Рубрикатор |
Статьи | ИКС № 4 2009 |
Леонид БЕЛЬСКИЙ  | 07 апреля 2009 |
Четыре тенденции
Четыре тенденции обозначились и заметно усилились на мировом биллинговом рынке в последние два-три года – конвергентность, расширение возможностей для маркетологов и коммерсантов, открытость для интеграции с другими системами, расширение предлагаемых услуг. Как они проецируются на российский рынок?
Это хитрое слово – «конвергентность»Сегодня много говорят о конвергентности биллинга, причем нередко имеют в виду разные ее аспекты. И все по-своему правы. Попробуем «дифференцировать» конвергенцию.
Во-первых, она подразумевает возможность одной и той же биллинговой системы тарифицировать стоимость услуг как в режиме практически реального времени (real-time), так и в режиме пакетной тарификации (offline). Различные способы тарификации, как правило, используются для реализации различных способов оплаты за услуги – prepaid и postpaid. В данном контексте конвергентность биллинговой системы позволяет оператору предоставлять различные способы оплаты за разные услуги с привязкой к единому лицевому счету.
Второй аспект – способность одной биллинговой системы обслуживать различные сегменты (линии бизнеса): B2C – массовый сегмент, или розничные пользователи; B2B – корпоративный сегмент. Насколько это необходимо? Конвергентность позволяет использовать одно и то же ПО, конфигурируя бизнес-процессы для каждого сегмента в соответствии с требованиями (B2B или B2C). Требования настолько различаются, что многие западные операторы в прошлом были вынуждены использовать биллинговые системы различных вендоров для обеспечения потребностей различных сегментов (что зачастую экономически было неоправданно).
Третий аспект – возможность использования одной и той же биллинговой системы для расчетов за разные типы услуг (фиксированная, мобильная связь, ШПД, кабельное ТВ, контент и др.). Конвергентность позволяет применять единое решение для расчетов за различные виды услуг и обеспечить пакетирование услуг, например в рамках triple play (телефония, Интернет, ТВ).
Заметим, что далеко не все биллинговые вендоры, декларирующие конвергентность биллинговой системы, могут обеспечить полную конвергентность в соответствии с приведенными выше критериями. Сегодня крупные западные биллинговые вендоры инвестируют именно в полноценную конвергентность.
Российские операторы заинтересованы в уменьшении количества разнородных биллинговых систем и переходе на конвергентные системы нового поколения.
Биллинг для маркетологов и коммерсантов
Вторая тенденция – поворот биллинга лицом к маркетингу и коммерсантам. Современные биллинговые системы предоставляют маркетологам инструментарий для быстрой разработки новых тарифов и пакетирования услуг. Суть в том, что продуктовый каталог, который поставляется вместе с биллингом, позволяет конструировать новые планы и тарифы на уровне не технических специалистов, а бизнес-пользователей. Интерфейс становится все более продвинутым и бизнесовым – и менее техническим.
В любой компании маркетологи придумывают всё новые и новые тарифы и тарифные опции. И если они сами смогут создавать новые тарифы и предложения, используя штатные возможности, без необходимости доработки биллинга, то выигрыш во времени вывода на рынок новых тарифов и маркетинговых акций очевиден. А это значит, что компания получает конкурентные преимущества.
С возрастанием конкуренции на российском рынке телекоммуникационных услуг растут требования со стороны маркетинга по быстрому выводу на рынок всё более и более сложных тарифов и пакетов услуг.
В чем проблема АСР, особенно российских (да и западных старого образца)? Для реализации нового сложного тарифа или пакета услуг в биллинге может потребоваться несколько недель или месяцев. И время вывода новых услуг на рынок существенно затягивается.
Стандартизация биллинга для интеграции с другими системами
Третья тенденция – стандартизация биллинга. Современные биллинговые системы поставляются в виде набора отдельных модулей (тарификатор, продуктовый каталог, модуль обслуживания абонентов и т.д.) и более открыты для интеграции. Стандартизация биллинга осуществляется на основе единого телекоммуникационного стандарта, разработанного TMForum, – Telecommunication Application Map, ТАМ (см. рисунок).
В рамках ТАМ вендорам и операторам удалось договориться о функциональном разделении между различными типовыми BSS/OSS-системами (СRМ, биллингом и др.). TAM позволяет операторам и вендорам разговаривать на одном языке, лучше понимать границы компонентов и решений. Операторы широко используют TAM для интеграции отдельных компонентов от различных вендоров, предупреждая потенциальные конфликты дублирования функциональности или неполного обеспечения. TAM постоянно дорабатывается, границы систем уточняются, что позволяет оператору приобретать биллинг от одного вендора, СRМ – от другого и создавать целевые системы, используя стандартные интерфейсы (XML, Java, Web services), поставляемые каждым вендором для интеграции систем.
Российские вендоры зачастую предоставляют биллинг в виде единого монолитного решения с ограниченными интерфейсами, сужая возможности оператора самостоятельно интегрировать и расширять функциональность систем. В российской трактовке ситуация выглядит так: «Мы предлагаем вам единое решение – биллинг, CRM, систему самообслуживания абонентов и др.». При этом функциональность отдельных компонентов заметно проигрывает специализированным системам от других вендоров, а интеграция с другими поставщиками затруднена.
И в этом одна из главных причин того, почему российские поставщики биллинга проигрывают в международных тендерах. Наступают времена, когда российские операторы отказываются покупать биллинговые системы, не предоставляющие готовых интерфейсов для интеграции с другими системами и вендорами.
Расширение спектра услуг
Четвертая тенденция – расширение спектра услуг, предлагаемых биллинговыми вендорами в части консалтинга, аутсорсинга и интеграции.
В качестве примера сошлемся на близкую к аутсорсингу модель, когда биллинговый вендор не только внедряет биллинговое решение, но и предоставляет услуги по его эксплуатации и даже хостингу. Данная модель под названием «Сервисное бюро» на Западе активно развивается, есть примеры ее использования и на российском рынке.
Очевидно, что в условиях финансового кризиса и ограниченных капитальных бюджетов операторов эта модель становится все более востребованной (особенно для небольших компаний). Предлагая операторам, условно говоря, платить 1000 руб. в месяц, вместо того чтобы сразу заплатить 10 тыс., поставщики биллинга получают возможность начать работу с небольших объемов, увеличивая объемы услуг по мере роста абонентской базы и бизнес-потребностей оператора.
Биллинговые вендоры также расширяют спектр своих услуг, предлагая услуги консалтинга в части разработки тарифных планов и маркетинговых предложений.
И наконец, успешно зарекомендовав себя в качестве надежного партнера в области биллинга, вендор зачастую предлагает расширенную функциональность, дополняя свои решения партнерскими решениями и выступая в роли своеобразного интегратора.
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!