дальнейшую эскалацию напряженности между странами, и новые санкции против российских банков, и новые запреты на использование западного ПО, и новую холодную войну. Возникает вопрос, насколько готовы к новым вызовам российские банки?

АБС

Начнем с главной части банковской информационной системы – АБС. Тут в целом ситуация спокойная. Российские банки в основном используют АБС отечественной разработки. Нельзя сказать, что они дешевле западных аналогов, но уж точно больше приспособлены к российской действительности. К непрерывно меняющемуся законодательству, к новым отчетным формам и работе в режиме постоянного форс-мажора. Если на Западе об изменениях в формах отчетности банкам сообщают за год, то у нас могут сообщить за месяц и даже за несколько дней.

Типичная ситуация – посылаешь в ЦБ отчет, а его заворачивают. Звонишь в ЦБ. Отвечают:

– У вас старая версия. Изменилась программа подготовки отчетности, которая учла новые требования ЦБ.

– Когда же она изменилась?

– Вчера.

Были случаи, когда она менялась и утром в последний день отправки.

Срочно скачиваешь новую версию программы формирования отчета, отдел отчетности заполняет формы и по новой посылает их в ЦБ. Бывает, что при этом требуется срочная помощь разработчиков АБС. Ведь данные чаще всего берутся из нее. Наши компании к такому форс-мажору привыкли и, как правило, бросаются на помощь и проблемы решают. За это их банки и ценят.

Западные АБС могут использоваться в российских «дочках» западных банков. Но уж они-то под санкции точно не попадут.

Аналитика и отчетность

Здесь дела тоже обстоят благополучно. Программы формирования отчетности пишутся российскими программистами, что с учетом нашего бурно развивающегося законодательства вполне закономерно. Программы анализа деятельности заемщиков, доминирующие на российском рынке, также выпущены отечественными фирмами. Не буду их здесь называть по­именно, специалисты их и так знают.

Возможны проблемы у западных дочек российских банков, но в данной статье я бы не хотел касаться этих достаточно специфичных вопросов. Ограничимся обсуждением проблем российских банков, работающих на российском рынке.

Телекоммуникации и информационная безопасность

Вопросами информационной безопасности банков государство начало заниматься еще до войны санкций. Понятно, что для отправки рейсов в МЦИ всегда использовалась отечественная криптография, но вот сами телекоммуникационные программы когда-то были разными, в том числе и западных разработчиков. С этой вольницей давно покончено. Связь с ЦБ осуществляется только с помощью продуктов оте­чественной разработки – автоматического шлюза UARM, систем криптографической защиты информации «Верба-OW» и СКАД «Сигнатура». Подключение к СМЭВ и отправка данных в государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах выполняются через криптошлюз отечественного производства VIP-Net.

Государство пошло дальше и требует использования в каналах, которые передают персональные данные, криптосредств, сертифицированных ФСБ. Это привело к тому, что многие банки при построении своей внутрикорпоративной распределенной системы стали переходить от маршрутизаторов Cisco к отечественным аналогам, прошедшим такую сертификацию. Так что процесс импортозамещения начался не сегодня.

Остается вопрос взаимодействия с международными системами, прежде всего с системой SWIFT. Прецедент был – иранские банки уже отключали от «свифта». Отключение вследствие санкций наших банков (а разговоры об этом уже идут) будет болезненным, но не смертельным. С переводами внутри страны проблем вообще не будет. Это чисто техническая задача, и стресс-тесты, которые ЦБ успешно провел минувшей осенью на случай гипотетического отключения банков страны от системы SWIFT, это подтвердили. Более того, с декабря 2014 г. ЦБ РФ предоставил кредитным организациям свой новый сервис передачи финансовых сообщений в форматах SWIFT по внутрироссийским операциям, а к маю обещал окончательно решить эту проблему.

Сложнее с отправкой денег за рубеж. Но и тут не так все плохо. Просто пострадавшим банкам придется открывать корсчета в банках, не попавших под такие санкции. Это приведет к финансовым потерям, но не отключит нас от международной финансовой системы.

Офисные пакеты и общесистемное ПО

Самый простой ответ на введение санкций в этой области – переход на свободное ПО. В банках и сейчас довольно широко используется Linux, особенно в серверной части. У ИТ-специалистов банков, как правило, есть опыт работы с этой ОС и они могут ее администрировать. Но в целом переход на свободное ПО – процесс небыстрый и довольно болезненный.

Сам пытался перевести свой банк на OрenOffice. Поставил его у себя, показывал, что всю офисную документацию можно вести, не используя продукцию Microsoft, а экономия на лицензиях будет огромной. В итоге убедился, что руководство готово рассмотреть вопрос о переводе на OpenOffice рядовых сотрудников, но само даже минимальных шагов по переучиванию предпринимать не желает. И по-прежнему хочет использовать MS Word. После этого о переводе настольных компьютеров с MS Windows на Linux я и не заикался.

Так что в этой сфере банки широко пользуются продукцией западных фирм. В случае расширения санкций у многих могут появиться проблемы с использованием MS Windows Server, MS SQL Server и продуктов Oracle. Но какие это проблемы?

Выступивший на упомянутом в начале статьи форуме представитель пострадавшего от санкций банка назвал только одну – Microsoft не дает банку лицензии на право использования своих продуктов. Не дает, ну и что? Сами-то продукты никто не стирает. В годы холодной войны никто особо не переживал по поводу использования западных программных средств без лицензии правообладателя. А их поддержка не так уж и нужна. Часто ли вы звонили в сервисную поддержку фирмы Microsoft? Я в своей практике ни разу.

Помнится, как-то раз решил позвонить в сервисную поддержку Cisco. С огромным трудом смог зарегистрировать сервисный контракт на их сайте. Длиннющая регистрационная форма. Сайт периодически вис, и все приходилось начинать с начала, что приводило меня в бешенство. В итоге я зарегистрировался и получил возможность поговорить на английском с пакистанцем, сидящим в Брюсселе. То ли я плохо объяснял, то ли пакистанец плохо понимал, но ответа я так и не получил. После чего позвонил в российскую сетевую фирму и решил все свои проблемы.

Это было давно, и возможно, что-то изменилось в лучшую сторону. Но по-прежнему думаю, что банку такая сервисная поддержка не очень нужна.

Почему же российские банки, работающие только на территории России, тратят огромные деньги на покупку лицензий западного ПО? На мой взгляд, в основном из-за давления регуляторов. Массовый переход банков на лицензионное западное ПО (отечественное ПО всегда использовалось только лицензионное) произошел, когда на них стали серьезно «наезжать», выполняя требования для вступления России в ВТО. Думаю, что в условиях холодной войны регуляторы ослабят давление. Скорее всего, они с пониманием отнесутся к банкам, попавшим под санкции. А главные потери понесут примкнувшие к санкциям западные фирмы.

Пластиковые карты

В этом сегменте у банков тоже могут быть проблемы. Не секрет, что наш рынок пластиковых карт контролируют Visa и MasterCard, которые, несмотря на неоднократно декларируемую независимость от политики, уже действовали в соответствии с принятыми Западом санкциями. Все помнят их отказ обслуживать карты Собинбанка и банка «Россия». Проблема есть, и ее понимают депутаты Госдумы, решившие создать национальный аналог и принявшие закон о создании Национальной системы платежных карт (НСПК).

В декабре 2014 г. ряд российских банков, прежде всего те, которые попали под санкции, приступили к тестированию технологической платформы НСПК. Тестирование проводится через создаваемый операционный и платежный клиринговый центр.

ЦБ РФ уже объявил о подписании договора с международной платежной системой  MasterCard. Да и Visa никуда не денется. Во всяком случае, она уже выпустила письмо о сотрудничестве с НСПК по вопросам обработки внутрироссийских транзакций.

На мой взгляд, нужно активнее развивать сотрудничество НСПК с главным конкурентом этих систем – китайской UnionPay. Это поможет решить и возможную проблему международных транзакций.

  

В целом ситуация на «банковском фронте» не такая уж плохая. Если Запад будет вводить новые санкции в области информационных технологий, то российские банки если и понесут потери, то несмертельные, и банки выживут. Что, конечно, радует.  

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!