Рубрикатор | ![]() |
![]() |
Статьи | ![]() |
ИКС № 10 2009 | ![]() |
![]() |
Олег СИМАКОВ  | 13 октября 2009 |
Информатизация здравоохранения: идем к электронной медкарте?
Основная цель программы информатизации здравоохранения в России – обеспечить достоверность и качество медицинской и управленческой информации в области здравоохранения и ОМС за счет использования первичных данных, собранных в электронном виде. В нашем случае повышение качества информации – это повышение качества оказания медицинской помощи.
![Олег СИМАКОВ, директор Департамента информатизации, Министерство здравоохранения и социального развития РФ](/data/025/981/1236/simakov.jpg)
Работа должна начаться с создания нормативных документов и нормативно-справочной информации. Проекты этих документов Минздравсоцразвития намерено подготовить и принять в ближайшее время. Создание единой информационной системы персонифицированного учета будет реализовываться через системный проект.
За счет федеральных средств будет создана единая система обмена данными разработана нормативно-справочная информация, организован доступ к справочной информации и электронным библиотекам.
В 2009 г. планируется начать работы в трех пилотных регионах, а в 2010–2012 гг. при условии сохранения финансирования системы продолжить на всей территории РФ, с тем чтобы к 2013–2014 гг. запустить ее в работу. При этом наполнение системы данными будет проходить в течение 5 лет – такова средняя периодичность обращения граждан за медицинской помощью. Именно тогда, при отсутствии возражений со стороны пациентов, их данные будут введены в автоматизированную систему.
Архитектура системы предусматривает три уровня:
1. Информационный ресурс уровня медицинской организации (обеспечение сбора первичной информации и защищенного информационного обмена с региональными информационными ресурсами).
2. Региональный информационный ресурс (обеспечение сбора, хранения и обработки информации, автоматизированного взаимодействия медицинских организаций государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, ТФОМС, страховых медицинских организаций, а также предоставление аналитической информации на федеральный и региональный уровни).
3. Федеральный информационный ресурс (организация межведомственного и межрегионального информационного обмена в рамках оказания медицинской помощи и ОМС, а также информационно-аналитическое обеспечение деятельности Минздравсоцразвития России, подведомственных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов).
В рамках федерального бюджета планируется обеспечить взаимодействие регионального и локального информационных ресурсов (последний будет создаваться в ЛПУ) и создать защищенный канал связи.
В настоящее время ресурсов для полноценного обеспечения потребностей учреждений здравоохранения недостаточно. В сложившейся экономической ситуации о внедрении системы приходится говорить очень осторожно, но на 2009 г. средства выделены и будут реализованы. В частности, планируется организовать Фонд алгоритмов и программ Минздравсоцразвития России, куда войдут решения, прошедшие тщательную экспертизу. В Фонде будет несколько типовых систем, в том числе и из ряда существующих, которые разработчик сможет передать министерству, с тем чтобы оно рекомендовало ее пользователям. Для типовых решений будет организована система техподдержки.
Задачи, которые мы хотим решить с помощью сбора первичной информации, многообразны. Сейчас компьютеры у нас используются в основном не для обработки медицинских данных, а для статистики, регистров и бухгалтерии. Но если понимать: то, что сегодня считается статистикой, со временем может превратиться в аналитику либо быть использовано для ввода первичной информации на рабочих местах докторов, а то, что собирает фонд обязательного медицинского страхования, может просто формироваться из первичных медицинских данных, – то окажется, что мы легко перейдем к 70–85% использования компьютеров исключительно для медицинских целей.