Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
![]() |
Всеволод ВОРОБЬЕВ  | 28 марта 2023 |
Как строить ЦОД в России в текущих рыночных условиях
Приостановка работы на российском рынке крупных зарубежных вендоров усложнила выбор решений и потребовала экспертизы для оценки новых поставщиков. Несмотря на это, рынок ЦОДов продолжает развиваться на доступных решениях.
![](/data/2023/03/28/1238145288/ЦСР_Всеволод_Воробьев copy.jpg)
Тенденции рынка
После того, как на рынке оказалось недоступным некоторое сложное высокотехнологичное оборудование, такое как дизельные роторные ИБП (DRUPS) или системы охлаждения с адиабатикой, компании стали чаще обращаться к простым решениям. Вместо DRUPS многие теперь используют системы бесперебойного питания с дизельными генераторными установками, а для охлаждения применяют системы кондиционирования с фрикулингом без адиабатики или с фреоном.
До начала 2022 г. PUE дата-центров составлял в среднем по рынку 1,3–1,5. В 2022 г. этот показатель увеличился до 1,5–1,7. Это наглядно показывает, что использование более простых решений снижает энергоэффективность дата-центров. Тем не менее более простые и доступные на рынке системы проще обслуживать, поскольку не возникают проблемы с запасными компонентами и сервисными специалистами.
Российские поставщики наконец-то вышли из тени мировых гигантов. И не только они — на рынке появились также новые производители из Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и с Ближнего Востока. Все они предлагают вполне зрелые системы: энергоэффективные чиллерные установки, серверные стойки, высокоплотные решения СКС для ЦОДов.
Стоимость и сроки поставки оборудования
Как и следовало ожидать, решения производителей из АТР, России и с Ближнего Востока дешевле, чем аналогичное оборудование западных вендоров.
Самое дешевое оборудование ― у производителей из АТР. Но существенной статьей затрат для компаний может стать доставка. Сборка в России упрощает логистику, однако за счет более дорогой рабочей силы российские решения окажутся дороже азиатских. Решения ближневосточных вендоров по цене находятся примерно посередине между решениями российских и азиатских производителей (рис. 1). Дело в том, что крупные вендоры с Ближнего Востока производят достаточно широкий спектр оборудования из локальных компонентов с использованием более дешевой, чем в России, рабочей силы. Благодаря этому ближневосточные производители не завышают стоимость своих ИТ-решений.
![Соотношение средней стоимости решений вендоров](/data/2023/03/28/1238145282/строить_цод1.jpg)
Рис. 1. Соотношение средней стоимости решений вендоров
Средние сроки производства и поставки оборудования вендоров из России и АТР составляют 16–20 недель. Ближневосточные производители привозят свои решения в Россию на 20–25% быстрее ― в среднем за 12–16 недель (рис. 2). Такие сроки поставки обусловлены близким расположением стран Ближнего Востока к центральной части России.
![Сроки производства и поставки оборудования вендоров](/data/2023/03/28/1238145280/строить_цод2.jpg)
Рис 2. Сроки производства и поставки оборудования вендоров
Плюсы и минусы решений
Главное преимущество вендоров из России, АТР и с Ближнего Востока в том, что их решения доступны на российском рынке, и это вряд ли кардинально изменится в ближайшие несколько лет.
Азиатские вендоры «берут» своими объемами: могут оперативно произвести нужное количество оборудования. Сильная сторона ближневосточных производителей ― в быстрой доставке «железа» в Россию. У отечественных вендоров основное преимущество — коммуникация. Можно оперативно проконсультироваться со специалистами производителя или даже протестировать нужный функционал оборудования в лаборатории вендора. C российскими производителями проще работать и в плане сервисной поддержки.
Если говорить о минусах, то у вендоров из АТР и с Ближнего Востока может быть ограничена техническая поддержка, и они могут долго реагировать на запросы. К негативным факторам также относятся непрогнозируемые сроки поставки и непереведенная на русский или английский языки документация.
Еще один минус ― это ограниченный модельный ряд оборудования в сравнении с модельным рядом западных вендоров. Причина — в производственных мощностях. У ближневосточных и российских вендоров по сравнению с азиатскими производителями предприятия не столь крупные, поэтому они выпускают меньшие объемы оборудования. К примеру, если заказать 3 тыс. стоек, то среднестатистический европейский вендор изготовит этот объем за месяц. На то, чтобы сделать это же количество стоек, у некоторых компаний с Ближнего Востока или из России может уйти несколько месяцев. Соответственно сроки поставки оборудования увеличиваются. Как правило, в этих странах нишевые компании перегружены запросами, производством и тестированием своих решений. Поэтому при реализации крупных проектов в случае работы с непроверенными вендорами могут возникнуть трудности.
Стоит отметить, что зарубежные вендоры, которые вышли на российский рынок в 2022 году, стараются перевести документацию на русский или английский языки, заинтересованы в развитии партнерской сети и готовят персонал для технической и сервисной поддержки. Пока эта работа ведется достаточно стихийно, и некоторые моменты должным образом не прорабатываются.
Как выбрать вендора
![Отличительные особенности производителей в привязке к региону](/data/2023/03/28/1238145286/строить_цод3.jpg)
Рис. 3. Отличительные особенности производителей в привязке к региону
По состоянию на начало 2023 года мы уже можем говорить о приблизительной статистике использования решений различных производителей (рис. 3). При строительстве дата-центров порядка 40% российских компаний выбирают отечественное оборудование. Отчасти это происходит потому, что некоторые организации взяли курс на импортозамещение и для них принципиально использовать именно российские решения (рис. 4).
![Соотношение компаний, которые используют решения вендоров из России, АТР и Ближнего Востока](/data/2023/03/28/1238145284/строить_цод4.jpg)
Рис. 4. Соотношение компаний, которые используют решения вендоров из России, АТР и Ближнего Востока
Еще 40% компаний отдают предпочтение решениям азиатских вендоров. Они наиболее бюджетные по сравнению с оборудованием ближневосточных или российских производителей.
Оборудование вендоров с Ближнего Востока выбирает пока меньшинство — около 20% компаний. Им важна скорость поставки. Согласно статистике, ближневосточные вендоры доставляют заказы почти на месяц быстрее.
![Доступные на российском рынке решения](/data/2023/03/28/1238145290/строить_цод5.jpg)
Рис. 5. Доступные на российском рынке решения
При выборе вендоров рекомендуем «не класть все яйца в одну корзину». Например, можно комбинировать различные решения и брать от каждого производителя самые лучшие из доступных ИТ-продуктов (рис. 5). Это касается цены, сроков поставки, энергоэффективности оборудования для конкретного проекта (см. рис. 1, 2).
Строить ЦОД уже сейчас
Даже в текущих условиях построить ЦОД с учетом необходимых требований реально. Мы видим, что в прошлом году на решениях доступных вендоров было реализовано большое количество проектов оснащения дата-центров инженерными системами.
Если вы планируете строить свой ЦОД, то ждать лучших условий не стоит. Пришло время действовать .
Всеволод Воробьёв, руководитель направления ЦОД центра сетевых решений, «Инфосистемы Джет»
РЕКЛАМА
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!