Rambler's Top100
Статьи ИКС № 10 2010
Роман ВОЛКОВ  12 октября 2010

Готов ли рынок покупать «ИT как сервис»?

Наиболее интересный сегодня вид аутсорсинга — передача на обслуживание инфраструктуры или комплекса инфраструктур предприятия. Такой аутсорсинг напрямую связан с облачными технологиями.

Роман Волков, глава представительства NetApp в России и СНГ«Облака» идут с Запада

 

в Европе и США облачные услуги активно предоставляют многие системные интеграторы и хостеры — и они пользуются огромным спросом.  Характерный пример использования облачных технологий – компания T-Systems, один из крупнейших европейских аутсорсеров полной ИT-инфраструктуры (работает с Nike, Shell и т.д.). T-Systems начала разрабатывать рынок динамических услуг на основе технологий NetApp пять лет назад, задолго до того как стали популярны облачные вычислительные системы. Изначально динамические услуги по гибкой модели ИT-аутсорсинга были рассчитаны на простое и недорогое внедрение, которое, по мнению специалистов компании, должно было заинтересовать заказчиков систем начального уровня. Однако в скором времени эти услуги привлекли внимание и клиентов более высокого класса, предъявляющих к поставщикам услуг требования в соответствии с корпоративными соглашениями об уровне сервиса. Сегодня T-Systems предлагает полный спектр «ИТ как сервис» (ITaaS) — от систем хранения (SaaS) и инфраструктуры как услуги (IaaS) до таких популярных приложений, как SAP, Lotus Notes/Domino и Microsoft Exchange. Это удалось реализовать на основе решений NetApp и VMware.

 

В России проблема «в головах»

 

В нашей стране развитие ИT-аутсорсинга и облачных вычислений примерно на два года запаздывает в сравнении с Европой и США. Причем причина задержки не в отсутствии или качестве систем и решений — существующая инфраструктура (по крайней мере, в крупных городах) позволяет разворачивать такие виды сервисов. вопрос только в том, насколько рынок готов их покупать. Сегодня несколько американских стартапов могут предоставить инфраструктуру или приложения в качестве сервиса вплоть до ИT-департамента, но российские компании пока не готовы полностью отдавать всю ИT-инфраструктуру на аутсорсинг. Проблема здесь — «в головах», и основная причина того, что компании опасаются передавать информацию стороннему подрядчику, — нежелание упускать контроль за инвестициями в ИT-инфраструктуру. Заказчикам пока трудно доказать, что вывод информации из компании — это безопасный процесс, который не влечет за собой потери ценных данных. Вероятно, полное переосмысление этой проблемы потребует нескольких лет.

 

При этом, несмотря на все сегодняшние опасения компаний в России, мы прогнозируем рост в сегментах внутренних и внешних облачных систем ITaaS во втором полугодии 2010 г. и в 2011 г. Дело в том, что в период сокращения бюджетов многим организациям для хранения данных требуются более скромные альтернативы строительству собственного ЦОДа – и они начнут активно внедрять облачные технологии.

 

Очевидно, что эти технологии сейчас наиболее актуальны для среднего и малого бизнеса (крупный бизнес частично их использует, но он осознанно не хочет делиться внутренней информацией со сторонними подрядчиками, и это вряд ли изменится в ближайшее время).

 

А перед компаниями сектора SMB необходимость сокращать персонал и затраты на содержание ИT-структуры стоит особенно остро. Поэтому в последние два года заметно повышается интерес к ИT-аутсорсингу именно со стороны таких компаний. Услуги хорошего ИT-специалиста далеко не дешевы — и если стоимость сервиса инфраструктуры в компании будет примерно сравнима со стоимостью специалиста, то более эффективно передать ИT-инфраструктуру на аутсорсинг.

 

 

В целом экономический эффект ИT-аутсорсинга в каждой компании зависит от конкретных условий. Так, большой экономии можно достичь за счет факторов, которые напрямую с ИT не связаны: сокращения энергопотребления, отсутствия систем охлаждения и необходимости размещать системы хранения. А если ИT-инфраструктуру еще и передать на аутсорсинг, то с точки зрения бухгалтерского учета это будет означать переход из одних видов расходов в другие: из капитальных в операционные. Для многих компаний такой переход сам по себе даст достаточно большой эффект, связанный с налогообложением и финансовым учетом. Общими же для всех можно назвать такие преимущества ITaaS, как уменьшение расходов на персонал без необходимости его сокращения, снижение затрат на ИТ с экономией до 47%, полное соответствие SLA, возможность формировать модели прогнозирования будущих издержек и наконец, ускорение вывода на рынок новых продуктов и услуг. 

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!