Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 7-8 2009 |
28 июля 2009 |
Практика ЦОДопотребления
До кризиса вопрос: «Строить свой ЦОД или арендовать?» не был судьбоносным для бизнеса компании. Кризис многократно увеличил цену решения и количество «играющих» параметров. О том, что делать и куда бежать на рынке ЦОДов, – участники дискуссионного клуба «ИКС».
Кризис для ЦОДа и ЦОД для кризисаКак рынок дата-центров отреагировал на новые экономические условия? Что изменилось для владельцев корпоративных и коммерческих ЦОДов?
Олег ЗЯБРЕВ, старший консультант подразделения центров обработки данных, APC by Schneider Electric: На ситуацию с проектами коммерческих ЦОДов «новые экономические условия» практически не повлияли. Сколько их было, примерно столько же и осталось. Количество проектов корпоративных ЦОДов резко уменьшилось и продолжает уменьшаться из-за сокращения ИТ-бюджетов компаний, но, скорее всего, это временная тенденция. С точки зрения бизнеса коммерческие ЦОДы – это обычные промышленные предприятия, на которых текущее снижение платежеспособного спроса, конечно же, сказывается, но в меньшей степени, чем во многих других областях промышленности. Корпоративный дата-центр, в отличие от коммерческого, генератором денег не является и его развитие зависит только от утвержденного ИТ-бюджета. Тем не менее от руководителей всех ЦОДов сейчас требуют одного: максимального сокращения издержек, вплоть до снижения качества предоставляемых ЦОДом сервисов.
Леонид ФИЛАТОВ, председатель совета директоров, ГК .masterhost: Кризис, безусловно, вынудил считать затраты на строительство и обслуживание ЦОДов более тщательно. Затраты на строительство корпоративных ЦОДов относятся к долгосрочным инвестициям, которые в период кризиса срезаются в первую очередь. Поэтому в большинстве случаев ввод в эксплуатацию новых корпоративных площадок будет отложен. Однако компании, предлагающие услуги всевозможных веб-сервисов, хостинг-провайдеры, биллинговые системы и т.д., даже в период спада деловой активности сохранили потребность в создании и развитии собственных дата-центров. Для них дата-центр – основная платформа для ведения бизнеса.
Владимир ЛОБАНОВ, директор по продажам, Linxtelecom CIS: Многим компаниям в условиях общего сокращения затрат стало выгодно выносить ИТ-функцию на аутсорсинг, что увеличивает спрос на услуги коммерческих ЦОДов. Для поддержания растущего спроса и наращивания ИТ-инфраструктуры рассчитывать на внешние займы при строительстве и модернизации ЦОДов теперь не приходится, поэтому темпы ввода новых мощностей замедлились. Компании, которые развивались в основном за счет внутренних ресурсов без внешних заимствований, уменьшают свои издержки, но имеют хорошие шансы для расширения бизнеса в условиях снижающихся затрат на поставку новых продуктов и услуг. Так, Linxtelecom сейчас модернизирует и расширяет свой ЦОД в Москве (идет строительство 5-го модуля на 90–100 стоек), также запущен большой проект по строительству в Санкт-Петербурге ЦОДа площадью 5000 м2 с последующим расширением до 12000 м2.
Владимир ГАБРИЕЛЯН, технический директор, Mail.Ru: Основной тренд на рынке ЦОДов – снижение цен как следствие сдачи в эксплуатацию большого количества дата-центров, строительство которых было запущено в начале 2008 г., и попыток сделать предложение более интересным для клиента. Вопрос, стоит ли строить корпоративный ЦОД, стал еще более острым, так как при средней стоимости аренды стойки в $1500 довольно сложно сделать проект постройки собственного ЦОДа привлекательным.
Юрий НАУМОВ, руководитель отдела управления проектами технического департамента, «Verysell Проекты»: Полагаю, что новые экономические условия пока не оказали никакого влияния на востребованность коммерческих ЦОДов. Спрос по-прежнему достаточно высок, а площади ЦОДов дефицитны. Это происходит, в частности, из-за увеличения сетевого трафика, в том числе интернет-трафика, расширения информационного обмена, появления новых удаленных сервисов. Спрос на услуги коммерческих ЦОДов только растет, а российских компаний, способных «потянуть» масштабные проекты, не так много, поэтому дефицит услуг дата-центров может быть ликвидирован только иностранными игроками.
Экономим на питании
Не первый год строители дата-центров говорят о нехватке электроэнергии для своих «энергопрожорливых» объектов и буквально стонут от цен на подключение к энергосетям.
Что делать в такой ситуации?
Олег ЗЯБРЕВ: Ситуация с электричеством с наступлением кризиса не изменилась: официально его в требуемых для ЦОДов объемах как не было, так и нет, а неофициально оно в большинстве случаев находится. Реальные затраты на «доставание» электричества весьма существенны, и это сильно отталкивает инвесторов от энергоемких проектов, каковыми являются ЦОДы. Судя по постановлению Правительства РФ от 21.04.2009 № 334, руководство страны постепенно приходит к пониманию, что кардинальное (на порядки) снижение платы за официальное «получение» электричества и упрощение процедур могут сдвинуть с места многие инвестиционные проекты и положительно повлиять на развитие экономики. Поэтому в ближайшие годы можно ожидать б'ольшей доступности электроэнергии для промышленности в целом и для ЦОДов в частности.
Дмитрий КАЛГАНОВ, технический директор, «Центр хранения данных, ISG»: Я считаю, что проблема дефицита электроэнергии во многом обусловлена коррупцией. Как только вы готовы раскошелиться и заплатить энергетикам за выделение ресурсов, в любом «дефицитном» регионе находится возможность получить столько мегаватт, сколько вы сможете оплатить. Кризис должен улучшить ситуацию. Даже в Москве, по некоторым данным, стоимость подключения в последнее время существенно снизилась.
Уменьшить общее энергопотребление в дата-центрах едва ли удастся. В ходе последней конференции DataCenterWorld (Лондон, февраль 2009 г.) эксперты сошлись во мнении, что даже с учетом внедрения энергосберегающих технологий в обозримом будущем можно будет лишь замедлить рост потребления электроэнергии дата-центрами, но о снижении ее расхода речи и быть не может. И объясняется это не только постоянным повышением требований к производительности ИТ-систем, но и ростом объема рынка в целом.
Владимир ГАБРИЕЛЯН: Если экономический кризис продолжится, то дефицит электроэнергии уменьшится за счет снижения спроса. Рассчитывать же на строительство новых энергогенерирующих мощностей в центральном регионе, мягко говоря, не стоит. На протяжении 2007–2008 гг. крупные операторы пытались двигаться в регионы и предлагать там услуги ЦОДов своим клиентам. Не могу сказать, что эти проекты, в большинстве своем пилотные, были успешными. Во-первых, спрос на ЦОДы на региональных рынках значительно ниже, чем в Москве, а для компаний, ведущих бизнес в центральном регионе, расходы на обслуживание удаленных серверов оказываются немалыми. Во-вторых, качество сервиса в региональных ЦОДах не позволяет полностью переложить эксплуатацию на плечи их сотрудников. И, в-третьих, несмотря на то что сам ЦОД, расположенный в регионе, несомненно, дешевле столичного, расходы на каналы связи и обеспечение его бесперебойного соединения с основной инфраструктурой компании часто нивелируют разницу в стоимости.
Андрей СИНЯЧЕНКО, руководитель центра компетенции ЦОД, «АйТи»: В Москве стоимость присоединения к электросетям составляет от $2,7 до $4,5 тыс. за 1 кВт, в Уфе – порядка $500 за 1 кВт. Учитывая, что в типовом ЦОДе общее энергопотребление (включая системы охлаждения) достигает 8–15 кВт на стойку, стоимость подключения ЦОДа на 200 стоек, например, может составить $4–5 млн, что сопоставимо со стоимостью всего необходимого инженерного оборудования! Именно столь высокая стоимость подключения к энергосетям может стать одной из основных причин экспансии ЦОДов в регионы, где его строительство и обслуживание также будут обходиться дешевле.
Вячеслав КОВАЛЕВ: Компании, имеющие распределенную филиальную сеть, активно используют возможность ухода в регионы, выстраивая кластерную архитектуру. Но при этом между площадками филиалов должны быть высокоскоростные каналы связи. Кроме того, переход на такую архитектуру должен быть обоснован экономически, чтобы не получилось так, что, экономя на одном, сильно потратились на другое. Анализ показывает, что перевозить ЦОД в регион только по причине наличия в нем «доступного электричества» может оказаться нерациональным. Это подтверждает и нынешняя ситуация: всплеска проектов по переносу ЦОДов из одного региона в другой не наблюдается.
Скупой платит…
Дата-центр, даже небольшой, – объект очень дорогой. Недешево обходится и его эксплуатация. Можно ли сэкономить так, чтобы надежность работы ЦОДа оставалась на приемлемом уровне? Какие для этого используются технологии?
Павел АВЕРКИН, начальник управления развития и сопровождения продуктов, «Ростелеком»: Сейчас на ИТ-рынке есть много решений и технологий, позволяющих снизить затраты на создание и эксплуатацию инженерной инфраструктуры ЦОДа. Например, применение модульных блейд-серверов, по данным производителей, позволяет без ухудшения производительности сократить энергопотребление на 25–30%, количество кабельных соединений – на 80–90%, занимаемые оборудованием площади – на 25%, а также повысить производительность работы технического персонала за счет уменьшения времени, затрачиваемого на замену или добавление сервера. Оптимизирует затраты на ЦОД и применение эффективных систем кондиционирования и охлаждения: прецизионные системы кондиционирования, устройства локального охлаждения шкафов и системы водяного охлаждения для стоек с высоким энергопотреблением дают возможность снизить затраты на отвод тепла от оборудования. Системы free-cooling, хотя и дороже стандартных решений, в разы уменьшают потребление электроэнергии и достаточно быстро окупаются, поскольку в России холодное время длится до полугода. Широко применяются технологии виртуализации. Они позволяют сократить затраты на оборудование и программное обеспечение ЦОДа, повысить коэффициент загрузки серверов и снизить энергопотребление, особенно если используются блейд-серверы.
Сергей КИРЯЧЕК, директор по глобальным информационным технологиям департамента «Сименс АйТи Солюшенс энд Сервисез», ООО «Сименс»: Важно понимать, что внедрение новых технологий (виртуализация, тепловые коридоры и т.д.) эффективно в основном на стадии проектирования и строительства ЦОДа. Вложения в последующие переоснащения будут выше, чем планируемая экономия.
Павел ЗЕЛЕНСКИЙ, начальник группы системной архитектуры центров обработки данных, «Инфосистемы Джет»: Производители серверов уделяют большое внимание снижению энергопотребления своей продукции, не забывая о повышении производительности систем. Одно из направлений развития – увеличение количества ядер и потоков, одновременно обрабатываемых в процессорах. Например, современные серверы Sun Microsystems, основанные на технологии CoolThreads, в определенном круге задач по производительности соответствуют high-end-серверам предыдущего поколения, но потребляют в 4–5 раз меньше и занимают не целую стойку, а всего четыре юнита. Кроме того, постоянно растущая производительность систем позволяет консолидировать многие сервисы в виде виртуальных систем и серьезно сократить количество единиц оборудования, необходимого для функционирования бизнеса. Не стоят на месте и производители систем хранения. Здесь основу экономии энергопотребления составляет постоянно растущая плотность записи на носители.
Юрий НАУМОВ: ЦОД – это не отдельные решения, не помещение, набитое соответствующим оборудованием. ЦОД – это промышленное предприятие. Поэтому создание ЦОДа – задача не столько подбора оборудования, сколько построения бизнес-модели предприятия. Современный эффективный, экономичный ЦОД проектируется так же, как заводской цех, с учетом характеристик применяемого оборудования, его размещения и взаимосвязей между всеми системами. Такой подход позволяет кардинально сократить будущие расходы. Чем лучше проектировщик понимает цели, стоящие перед будущим ЦОДом, и суть его специализации, тем большего снижения эксплуатационных расходов он сможет добиться.
ЦОД и мобильность – две вещи…
Вслед за западными производителями мобильные (контейнерные) ЦОДы стали предлагать и российские компании. И, конечно же, в духе новых реалий в рекламе этих совсем недешевых изделий появились слова об экономии. Насколько это соответствует действительности? Когда это решение действительно необходимо и экономически оправданно?
Алексей МЕЛЕШЕНКО, директор по инфраструктурным ИТ-решениям, «Ситроникс»: В нынешних условиях использование мобильного ЦОДа практически всегда позволяет сэкономить. Дело в том, что постройка/модернизация современного дата-центра занимает от 9 до 24 месяцев. Это связано с большими сроками поставки оборудования, невозможностью совместить строительные работы с монтажом оборудования, необходимостью проводить полный цикл испытаний и т.д. По крайней мере половину капитальных вложений приходится делать сразу. С другой стороны, сроки поставки мобильного ЦОДа (особенно российского производства) на порядок короче – 10–12 недель. Таким образом, высокая удельная стоимость стойки в мобильном ЦОДе в конечном счете оказывается ниже, чем в классическом дата-центре.
Николай ПАРШИН, директор Центра обработки данных, IBS DataFort: Мобильный ЦОД – это нишевое предложение для конкретных услуг. Если посчитать все затраты на него, то получается, что это – очень дорогое удовольствие. Мобильный ЦОД необходим только тогда, когда требуется разместить оборудование в труднодоступной местности, где нет других возможностей, или когда он нужен для временной работы – на буровой, например. Во всяком случае, мобильный ЦОД не может быть альтернативой стационарному.
Андрей СИНЯЧЕНКО: Тема мобильных ЦОДов слишком уж активно обсуждается. Вероятно, это результат пиара компаний, стремящихся занять свою нишу на рынке. Да, построить ЦОД из готовых «кубиков», оснащенных всей необходимой начинкой, наверное, на порядок быстрее и проще. Но каждый такой «кубик» делается под конкретный заказ и его изготовление длится значительно дольше простой поставки оборудования (нужно спроектировать «кубик», закупить оборудование для его оснащения, смонтировать все в контейнере, подготовить к транспортировке и т.д.). Естественно, что изготовление контейнерного ЦОДа обходится дороже, чем закупка оборудования для классического дата-центра. Так какую же экономию может принести такое решение? Плотность размещения оборудования получается ниже, чем в обычном ЦОДе; энергопотребление на 1 кВт полезной нагрузки – такое же, как в классическом ЦОДе, если не больше; для размещения контейнеров нужно готовить охраняемую площадку (значит, на строительных работах серьезно сэкономить не удастся); подключение к сетям энергоснабжения и каналам связи все равно приводит к дополнительным расходам.
За рубежом мобильные (точнее – контейнерные) ЦОДы используют для обработки огромных объемов интернет-контента такие компании, как Google и Microsoft. Основной критерий выбора этого решения – его модульность и возможность наращивать вычислительную мощность ЦОДа практически неограниченно на протяжении многих лет. Но все равно контейнерные ЦОДы остаются нишевым решением, предназначенным для очень узкого круга задач, когда другие варианты не подходят.
Александр СУРЖИК, руководитель отдела планирования и развития сетей, «Мастертел»: Мобильные ЦОДы позволяют сэкономить только на проектировании и строительстве помещения для ИТ-инфраструктуры. Во всем остальном мобильный ЦОД не является бюджетным решением, потому что необходимо приобретать сразу и полную инфраструктуру (то, чем оснащен контейнер с оборудованием), и вычислительные ресурсы. Обязательное условие – наличие уже подведенных коммуникаций, адекватных мощности мобильного ЦОДа. Кроме того, невозможно представить себе подобное решение в мегаполисе, поскольку получение необходимых согласований и обеспечение защиты сведут на нет эффект от экономии на строительстве или аренде помещения под ЦОД.
Сергей ЩЕЛКУНОВ, руководитель группы продаж услуг дата-центров, «РТКомм.РУ»: Кроме обеспечения временных потребностей различных мероприятий, мобильный ЦОД можно покупать как законченное и проверенное техническое решение, реализация которого не требует полного цикла проектирования и строительства. То есть когда факторы времени и/или законченности играют решающую роль. В любом случае речь может идти только о дата-центре малой мощности.
Алексей РОМАНЕНКО, начальник департамента развития информационных систем, «МегаФон»: По-моему, мобильный ЦОД имеет смысл лишь в двух ситуациях: если требуется быстро развернуть решение на короткое время и если надо иметь инфраструктуру ЦОДа вне населенного пункта или в труднодоступном месте.
Так строить или арендовать?
На вопрос, строить ли компании свой дата-центр или обращаться в коммерческий ЦОД, однозначного ответа нет, он зависит от многих входящих параметров. Как эта проблема решалась год-два назад и как решается сейчас?
Николай ПАРШИН: Создавать собственный ЦОД в период экономического кризиса стало нецелесообразно. Поэтому наиболее оптимальный выход из ситуации – использование коммерческих ЦОДов. Выгоды от аутсорсинга ЦОДа следующие: инфраструктура быстро развертывается с нуля; не нужно закупать и обслуживать оборудование (как вычислительное, так и инженерное) и содержать для этого дорогостоящих специалистов; неограниченные возможности масштабирования ресурсов в зависимости от потребностей бизнеса (как в б'ольшую, так и в меньшую сторону!).
Владимир ЛОБАНОВ: Расчеты показывают, что аренда отдельных помещений для ИТ-структуры, создание первой категории электропитания, обеспечение режима безопасности, пожаротушения, обслуживания и, главное, восстановление бизнеса после аварий обходятся гораздо дороже, чем услуги коммерческого ЦОДа вместе с телекоммуникациями в одном портфеле. В среднем размещение оборудования в коммерческом дата-центре может дать экономию до 50% и более.
Михаил РОМАНОВ, директор по развитию бизнеса в России, СНГ и странах Балтии, StoneSoft: Если необходимо обеспечить высокую доступность, надежность и защищенность критически важных приложений, то есть смысл строить свой ЦОД, несмотря на всю затратность этого процесса, поскольку российская практика показывает, что выполнение SLA между компаниями – задача трудная как технически, так и юридически.
Если же приоритет отдается экономии средств, оптимизации инфраструктуры, кадрового состава и т.п., то следует рассмотреть вариант использования коммерческого ЦОДа. Но при этом не стоит ожидать, что начальная цена таких услуг будет на порядок меньше, чем строительство своего ЦОДа. Экономия тут достигается за счет эксплуатационных расходов, расходов на поддержание профессионального уровня специалистов, электроэнергию и др.
Вячеслав КОВАЛЕВ: Полагаю, что в условиях кризиса можно значительно сэкономить за счет привлечения услуг коммерческого ЦОДа.
Павел АВЕРКИН: Полагаю, что новые экономические условия скорректируют взгляды компаний на использование коммерческих ЦОДов и они станут активнее обращаться к услугам дата-центров, сокращая тем самым свои расходы. Для части корпоративных клиентов (особенно в банковском секторе) чрезвычайно важен вопрос информационной безопасности. Они боятся размещать свое оборудование на чужих площадях и предпочитают строить собственные ЦОДы. В основном это происходит из-за недостаточной информированности об организации информационной безопасности и контроля доступа в дата-центре.
Павел ЗЕЛЕНСКИЙ: Если эксплуатация инфраструктуры ЦОДа для компании – не профильный вид деятельности, то арендовать ЦОД будет не только проще, но и дешевле. Если сроки запуска системы ограничены, то следует арендовать, иначе планы не будут выполнены. Это, пожалуй, две основные причины, по которым выбирают аренду. Вместе с тем если есть «свободные» деньги, то сейчас самое время вложить их в инфраструктуру.
Сергей ЩЕЛКУНОВ: Строить и эксплуатировать свой ЦОД имеет смысл только при наличии специфических требований (безопасность, нестандартное оборудование, собственный технический персонал и т.п.), выполнить которые на арендованной площадке невозможно. В остальных случаях намного целесообразнее обратиться к услугам коммерческого дата-центра.
Алексей РОМАНЕНКО: Как правило, крупные операторы строят собственные ЦОДы, сейчас это оправдано экономически.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!