Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 10 2010 | ![]() |
![]() |
Лилия ПАВЛОВА | 12 октября 2010 |
ИТ-локомотив – пока на запасном пути?
Тема ИТ-аутсорсинга оказалась одной из самых обсуждаемых как в прошлом, так и в нынешнем году, причем не только в среде ИТ-профессионалов. Как ни парадоксально, именно кризис катализировал рост ИТ-аутсорсинга, поскольку сокращение ИТ-бюджетов на предприятиях стимулировало востребованность внешних услуг.
Кризис поспособствовал
Бизнес занялся скрупулезными подсчетами: что дешевле – содержать «натуральное ИТ-хозяйство» или воспользоваться услугами специализированных компаний, и если воспользоваться, то в каких пределах, с точки зрения экономии затрат? Аналитики отмечают при этом типичную ошибку российского бизнеса, который исходит из потребности в сокращении прямых расходов на ИТ, в то время как ИТ-аутсорсинг следует рассматривать как средство оптимизации деятельности компании. Тем не менее на фоне прошлогоднего проседания российского ИТ-рынка в целом его аутсорсинговый сегмент выглядел весьма благополучно: подрос, хотя и не так сильно по сравнению с предыдущими двумя годами (рис. 1).
![]() |
![]() |
![]() |
Год 2010-й эту тенденцию даже усилил: ожидается, что именно аутсорсинг станет локомотивом всего рынка ИТ-услуг по мере восстановления отрасли. Эксперты «ИКС» отмечают в нынешнем году значительный рост спроса на ИТ-услуги вообще и услуги ИТ-аутсорсинга в частности, что объясняется не только общим оживлением рынка, но и «эффектом отложенного спроса». В 2014 г., по прогнозу IDC, объем российского рынка ИТ-аутсорсинга составит $1473 млн, со среднегодовым приростом (CAGR) в ближайшие пять лет в размере 25%.
Сквозь тернии терминологии
Итак, в текущем году, по прогнозу in4media, объем российского рынка ИТ-аутсорсинга перешагнет знаковый порог в $1 млрд (без учета внутренних ИТ-структур крупных российских предприятий, данные о которых закрыты). Надо отметить, что результаты различных аналитических компаний сильно разнятся (извечная история «смотря как считать»). Так, по данным IDC, объем российского рынка ИТ-аутсорсинга в 2009 г. составил $478,91 млн, а не $900 млн (как у in4media). Вероятно, это объясняется и сохраняющейся непрозрачностью рынка (суммы контрактов далеко не всегда разглашаются), и неодинаковым взглядом аналитиков на его структуру.
Скажем, IDC учитывает услуги управления приложениями, аутсорсинга информационных систем, аутсорсинга сетей и рабочих мест, хостинга приложений и хостинга инфраструктуры; in4media рассматривает аутсорсинг сетевых и телекоммуникационных сервисов, услуг Help Desk/Service Desk, ИТ-инфраструктуры, услуг ЦОДов, управления приложениями, управления ИТ. Добавим, что в исследовании CNews Analytics фигурируют разработка приложений, поддержка серверов/ЦОД, поддержка приложений, поддержка ПК и периферии, поддержка каналов связи. А эксперты «ИКС» дополнили этот ряд такими позициями, как поддержка отдельных элементов сервиса автоматизированных систем (вспомогательных услуг), аренда вычислительных мощностей ЦОДов, аренда площадей ЦОДов, аутсорсинг корпоративной почты, аутсорсинг бизнес-приложений, обслуживание ИТ-инфраструктуры. Очевидно, что при определенной размытости структуры рынка зачастую одни и те же по сути услуги фигурируют под разными названиями. Между тем без единого понятийного аппарата рынок, как и любая общественная стройка, рискует уподобиться вавилонской башне.
Помочь «договориться о терминах» призван разрабатываемый в недрах НП АСТРА единый классификатор ИТ-услуг для аутсорсинговых проектов и глоссарий аутсорсинга. Можно предположить, что ИТ-специалисты быстро освоят и классификатор, и глоссарий, однако бизнесу на изучение этого «эсперанто» потребуется гораздо больше времени. Как раз столько, сколько уйдет на созревание рынка. Ведь, по сути, его незрелость, как и другие недостатки (по данным аналитиков, это отсутствие общепринятых индустриальных стандартов, низкий уровень знаний в области аутсорсинга у руководителей предприятий, низкая специализация, малое вовлечение ИТ в бизнес-процессы) напрямую связаны с неумением заказчиков и поставщиков найти общий язык. Впрочем, нашим экспертам хватило самокритичности признать, что в «языковом барьере» нередко виноват и недостаточно «сервисноориентированный» персонал исполнителя, отсутствие у «технарей» навыков взаимодействия с заказчиком, да и просто готовности искать этот общий язык. Забывают между делом, что дело-то их – собственно услуги (а значит, в первую очередь понимание желаний заказчика).
Лицом к лицу
Представители более чем 80 ИТ-компаний, принявших участие в опросе in4media, определили крупнейших потребителей услуг ИТ-аутсорсинга в России по отраслевому признаку (рис. 2).
Заметим, что наши эксперты признали лидерами по объему потребления услуг ИТ-аутсорсинга государственный сектор, банки и страховые компании. Но при этом они посчитали целесообразным структурировать потребителей все же не по вертикалям, а по масштабности бизнеса. Крупнейшие компании, как правило, самодостаточны: имеют собственные каналы связи, вычислительные мощности, персонал с необходимыми компетенциями и если уж и прибегают к сорсингу, то не «аут», а «ин».
Крупные и средние организации заинтересованы в привлечении на основе аутсорсинга в первую очередь таких услуг, как телекоммуникации, аренда вычислительных мощностей (ЦОДов), обслуживание специализированных систем, реже – службы Service Desk. Кроме того, отмечается растущий интерес крупных компаний к комплексному аутсорсингу ИТ-инфраструктуры — полноценным проектам с пролонгацией сроков, переводом персонала к аутсорсеру, с перспективой создания в дальнейшем совместных предприятий. Переход на комплексный аутсорсинг возможен только при полном доверии и опыте успешных совместных проектов.
Памятка 1. Начинающему аутсорсеру
|
Памятка 2. Потенциальному заказчику
ITIL и ITSM.
и ответственность за их нарушение аутсорсером.
|
Памятка 3. Как составить SLA
|
В сегменте малого и среднего бизнеса в настоящее время наиболее востребованы инфраструктурные услуги: поддержка рабочих мест, периферийной и офисной техники, обеспечение работоспособности сетевой и серверной инфраструктуры. Зачастую эти компании используют модель полного аутсорсинга, когда внешнему поставщику передается вся ИТ-инфраструктура — компьютеры, серверы, сеть, телефония, бизнес-приложения и пр. Аутсорсер при этом выступает как полноценное ИТ-подразделение компании.
Коллективный портрет типового российского аутсорсера более многозначен – эксперты «ИКС» условно выделили в нем пять «профилей».
Первый – уже сложившийся на рынке пул крупных системных интеграторов, способных представить и список заказчиков, и обзор реализованных проектов, и набор компетенций персонала по многим производителям оборудования и разработчикам ПО. Это компании с количеством сотрудников от 350 до 3000, сформировавшиеся в 90-х годах и прошедшие долгий путь к предоставлению ИТ-услуг по аутсорсинговой модели. Зачастую аутсорсинг для них является дополнением к проектной деятельности. К этой группе условно можно отнести и довольно крупные компании, специализирующиеся на услугах ИТ-аутсорсинга. Их характеризуют отлаженные процессы предоставления ИТ-сервисов, мощные производственные ресурсы, высокая квалификация специалистов. Такие компании способны предложить высокий уровень сервиса, широкое региональное покрытие, выгодное решение всех задач как для малых, так и для крупных организаций. В одном ряду с ними (рис. 3) стоит вторая группа — транснациональные компании, выполняющие крупные проекты по международным стандартам и имеющие представительства во многих странах. Это крупные производители оборудования и разработчики программного обеспечения, чьи узнаваемые брэнды у всех на слуху.
Третья группа «тяжеловесов» — начавшие выходить на открытый рынок внутренние ИТ-подразделения крупных акционерных компаний, сформированные по инсорсинговой модели и обладающие достаточно большими незадействованными в их основной деятельности ресурсами. Они продолжают предоставлять услуги своим материнским компаниям, но делают попытки конкурировать с представителями первой группы на внешнем для себя рынке.
Существуют также десятки средних по размерам компаний, вышедших из вертикальных отраслей и оказывающих услуги ИТ-аутсорсинга на отраслевых рынках.
Наконец, самый многочисленный лагерь – сотни мелких компаний, которые оказывают услуги в регионах, занимаясь обслуживанием компьютерных парков, ремонтом оргтехники и поддержкой офисного ПО преимущественно для представителей малого бизнеса. Штат таких организаций обычно не превышает 20—30 человек, а уровень услуг напрямую зависит от компетенции организаторов. Основной недостаток таких фирм — отсутствие качественного менеджерского состава, а проблемы связаны с непониманием того, как ИТ влияет на бизнес их клиентов.
Характерно, что эксперты «ИКС» отмечают: за последние годы изменились не столько они сами (аутсорсеры), сколько заказчики аутсорсинговых услуг. Если еще пять-шесть лет назад компании опасались отдавать даже часть своей инфраструктуры в управление стороннему провайдеру, то сегодня многие уже попробовали разные виды аутсорсинга, четко знают свои потребности и формулируют требования к SLA. Позиции заказчиков смещаются от состояния, когда выбор поставщика услуг зависел от наличия «административного ресурса», к нормальным рыночным отношениям, где работают объективные показатели качества и цены, предлагаемых провайдером. С другой стороны, остается в силе традиционная для рынка дилемма: заказчики ориентируются исключительно на стоимость договоров, в то время как компании-аутсорсеры думают об увеличении объемов и соответственно продаж своих услуг. Прийти к разумному компромиссу — значит достичь определенного соответствия уровня зрелости участников процесса — заказчика и аутсорсера, а следовательно, и зрелости рынка. Достижению этой цели должны способствовать практические рекомендации наших экспертов, проверенные на их собственном опыте, — три «Памятки», адресованные как аутсорсеру, так и заказчику.
«Облака» на горизонте
Облачные вычисления (cloud computing), по мнению аналитиков, могут полностью изменить модель работы на рынке ИТ-аутсорсинга. Gartner прогнозирует, что в нынешнем году объем общемирового рынка облачных сервисов составит $68,3 млрд (в 2009 г. – $58,8 млрд), а к 2014 г. достигнет $150 млрд. Самые большие рынки по «облакам» – североамериканский (58%) и европейский (23,8%); у Японии – 10%.
Аутсорсинговые модели cloud computing — SaaS (Software as a Service, софт как сервис), PaaS (Platform as a Service, платформа как сервис) и IaaS (Infrastructure as a Service, инфраструктура как сервис) – уже достаточно широко используются на западных рынках. В прошлом году объем мирового рынка этих «как сервисов» составил, по данным IDC, $17,5 млрд. В России этот рынок только зарождается: IDC с натяжкой «наскребла» чуть больше $6 млн, однако прогнозирует 20-кратный рост в ближайшие три года.
В 2009 г. в структуре российского рынка облачных услуг реально присутствовала лишь услуга SaaS, однако в последние месяцы стартовало сразу три «первых проекта» IaaS (каждый владелец стартапа назвал его «по-настоящему первым»). В марте 2010 г. «Оверсан-Меркурий» объявил о запуске новой услуги виртуализации «Масштабируемый виртуальный комплекс на базе VMware vSphere»; в марте же КРОК представил российское «облако», в которое интегратор готов перенести ИТ-инфраструктуру любой компании; в июле запуск сервиса аренды ИТ-инфраструктуры, созданного на базе технологии виртуализации Microsoft Hyper-V, анонсировал провайдер Parking.ru. Все поставщики услуг объявляют о наличии заказчиков и уверены в перспективах бизнеса.
Наиболее консервативные эксперты считают все же, что уровень зрелости предложений и соответствия требованиям безопасности на этом рынке пока еще недостаточен, что и затрудняет продвижение в России IaaS, SaaS, PaaS. Так, во всяком случае, аргументируют в крупных и средних компаниях сопротивление ИТ-персонала их внедрению. Эту «позицию оппозиции» сторонники инновационного ИТ-аутсорсинга комментируют жестко: «Черный пиар «облаков» с их стороны понятен, ведь при переключении компании на облачные сервисы роль CIO стремится к нулю, при сокращении отдела с 10 до двух человек пострадает очень важное для него чувство собственной значимости, а вместе со снижением бюджетов на закупку «железа» уменьшится «откатоемкость» должности». Между тем облачные вычисления, как подчеркивает А. Антич, глава представительства VMware в России и СНГ, это не «место назначения», а способ управления ИТ, который может быть использован как внутри компаний, так и в коммерческих внешних ЦОДах для предоставления xaaS. Кстати, буквально в сентябре этого года VMware представила рынку новую стратегию и набор продуктов, которые позволят коммерческим и государственным организациям перейти от модели «ИТ как центр затрат» (IT as a Cost Center) к новой бизнес-ориентированной парадигме «ИТ как услуга» (IT as a service).