Рубрикатор |
Статьи |
10 апреля 2013 |
Облачный сервис-провайдер vs заказчик
На рынке облачных сервисов предложение намного превышает спрос. Однако клиенты не считают себя обласканными заботами провайдеров. Но и у провайдеров есть своя правда.
Читайте полную версию Дискуссионного клуба «ИКС», №3`2013, «Сервис в облаке: предложение ищет спрос».
Часть IХ.
? ИКС: Как должно быть построено взаимодействие между сервис-провайдером и заказчиками облачных сервисов? Легко ли сейчас сменить провайдера облачных сервисов, если он не устраивает?
Сергей РЫЖИКОВ, генеральный директор компании «1С-Битрикс»: В России, к сожалению, в большинстве своем облачные провайдеры не располагают необходимыми сервисами для разработки полноценных проектов. Из-за этого зачастую облачные сервисы размещаются в западных инфраструктурах – Amazon и Azure. Поэтому необходимо активно развивать тему российской облачной платформы, и на этом поприще хороших результатов могут добиться, на мой взгляд, Parallels и «Ростелеком».
Борис КНЯЗЕВ, заместитель начальника отдела сетей и телекоммуникаций, ОАО Банк ВТБ: По моему мнению, взаимодействие сервис-провайдера облачного сервиса и заказчика должно быть жестко увязано с успешностью работы заказчика с облачным сервисом в целом. На практике же ответственность сервис-провайдера довольно ограничена. За время простоя услуги провайдер может потерять лишь небольшую часть средств, которую оплачивает заказчик по стандартному договору предоставления услуг. Заказчик же за то же время может потерпеть значительно большие финансовые потери, в том числе и имиджевые. Проблема вынужденной смены провайдера тоже довольно актуальна, так как специалисты нового провайдера могут неправильно оценивать те или иные технические проблемы и вероятность сбоев сервиса возрастает. Это безусловно принципиальная проблема для обеспечения стабильности облачного сервиса.
Антон САЛОВ, директор по облачным сервисам и ИТ компании MegaLabs: Перенос данных от одного IaaS-провайдера к другому не представляет большой проблемы, если об этом позаботиться заранее и правильно выбрать архитектуру решения. А вот с более высокоуровневыми решениями гораздо больше проблем. Хотя, с другой стороны, миграция, к примеру, из одной бухгалтерской системы в другую вызывает много вопросов, вне зависимости от модели доставки приложения.
Светлана ВРОНСКАЯ, директор по корпоративным коммуникациям, Рексофт: Проблема смены провайдера в полной мере вряд ли может быть решена в ближайшее время. Придется ждать распространения индустриальных стандартов на уровне IaaS. Скромны в данный момент и возможности по быстрой смене провайдера в мире SaaS, поскольку сервисы там, как правило, уникальны. Пока, за редким исключением, смена провайдера - это скорее отдельные миграционные проекты.
Андрей РОДИН, ИТ-директор компании «Андэк»: Для большинства компаний основной бизнес не лежит в области автоматизации. Автоматизация, администраторы, внутренние сервисы являются, по своей сути, операционными расходами компании, которые хочется снизить и искоренить. Но ведь при правильном развитии внутренней инфраструктуры, сервисов автоматизация позволяет бизнесу стремительно расти и двигаться вперед семимильными шагами. Помните слова Била Гейтса «Если Вас нет в Интернете, Вас нет в бизнесе». Скоро могут появиться слова «Если у Вас нет CRM, то скоро у Вас не останется ни одного клиента». Вот тут должны приходить на помощь сервис-провайдеры, которые, во-первых, должны понять потребности конкретного клиента, во-вторых, дать ему то, что нужно. Сделаю одну оговорку, здесь и ниже по тексту я не рассматриваю мелкие компании (мелкий бизнес).
В моем понимании, сервис-провайдер – это друг, советчик, который помогает развивать основной бизнес заказчика, предоставляет оптимальные по цене и качеству решения. Если это так, то к хорошему быстро привыкаешь и сменить одного провайдера другим является реальной проблемой. Решать эту проблему необходимо поэтапно и очень аккуратно.
Алексей ШУМИЛИН, старший менеджер, ООО «ТБинформ», ГК «ТНК-BP»: В первую очередь это партнерство и доверие. Цели заказчика, его бизнес, должны быть важнее технических вопросов и проблем. Смена провайдера болезненный процесс, особенно при размещении больших объемов данных и зависимости от конкретных технических решений, но при правильной организации работ, это вполне выполнимо. Чтобы избежать зависимости от конкретного провайдера рекомендуется выбирать стандартные, широко распространённые технические решения и программные продукты, тогда миграция не займет много времени и ресурсов.
Сергей ЧЛЕК, технический директор Siemens Enterprise Communications Россия и СНГ: Прежде всего рынок облачных услуг – это открытый рынок, поэтому взаимоотношения между поставщиками и потребителями регулируются законами рынка. Если сервис не достаточно хорош, то каждый имеет право выбрать другого поставщика. А задача каждого поставщика – удержать своих клиентов. Таким образом, нет никаких сомнений в том, что как только решение проблемы смены провайдера встанет на первое место в приоритетах потребителей – она будет решена.
Руслан ЗАЕДИНОВ, заместитель генерального директора, руководитель направления центров обработки данных и облачных вычислений компании КРОК: Всё зависит от заказчика, что для него «облако» – инструмент решения enterprise-задач или нет. Потому что в первом случае – это высокий SLA и провайдер, который отвечает всем, что у него есть. Во втором – совершенно иной рынок, который мы для себя не рассматриваем.
Артем СОКОЛОВ, заместитель технического директора компании «Техносерв»: Считаю, что конечного пользователя эти проблемы вообще не должны касаться. Для заказчика облачных услуг должен быть единый интерфейс их заказа, изменения тарифов и состава услуг. Очень хорошо это подчеркивает новая парадигма компании EMС, одного из лидеров «облачного бизнеса»: "Я пользователь, я хочу ЭТО приложение, я хочу его СЕЙЧАС, и готов заплатить 99 центов!"
Федор ЕЛЬЦОВ, руководитель проектов, Digital Design: Главное – точное соблюдение SLA. Контрагенты должны свято чтить и выполнять эти требования. Со сменой провайдера могут быть сложности, особенно это касается IaaS. Требуются стандарты, методики миграции. Картина не такая радужная, как с хостингом web-серверов, где сложились стандартные конфигурации де-факто.
Артем ГАРУСЕВ, исполнительный директор компании CDNvideo: В идеале, такое взаимодействие должно проходить на основе SLA. Кроме того, провайдеру надо подавить в себе желание привязать к себе клиента с помощью технических ограничений, например, затрудняя перенос контента к другому провайдеру. Качество, стабильность и удобство сервиса – единственные действенные механизмы лояльности в облачном мире.
Алексей БАХТИАРОВ, генеральный директор Infobox: Я бы не сказал, что есть проблема смены провайдера. Если говорить о сервисах, которые построены на каких-то широкоиспользуемых платформах. Например, если используется почта на базе Microsoft Exchange Server, или другого почтового решения, то при миграции от одного провайдера к другому вообще не возникает никаких проблем. Если же речь идет об уникальных сервисах, которые создали сами же провайдеры, то миграция действительно проблематична. Но как минимум, провайдеры таких сервисов предлагают бесплатный тестовый период, во время которого заказчик может сделать выводы о соответствии решения его ожиданиям.
Рустэм ХАЙРЕТДИНОВ, исполнительный директор компании Appercut Security: Проблема бесшовной смены провайдера не решится в ближайшем будущем, поэтому в краткосрочной перспективе придется выбирать надолго. Соответственно, на выбор «облачного» подрядчика будут влиять не технические преимущества, а скорее репутационные - роль будет играть стабильность, история провайдера, его акционеры (хорошо бы - государство). Выбрав такого поставщика, нужно как более детально прописать все возможные сценарии взаимодействия, в том числе - отказ от услуг.
Подготовила Евгения ВОЛЫНКИНА