Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2012 |
Сергей АНДРОНОВ  | 31 июля 2012 |
Quality Assurance – «козырной туз» цодостроения
Любую компанию волнует энергоэффективность ее дата-центра. Но предлагаемые вендорами технологии, позволяющие повысить этот показатель, обычно не так просты, чтобы их можно было адекватно оценить на этапе планирования объекта. В этой ситуации логичным стало появление новой услуги – контроля качества построения ЦОДа.
Если раньше в процессе создания дата-центра участвовали заказчик и «цодостроитель», то теперь в игру вступает третья сторона – Quality Assurance-консультант (консультант по качеству). Что нужно знать об особенностях его работы? Как правильно выбрать консультанта и выстроить алгоритм сотрудничества с ним? Ответы на эти вопросы позволят заказчику оптимальным образом решить проблему строительства эффективного дата-центра.
Актуальной услугу контроля качества сделало появление стандартов и критериев, формализующих правила построения ЦОДов, таких как стандарт TIA-942 и коэффициент энергоэффективности Power Usage Effectiveness (PUE). Последний оставляет владельцам ЦОДов некоторую свободу действий, поскольку нет рекомендованных способов достижения удовлетворительных его значений. Исполнители стремятся предложить новые и не всегда простые решения, снижающие PUE, а техническим службам заказчика часто не хватает компетенции, чтобы понять, отвечают ли данные решения требованиям, заложенным на этапе создания ЦОДа. В этом случае необходима третья сторона, которая возьмет на себя ответственность за увязывание технологических решений и требований заказчика – Quality Assurance.
Как это работает?
Заказчик должен понимать, что Quality Аssurance – это сквозной процесс, от этапа проектирования ЦОДа до сдачи его в эксплуатацию. На рынке сейчас много компаний, позиционирующих себя в качестве консультантов на проектных стадиях, но очень мало таких, кто компетентен на стадиях приемки оборудования, внедрения, тестирования и т.д. При выборе консультанта важно найти организацию, которая сможет оказать услугу сквозной оценки качества – от написания технического задания на построение ЦОДа до его тестирования и ввода в эксплуатацию. При этом надо обращать внимание не только на сертификаты и иные документы, подтверждающие знания консультанта, но и прежде всего на опыт выполнения аналогичных работ и наличие действующих контрактов.
После выбора такой компании перед заказчиком встают новые вопросы: как организовать работу Quality Аssurance-консультанта? как оценить затраченные им усилия? как оптимизировать собственные расходы на консультанта без ущерба качеству работ?
Работы по Quality Аssurance проводятся в трех вариантах: этапный, Full Time и этапный с промежуточными отчетами. Самый простой – этапный, когда консультант работает на каждой стадии создания ЦОДа. Основной минус его состоит в том, что выявить ошибки можно только в конце каждой стадии. Это самый дешевый подход, но он может повлечь за собой существенные работы по устранению погрешностей и, соответственно, дополнительные расходы заказчика. Второй вариант предусматривает глубокое погружение консультанта в специфику создания ЦОДа и его деятельность в формате Full Time: он разрабатывает документацию, сотрудничает с инженерами-разработчиками, принимает участие в рабочем процессе. Фактически это можно считать полным проектным аутсорсингом, поэтому данная схема оказывается самой дорогостоящей для заказчика.
Наиболее удачен, на наш взгляд, третий вариант, при котором за экспертом Quality Аssurance остается финальный контроль этапов построения ЦОДа с промежуточными проверками в ходе каждого из них. Этот подход включает в себя полномасштабные финальные заключения и пять-шесть промежуточных отчетов, соответствующих значимым точкам в процессе создания ЦОДов, что исключает позднее выявление ошибок и увеличение объема работ.
Четыре фазы одного контроля
Контроль ведется на всех стадиях создания ЦОДа. Первый этап – проектный контроль, его задача – свое-временно выявить ошибки в проектной документации, проверить ее на полноту, непротиворечивость и соответствие техническим требованиям заказчика и существующим стандартам. Второй этап – входной контроль поставляемых материалов и оборудования. Он предусматривает внешний осмотр оборудования и материалов на их соответствие требованиям проекта (комплектность, сертифицированность, наличие сопроводительных документов), чтобы исключить ошибки поставок, которые впоследствии могут повлечь за собой остановку работ по монтажу.
Третий этап – операционный контроль, позволяющий оценить соблюдение технологии выполнения монтажных работ, их соответствие стандартам и нормам, выявить явные и скрытые дефекты монтажа, своевременно разработать комплекс мер и рекомендаций по их устранению и значительно сократить затрачиваемое на это время. Операционный контроль ведется на протяжении всех монтажных, инсталляционных и пусконаладочных работ, именно для него чаще всего необходимо присутствие консультанта, работающего на площадке в формате Full Time.
После завершения монтажа приходит очередь приемочного контроля, направленного на оценку качества выполненных работ по тестированию комплекса инженерных систем ЦОДа и их соответствия проектной документации, а также на проверку исправления недостатков, которые специалисты по Quality Аssurance выявили на этапе операционного контроля.
* * *
По большому счету компании, оказывающие сегодня квалифицированную услугу Quality Аssurance, нацелены не на формальную подготовку ЦОДов к сертификации, а на построение ЦОДов в соответствии с ранее заявленными требованиями заказчика: это касается соблюдения требований стандарта TIA-942, достижения заданных значений коэффициента PUE и снижения возможных издержек, связанных с ошибками при строительстве ЦОДа.