Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 5 2007 | ![]() |
![]() |
Ирина БОГОРОДИЦКАЯ | 01 мая 2007 |
Высокие отношения
Сегодня в роли спикеров те, кто обычно за сценой, кто ограждает руководителя от неприятных вопросов журналистов. Не будем углубляться в терминологические дебри понятия «паблик рилейшнз»: ему есть более 500 определений. Поговорим об отношениях, которые, как известно, строятся на взаимопонимании.
Наводить мосты
У контент-провайдера i-Free служба по связям с общественностью обеспечивает репутационный менеджмент: паблисити компании, поддержку имиджа, повышение лояльности к бренду, работу со СМИ, PR-акции, ориентированные на рынок, информационную поддержку рекламных кампаний (А. Давыдова).

«Мы делаем одно дело»
– эти слова Я. Лаврентьевой («ЦентрТелеком») объясняют, почему проблем в общении с прессой у PRофессионалов обычно не возникает – если не считать досадных неточностей в описании продуктов или тонкостей тарификации, допускаемых неспециализированными СМИ. О трудностях в своей работе главные пиарщики говорят с улыбкой: для «Скай Линка» самое трудное – пробки на дорогах(проблема решается мобильным офисом), в «ЦентрТелекоме» – огромный объем информации, которую нужно проанализировать в условиях полного отсутствия времени, необходимость дать исчерпывающий ответ и не сказать при этом ничего лишнего.

Личное мнение руководителя фирмы, считает О. Пестерева, вопрос персональный: «Право озвучивать позицию компании имеют право гендиректор и PRслужба. Естественно, журналисты обычно идут с вопросами в пиар. Мы всегда на связи, даже в новогоднюю ночь».
К общей системе координат

Для того чтобы увидеть результаты работы PR-менеджера достаточно, по мнению А. Давыдовой (i-Free), сравнить уровень узнаваемости компании или торговой марки и степень лояльности потребителей к ним до PR-кампании и после, провести мониторинг прессы: рост числа экспертных оценок и комментариев представителей компании в ключевых СМИ свидетельствует о профессионализме менеджера. Да, соглашается Я. Лаврентьева, если стояла задача расширения медиаполя, можно посчитать публикации, но сначала надо определиться, какие СМИ интересны компании, а какие лишь «создают массовку».

Подобные методики оценки эффективности, по мнению Я. Лаврентьевой, применять можно лишь с определенной долей условности: ведь если речь не идет о так называемом «продуктовом» пиарe либо о воздействии на широкие слои населения, телеком-компания работает в основном с отраслевыми изданиями. А их реальные показатели (рейтинг среди читателей, охват аудитории и др.) никто никогда не считал. Так что даже подобие математической зависимости уровня продаж от работы PR-службы невозможно. Самым действенным, хотя и не совершенным, методом оценки эффективности PR может быть достижение сформулированных целей. А значит, огромное значение приобретают навыки целеполагания менеджмента компании и возможность для специалиста по связям с общественностью обсудить PR-приоритеты с руководством.
Другие участники нашей «PRесс-конференции» напрямую связывают улучшение имиджа компании, продукта или услуги, повышение известности, увеличение продаж с результатами работы PR-менеджера. Впрочем, если первые два параметра, по словам Т. Чернышевой, поддаются подсчету, то для третьего оценка может оказаться необъективной. Зависимость между уровнем продаж и качеством работы PR-служб на каждом рынке своя, уточняет А. Давыдова. На массовом рынке роста продаж (при грамотной информационной политике и ярких PR-акциях) можно ожидать через месяц другой после начала активной рекламной кампании. Для продвижения сложного или нового продукта либо в случае B2B-рынка времени потребуется больше. Но всегда PR-служба способствует росту продаж.
Того же мнения придерживаются специалисты рекрутингового агентства «Штаты.RU» Е. Арефьева и Н. Новикова: пиар телекома и ИТ – продолжение коммерческой политики компании, он вызывает доверие к бизнесу. PR – то самое продающее звено, роль которого обычно выполняет торговля.
Пиар не нужен?

Банально, но факт: продают продукт продавцы, продвигают маркетологи, информационная поддержка за службой корпоративных коммуникаций. А критерий профессионализма – соответствие результата поставленной задаче. Вот только задача должна ставиться в тех же терминах и столь же профессионально, как ожидается ее исполнение. Рынку не хватает навыков менеджмента, позволяющих руководителю вести эффективный диалог с PR-службой. Постановка задачи – самое узкое место, по убеждению В. Спиридонова. Если заказчик ограничивается замечанием «ты же умница, придумай что-нибудь», результат приходится оценивать то ли в разосланных запросах, то ли в попугаях.
Критерии эффективности PR просты: в какой мере коммуникационная поддержка способствует развитию бизнеса компании. Такой подход сделает PR элементом корпоративной деятельности, а не модой, в немалой степени сформированной рынком ИКТ.
«На днях встретил знакомого топ-менеджера, запустившего новый проект, – продолжает В. Спиридонов. – Человек, имеющий вкус к информационному продвижению, сказал, что в этом проекте пиар не нужен. А ведь предыдущий свой бизнес он начинал с череды PR-акций! Отказ от апробированного решения считаю примером истинного профессионализма, трезвой оценки потребностей компании».
Нет однозначного ответа

Какой вариант организации PR выбрать – прерогатива руководства. Сами служители культа массовых коммуникаций полагают, что всё определяется задачами компании, ее масштабом, штатом PRслужбы, сотрудникам которой вполне по силам стандартный объем работы (80% их времени занимают рутинные операции и лишь 20% – верхушка PR-айсберга). Внутренняя PR-служба традиционно лучше понимает цели компании, основные направления бизнеса, проблемные участки, особенности восприятия компании различными СМИ (О. Михайлов).
Без помощи агентства трудно обойтись при организации большой информационной кампании или PR-акции для привлечения инвестиций. И конечно, консультации регионального PR-агентства незаменимы при выводе товаров или услуг на новые географические рынки (Я. Лаврентьева).
Не совсем корректным сочла этот вопрос Н. Раус (маркетинговое агентство SK Communications): «В нем изначально заложено противостояние, которое культивируется ярыми приверженцами каждой из сторон. Все зависит от ситуации, определяемой множеством факторов. Если коротко, то независимо от того, кто осуществляет PR-продвижение – PR-служба компании или приглашенное PR-агентство, их работа должна быть попросту эффективной».
PRофессия сейчас на взлете
– шагать по карьерной лестнице можно практически до бесконечности, было бы желание, уверена О. Пестерева. Но успехи PR-менеджера, по мнению А. Давыдовой, вещь коварная: «Чем они заметнее, тем сложнее задачи. Однако именно это и обусловливает профессиональный рост, который, впрочем, мало зависит от величины компании. В небольшом стартапе задачи зачастую труднее, чем в корпорации, где они, скорее всего, будут локальными, узкоспециализированными и в итоге сведутся к формальным действиям».
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!