Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 07-08 2012 |
Андрей СИНЯЧЕНКО  | 31 июля 2012 |
Все в гособлака?
Вот уже более полутора лет в США реализуется программа перевода ИТ-сервисов государственных ведомств на облачные платформы, за счет чего идет сокращение государственных дата-центров. Пойдет ли тем же путем Россия?
Справедливости ради следует отметить, что информационные ресурсы и системы госорганов США переносятся не в публичные облака, а в специально создаваемые выбранными операторами изолированные облачные среды (фактически в частные облака, размещенные в ЦОДах операторов). Пример тому – облачный сервис Apps.gov от компании Google. Сервис разворачивается на выделенных серверах в изолированных сегментах ЦОДов Google отдельно от общедоступных сервисов Google Apps. Причина понятна – в публичных облаках по-прежнему невозможно решить все вопросы, связанные с безопасностью данных. Назначение таких облаков сильно различается, следовательно, и требования к качеству сервиса совершенно разные.
В России подобные программы пока только декларируются; существует, например, предложение Минкомсвязи всем госорганам использовать SaaS-сервисы «Ростелекома». Однако эти сервисы сегодня оказываются весьма дорогими, так как требуют глубокой индивидуальной настройки под каждого заказчика (фактически – отдельного проекта внедрения). Да и монопольное положение оператора в госсекторе не создает предпосылок к снижению стоимости услуги.
Причины отсутствия готовых SaaS-сервисов для госсектора от операторов тоже понятны: несмотря на существование таких (реализующихся уже достаточно давно) программ развития ИТ в государственных структурах, как «Электронная Россия» и «Информационное общество», ситуация со стандартизацией и унификацией используемых в госсекторе ИТ-решений до сих пор довольно плачевная. Консолидация всех информационных систем, которые сегодня представлены в российском госсекторе в облаках, физически невозможна – настолько они разнородны по своей структуре, архитектуре и принципам функционирования. Исключение составляют разве что упомянутые решения «Ростелекома» для реализации элементов архитектуры электронного правительства, разворачиваемые оператором в своих ЦОДах для своих же заказчиков. Мало в каких регионах России существуют собственные пригодные на практике наработки в этой области. Соответственно, чем больше регионов все же воспользуются услугами «Ростелекома», тем более однородной станет архитектура электронного правительства России в целом. И вот тогда уже можно будет говорить о переводе этого решения на модель SaaS и о размещении его в облаке.
Другим примером может служить создаваемая в настоящее время система ЦОДов Федеральной налоговой службы, при помощи которой планируется виртуализовать как серверную часть информационных систем, так и клиентские рабочие места. Понятно, что это стало возможным только после проведения очень серьезной работы по редизайну информационных систем и стандартизации рабочих мест. Фактически, чтобы обеспечить работоспособность АИС «Налог-3» в централизованной модели в масштабах всей России, ФНС пришлось с нуля разработать и тесно интегрировать ландшафт и компоненты информационной системы.