Рубрикатор |
Статьи |
09 апреля 2014 |
М. ЗАХАРЕНКО: Облачный рынок переходит к практике
Провайдеры облачных сервисов и поставщики облачных решений уже несколько лет усиленно занимаются пропагандой облаков. Меняет ли это ситуацию на рынке?
Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №3`2014, «Продавец облака». Часть I.
? ИКС: Какие тенденции на рынке облачных технологий проявились за последний год? Какие сдвиги на нем произошли?
Владимир Алексеев, системный архитектор IBM в России и СНГ: Если сравнивать ситуацию на рынке трехлетней давности и текущую, то, безусловно, ряд внедрений «облаков» заметно вырос. Наибольшим спросом пользуются решения, связанные либо с предоставлением ресурсов, что особенно востребовано для тестовых сред, либо портальные решения. Также в промышленности есть ряд проектов по созданию VDI решений. Немного изменился подход и в области высокопроизводительных вычислений, так как сейчас уже появились продукты и технологии, позволяющие связывать несколько вычислителей в один, что также пользуется спросом на рынке.
Александр Самухов, генеральный директор, BDC: Можно отметить общую тенденцию роста интереса среди заказчиков к облакам. Компании не только проявляют больший интерес к услугам облачных решений, но и проявляют осведомленность и понимание вопроса. Если еще год- два назад приходилось рассказывать и пояснять саму суть облака и пользу облачных решений для бизнеса, то сейчас заказчик, как правило, понимает все преимущества для себя и готов к конструктивному диалогу с провайдером.
Евгений Николаев, генеральный директор, IBS DataFort: Мы наблюдаем явный интерес клиентов к облачным услугам, причем те клиенты, c которыми мы работаем, а это крупные коммерческие организации, деятельность которых имеет отношение к банковской сфере, машиностроению, транспортной индустрии, ритейлу, предоставлению образовательных услуг, добыче ископаемых и ЖКХ, заинтересованы в развитии своей инфраструктуры только в частном облаке. Что касается самого рынка предоставления облачных сервисов, то в настоящий момент он еще только формируется и многие системные интеграторы находятся в стадии тестирования своих решений, предлагая вычислительные мощности под конкретный проект без отработанных сервисов и тарифных планов для корпоративных пользователей.
Рустэм Хайретдинов, исполнительный директор, Appercut Security: По мнению ассоциации EuroCloud, знаковым событием 2013 года стало то, что рынок преодолел проблему «не понимая», что такое облачные технологии, заказчикам и конечным потребителям стало не нужно объяснять, что такое облако, а можно сразу рассказывать о преимуществах своих решений. Обычно такие «революции» происходят тихо, то есть, только обернувшись назад, можно понять, что этот этап пройден.
Ирина Гришанова, директор департамента массовых сервисов и продуктов, "Сервионика" (ГК "Ай-Теко"): Этот сектор рынка остается крайне перспективным и быстро растущим. Прошедший год подтвердил эту тенденцию: увеличилось количество компаний, использующих облачные сервисы. В соответствии с потребностями бизнеса растет и количество облачных продуктов и сервисов. Миграция в облако набирает обороты и становится важным компонентом преобразования бизнеса. На это указывает, например, рост числа мобильных облаков, усиление важности облачной безопасности, постоянно увеличивается качественный уровень провайдеров, растет потребность бизнеса в «локальных» облаках, повышенное внимание к привлекательному интерфейсу приложения и увеличение числа гибридных облаков. Есть и еще одна важная тенденция: региональные заказчики все чаще переходят к использованию облачных технологий и активно применяют возможности мобильных устройств.
Алексей Назаров, директор по маркетингу бизнес-сегмента, "ВымпелКом": В настоящее время облачные услуги не являются чем-то новым и неожиданным для клиентов. Скорее наоборот, корпоративные заказчики воспринимают наличие ряда подобных услуг у операторов связи как само собой разумеющееся. Все больше и больше клиентов рассматривают использование публичных или гибридных облаков наравне с частными, либо вместо них.
Сергей Чуканов, директор по развитию бизнеса, ИТ-ГРАД: Большинство средних и крупных заказчиков по-прежнему рассчитывают только на свою инфраструктуру. Учитывая одноразовый характер вложений, в денежном эквиваленте частные облака занимают значительно большую долю рынка, чем суммарные траты аренду публичных сервисов за годовой период. В последнее время отчетливо видна тенденция интереса заказчиков к гибридным решениям в связи с необходимостью построения резервных площадок на случай аварии. По сравнению с классическим вариантом аренда или даже правильнее сказать резервирование облачных ресурсов в преимущественно выключенном состоянии позволяет достичь интересных экономических расчетов. Полагаю, что решения подобного класса могут стать одним из катализаторов роста рынка публичных облаков в ближайшие года.
Денис Черносков, руководитель департамента системной интеграции ГК "КОРУС Консалтинг": Если еще год назад спросом пользовались стандартные предложения по реализации проектов и внедрению решений с использованием собственных серверных мощностей, то сейчас стал особо очевиден интерес пользователей к размещению информационных систем в «облаках». На сегодняшний день облачные технологии интересуют в первую очередь тех заказчиков, которые внедряют системы «с нуля». Cейчас приблизительно двое из трех наших заказчиков просят предоставить им предложение с его описанием в трех видах: реализованное на закупленном и размещенном на территории клиента оборудовании, с размещением собственного оборудования в ЦОДе и с условиям полной аренды вычислительных мощностей в «облаке». Иными словами, на данный момент пользователь еще не созрел для того, чтобы сразу заказывать облачное решение – пока что он рассматривает эту опцию только в контексте альтернативных вариантов. И надо сказать, заказчик до сих пор в большей степени склонен выбирать именно закупку собственного оборудования, поскольку ценообразование на облачном рынке находится в процессе формирования, и в ряде случаев облачное решение на первый взгляд может выглядеть дороже стандартного.
Еще одна тенденция: все чаще люди идут по пути гибридных облаков, т.е. размещают только часть своих систем в ЦОДе или используют конкретные предложения от известных вендоров – например, достаточно популярным являются Office 365 от Microsoft и «1С:Бухгалтерия» от 1С. Такие внедрения наиболее актуальны для стартапов, когда в компании только начинает создаваться ИТ-инфраструктура. Наличие сложившейся инфраструктуры обычно свидетельствует о том, что компанией уже закуплено немалое количество лицензий, которые попросту жалко потерять, переходя на что-то новое.
Так или иначе, массовая миграция ИТ-систем в «облака» еще не началась. Заказчик, как правило, не рассматривает «переезд» всех своих основных систем полностью в ЦОД, миграция происходит точечно и получается существенно дороже, чем в случае переноса сразу всех систем на одновременное обслуживание. Уменьшение стоимости происходит за счет того, что цена на базовые услуги (Служба Service Desk, каналы передачи данных VPN-подключения) равномерно распределяется на все системы. При этом увеличение количества систем практически не влияет на стоимость базовых услуг.
Владимир Курилов, руководитель направления «Облачные услуги», «Онланта»: Объём потребляемых компаниями облачных ресурсов в 2013 году вырос в 2,2 раза — очевидный прогресс. Можно сказать, что он свидетельствует о росте степени доверия заказчиков к облакам. Наиболее часто облачные услуги у нас приобретают компании среднего размера, численность сотрудников в которых от 50 до 1000 человек — средний бизнес. Всего год-два назад они присматривались и тестировали облачные услуги, а сейчас уже понимают, что облако — реальный рабочий инструмент. Львиная доля потребляемых облачных услуг принадлежит IaaS и PaaS, причем PaaS преобладает. Еще недавно заказчики предпочитали заказывать IaaS — виртуальный сервер, без какой либо подготовки под приложения, но лицензии на «базовое» ПО выгоднее брать в аренду, и теперь чаще покупают готовую платформу в облаке — PaaS.
Максим Захаренко, генеральный директор, Облакотека: Основная тенденция на облачном рынке — это переход к практике. От единичных экзотических проектов облачная «отрасль» переходит к постоянным внедрениям и даже некоторой типизации решений. Перед ИТ-клиентом уже не стоит вопрос — использовать облако или нет, а стоит задача решить, в каком объеме и для каких задач внедрять облачные системы. Рынок на начальной стадии развития, что всегда характеризуется появлением множества игроков, но уже в 2014 году, по моему мнению, начнет складываться «десятка лидеров» IaaS-рынка. Ещё одна тенденция — если раньше в облако выносили второстепенные ИТ-ресурсы (сайт, взаимодействие с клиентами и т.д.), то в 2013 году компании небольшого размера перенесли в облако основную ИТ-инфраструктуру, чтобы избавиться от сложного и дорогостоящего обслуживания ИТ в офисе.
Александр Степанов, коммерческий директор, «РТКомм.РУ»: В настоящее мы выделяем две тенденции: ужесточение требований заказчиков к показателям качества облачных услуг и расширение продуктовых линеек провайдеров облаков. Состав провайдеров существенного изменения не претерпел, в качестве новых игроков рынка выступают компании, которые до этого реализовывали проекты по развертыванию частных облаков, а также операторы связи. Среди клиентов наоборот, отмечаем большой интерес, причем чаще стали поступать запросы на перенос в облака критичных для бизнеса ИТ-сервисов. Можно сказать, что доверие к облачным технологиям определенно упрочилось.
Михаил Тюкляев, руководитель управления информационных технологий, СКБ Контур: Облачные технологии к настоящему времени перестали быть просто модным трендом и стали достаточно зрелыми. Клиенты начинают понимать их стратегические преимущества для развития бизнеса. Основные причины, по которым компании все более активно используют облачные сервисы, – это возможность снижения издержек на ИТ-инфраструктуру, гибкая среда – высокая масштабируемость по запросу, мгновенная эластичность. Общей тенденцией является глобализация бизнеса и децентрализация вычислений в облаках. Российские ИТ-компании наращивают инвестиции в облачные технологии, практически все крупные компании-производители ПО обзаводятся облачными сервисами, т.к. рассматривают данное направление бизнеса как средство повышения конкурентоспособности ввиду его гибкости.
Дмитрий Столяр, начальник отдела развития голосовых сервисов, Центральный Телеграф: Облачным сервисам в нашей стране уже несколько лет. Итоги 2013 года позволяют с большой долей уверенности предположить, что рынок облачных услуг вступает в стадию зрелости. Слишком оптимистический прогноз? Мы считаем, что нет. Самой важной тенденцией прошедшего года было расширение видов облачных сервисов, прежде всего для кооперативных клиентов. Не только инфраструктурные услуги, но и программные, причем в нескольких вариантах, что говорит о росте востребованности облачных сервисов у отечественных корпоративных клиентов. Клиенты все чаще стали рассматривать облачные технологии как реальный способ оптимизации расходов и повышения эффективности бизнеса всей компании.
Павел Гельван, руководитель группы архитекторов IBM в России и СНГ: В последнее время разговоры об облачных технологиях перешли в практическую плоскость. Большинство крупных компаний придерживается достаточно консервативного подхода к выбору технологий. На сегодня, на мой взгляд, облачные технологии и подходы достигли приемлемого для них уровня зрелости. Кроме того, на рынке появилось достаточное количество интересных предложений. В средних и крупных организациях вошло в практику использование сервис ориентированного подхода. Этот факт еще одна предпосылка для серьезного рассмотрения облачного подхода, в том числе бизнес-подразделениями. Еще одно мое наблюдение – переход на сервисную модель взаимодействия между бизнес подразделениями и ИТ департаментами. Предоставление сервисов бизнесу из корпоративного облака в этом случае выглядит достаточно логично.
Дмитрий Дородных, начальник отдела продуктов унифицированных коммуникаций и ИТ Orange Business Services в России и СНГ: Рынок облачных вычислений, как в России, так и за рубежом, все еще находится на стадии формирования. Однако за прошедший год темпы роста рынка значительно увеличились, и мы прогнозируем дальнейший рост рынка в среднем на 44 % в год. Если раньше заказчиков останавливали в первую очередь вопросы безопасности, то сейчас это уже не так, потому что провайдеры усилили превентивные меры и проводят активную разъяснительную работу в этом направлении, и заказчики начали более спокойно воспринимать облака. Крупные российские и зарубежные заказчики предпочитают частные и гибридные облака, которые позволяют контролировать и гибко масштабировать ресурсы, при этом не теряя полного контроля над критичными для бизнеса ИТ-сервисами. В мире наибольшей популярностью пользуются сервисы IaaS и SaaS, также можно отметить существенное снижение цен на IaaS, примером чего служат последние сообщения от Amazon и Microsoft.
Анатолий Третьяков, менеджер по разработке и созданию ИТ услуг, Fujitsu: За прошедший год наблюдается интерес и увеличение запросов услуг со стороны клиентов по условиям использования публичных облаков, при этом, больше стали приобретать и реализовать проекты по созданию или расширению собственных частных облаков. Клиентов все меньше интересуют отдельные серверы стандартной архитектуры и СХД. Все большее значение при выборе решения имеют скорость и простота интеграции, комплексное управление и низкие эксплуатационные расходы.
Кирилл Федулов, руководитель по развитию решений департамента систем автоматизации ИТ и процессов обслуживания, Naumen: Проникновение облачных технологий в России, несомненно, уступает Западу. Тем не менее в последнее время можно отметить благоприятный тренд их развития. Связано это, как с увеличением доверия к данному направлению (на рынке все больше и больше успешных проектов в этой области), так и с двумя факторами, которые начинают играть все более и более серьезную роль в бизнесе. Это работа с большими данными (Big Data), которая требует все больших инфраструктурных мощностей, и всеобщая мобилизация и желание иметь доступ к бизнес приложениям, данным, конкретным сервисам с любого устройства в любое время в любом месте. Отметим и заинтересованность в этом направлении государства. Для рынка не могла пройти незамеченной информация о том, что Минкомсвязи создает государственный «облачный» сервис. В этой части, в части Государственного «облака» мы идем по пути наших западных коллег.
Сергей Хомяков, вице-президент Polycom по России и СНГ: На сегодняшний день одним из трендов индустрии видеоконференцсвязи является эволюция от ВКС-систем к софтверным решениям для ПК, планшетов и смартфонов, а увеличение предложения видеоуслуг по модели VaaS является одним из главных направлений рынка ВКС. Предлагаемые провайдерами облачные решения позволяют расширить границы применения унифицированных коммуникаций и видеосвязи для широкого спектра пользователей. Кроме того, в 2013 году появились полностью локализованные и доступные на русском языке облачные ВКС решения.
Александр Баринов, региональный директор LifeSize в России и СНГ: Что касается российского рынка облачных услуг в области видеоконференцсвязи, то их потенциальные заказчики по-прежнему относятся достаточно скептично к сервису из облака, и связано это в том числе и с тем, что технология ВКС очень требовательна к каналам связи и их качеству. подобные сервисы у нас предоставляют не так много провайдеров, и в большинстве своем, это зарубежные компании. Заказчиками облачных ВКС-технологий, как правило, являются международные корпорации, имеющие представительства и в России. Помимо этого, высок спрос на услуги облачных ВКС среди российских образовательных учреждений, для которых вопрос инвестиций стоит достаточно остро, а облачные сервисы позволяют реализовать проекты с необходимым функционалом.
Подготовила Евгения Волынкина