Rambler's Top100
Статьи ИКС № 4 2009
Лилия ПАВЛОВА  07 апреля 2009

10 лет стабильных перемен

Рождение российского биллингового рынка состоялось 10 лет назад: к 1 марта 1999 г. сертификаты Госкомсвязи России получили первые 13 АСР. Сейчас их 218. Рынок рос и менялся вместе с самим телекомом – и сегодня перед нами вполне сформировавшийся подросток, у которого всё еще впереди

 О термине – официально
Автоматизированные системы расчетов (АСР) («в миру» биллинг. – ред.) представляют собой аппаратно-программные комплексы, предназначенные:

1) для обеспечения автоматизации расчетов с абонентами и (или) пользователями услугами связи за любые виды оказываемых им или заказываемых ими услуг связи в любом сочетании, за исключением услуг связи, оказываемых с использованием таксофонов, услуг телеграфной связи и услуг почтовой связи;

2) информационной поддержки проведения взаиморасчетов между операторами связи;

3) предварительной обработки исходной информации об оказанных услугах связи.


Из правил применения автоматизированных систем расчетов

Жизнь по новым правилам

началась сравнительно недавно, с принятием в июле 2007 г. Правил применения автоматизированных систем расчетов (утверждены приказом Мининформсвязи РФ от 02.07.2007 № 73). Но уже сейчас этот документ нуждается в доработке в соответствии с ФЗ-152 «О персональных данных», принятом в 2006 г., поскольку требования по их защищенности не соответствуют выпущенным ФСТЭК и ФСБ подзаконным актам. Безусловно, защита персональных данных, хранящихся и обрабатываемых в АСР, была предусмотрена Правилами, но новые требования определили еще более высокий уровень опасности, вплоть до «красного».

Документ Мининформсвязи, в котором к 45 пунктам требований к АСР прилагаются требования к их функциям и техническим параметрам, предназначен для автоматизации расчетов с абонентами. В нем требования и к техническим характеристикам системы, необходимым для расчетов по картам оплаты услуг связи, для использования на пунктах коллективного пользования, для поддержки межоперационных взаиморасчетов и для обработки исходной информации об оказанных услугах связи.

Сертификация биллинговых систем, как сообщили «ИКС» в Россвязи, проводится на основе новой (по сравнению с НПБ образца 1999–2004 гг.) нормативной правовой базы. Это Федеральный закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»; Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 896; Правила организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 апреля 2005 г. № 214; Приказ Мининформсвязи России от 7 июня 2005 г. «Об утверждении формы сертификата соответствия».

Аккредитованные испытательные лаборатории (центры)
ООО «Испытательный центр документальной электросвязи» (ООО «ИЦ ДЭС»);

ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича» (ИЦ ГУТ);

ФГУП Ленинградский отраслевой научно-исследовательский институт связи (ИЦ ЛОНИИС);

ФГУП Центральный научно-исследовательский институт связи (ИЦ ЦНИИС);

ЗАО «Институт сотовой связи» (ЗАО «ИСС»);

АНО «ИЛ Тест-телеком»;

ООО «Центральное конструкторское бюро информационных технологий и связи» (ООО «ЦКБ связи»);

ГОУ ВПО  «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики» (ГОУ ВПО СибГУТИ);

ЗАО «Испытательный центр МирТелеТест» (ЗАО ИЦ МТТ) ООО «Итекон»;

ЗАО НТЦ «Комсет»;

ОАО «Интеллект-Телеком»;

ЗАО «Научно-исследовательский центр «Новые интеллектуальные системы» (ЗАО «НИЦ НИНСИСТ»);

ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (ОАО «ЮТК»).


Источник: Россвязь

Сегодня в реестре Россвязи зарегистрировано 218 сертификатов соответствия на АСР, из них 76 – по новым правилам. Изменилась и сама процедура сертификации: если раньше единственным органом по сертификации было Минсвязи России, то сейчас действуют четыре аккредитованных органа по сертификации АСР: АНО «ЦЭС «Инфоком»; АНО «ОССЭТ»; АНО «ЦКС» и ЗАО «Эртел». Так что выбор у заявителя есть. Органы сертификации заключают договоры на проведение испытаний АСР с аккредитованными ФАС испытательными лабораториями (центрами), коих сегодня насчитывается 13.
Биллинг вчера и сегодня: найди пять различий
В отличие от первых сертифицированных систем АСР, которые в основном разрабатывались эксплуатирующей систему компанией (оператором связи) и были, по сути, уникальными экземплярами, сегодня на рынке представлено довольно много сертифицированных тиражируемых АСР, способных работать с абонентской базой объемом более 10 млн абонентов. Главные отличительные признаки таких систем:

– универсальность, т.е. применимость практически для всех распространенных видов связи и услуг; работа с широким спектром коммутационного оборудования; адаптация к разнообразным требованиям операторов связи;

– гибкость, позволяющая поддерживать практически любое количество тарифных планов, разные режимы и способы оплаты услуг (включая карты предоплаты), мультивалютность финансовых операций;

– модульность, позволяющая оператору выбрать оптимальную для него конфигурацию системы.

К особенностям современного биллинга можно отнести и довольно высокий уровень защиты информации.

В последнее время стало хорошим тоном среди разработчиков создавать специализированные АСР, предназначенные для обслуживания/применения определенных задач оператора связи:

- системы для взаиморасчетов между операторами связи (Interconnect);

- системы обработки учетных записей (Mediation);

- системы, производящие расчеты с абонентом в реальном режиме времени (Prepaid).

Кстати, почти все современные тиражируемые АСР реализованы, как правило, на двух- или трехуровневой архитектуре клиент–сервер и на базе СУБД Oracle.
По большому счету

Несмотря на пугающую цифру сертифицированных АСР, по-настоящему крупных поставщиков немного. В Россвязи вендоров поделили на две категории. Первая – разработчики решений для больших операторов связи, поставляющие конвергированные решения с возможностью оптимизации всех бизнес-процессов оператора. Это довольно узкий круг крупных вендоров – российских и зарубежных. Вторая – разработчики решений для сетей малой и средней емкости. В основном это небольшие компании с общей численностью персонала не более 30 человек. Их АСР широко используются альтернативными операторами фиксированной связи, в том числе для расчетов за услуги телематической службы передачи речевой информации (IР-телефонии). Как правило, они поддерживают ограниченную номенклатуру служб и услуг.

Конечно, главный интерес для рынка представляет тот самый «узкий круг крупнейших», поскольку именно он, обслуживая операторов-«тяжеловесов», формирует технологическую политику рынка. О том, что она уже лет пять проводится под флагом конвергенции, всем хорошо известно. И ровно столько же времени идут споры о плюсах и минусах конвергентности. Например, А. Казаков («ВымпелКом») отмечает, что стремление вендоров предлагать в едином продукте решения, покрывающие весь бизнес-процесс оператора, заманчиво (не требует затрат на интеграцию разных систем), но не всегда оптимально с точки зрения «цена–функциональность–качество». Кроме того, по его мнению, нельзя найти решение, все модули которого являются лидерами рынка в своем сегменте (и Billing, и Mediation, и Provisioning, и Payments, и CRM и т.д.).

О. Пампущенко (АСВТ) вообще считает, что термин «конвергенция» лучше использовать по отношению к услугам, а для биллинга оставить «универсальность», означающую возможность своевременных расчетов по любым предоставляемым абонентам (пользователям) услугам связи и различным дополнительным услугам. «Некоторые производители предпочитают под лозунгом тотальной конвергенции сводить в одну вычислительную систему всевозможные модули расчетов по отдельным видам услуг, – замечает он. – Однако возможна и более дешевая реализация универсальности».

Из «нетехнологических» тенденций на российском рынке АСР эксперты отмечают поглощение крупными поставщиками биллинговых систем локальных производителей, производителей CRM для интеграции CRM и биллингового ПО в единое решение от поставщика; смену владельца уникального биллингового решения вместе с оператором при слиянии операторов связи. Д. Моисеев (EastWind) обращает особое внимание на «расширение сферы притязаний ведущих разработчиков в направлении новых потребительских сегментов». Например, в секторе мобильной связи ряд крупных вендоров, изначально ориентировавшихся на «федералов», начал проявлять интерес к операторам меньшего масштаба; другие, изначально предлагавшие свои решения операторам мобильной связи, видят перспективы в сегменте фиксированных операторов, разворачивающих NGN. «В свою очередь, в сетях NGN меняются требования операторов к биллинговым системам, что, по всей вероятности, приведет к смене АСР в ряде компаний», – считает Д. Моисеев. А по мнению Л. Бельского (IBM), важным фактором, который даст потенциальную возможность для вендоров получить нового заказчика, станет дальнейшая консолидация операторов. Хотя по большому счету все крупные компании уже обзавелись своими АСР, и в ближайшие годы, скорее всего, будет происходить их развитие, а не замена. Даже в компаниях «Связьинвеста».
Круговорот вендоров в природе «Связьинвеста»

Свой первый конкурс по выбору АСР для применения в операторских компаниях холдинга «Связьинвест» провел в 1999 г. (см. «ИКС» № 1–2’2000, с. 39). Тогда было выбрано пять систем, явным фаворитом среди них признавался «Старт» от НПЦ «Инфосфера», что и подтвердилось спустя три года, когда уже больше десятка региональных компаний (еще не объединенных в МРК) внедрили эту АСР на своих сетях (см. «ИКС» № 2’2003, с. 26).

Но в 2004 г. состоялся другой конкурс по выбору единой АСР для компаний «Связьинвеста». Тогда победителем была признана компания Amdocs, предложившая для внедрения в МРК и «Ростелекоме» комплекс биллинговых продуктов Amdocs Billing Suite, включающий пять модулей. Сумма внедрения АСР оценивалась в $480 млн. Полностью завершить проект планировалось к середине 2008 г. Однако уже весной 2006 г. «Связьинвест» скорректировал планы: для «выравнивания» биллинговых систем в МРК (т.е. замены существующих биллингов) было решено использовать АСР «Старт» («Инфо-сфера») и АСР Peter-Service BIS («Петер-Сервис»), а на роль управляющей и функциональной надстройки над отечественными системами был выбран продукт Amdocs. Когда это произойдет, эксперты не берутся прогнозировать, но отмечают, что, поскольку лицензии уже закуплены, «Связьинвест» приступил к внедрению в МРК CRM-системы Amdocs. По оценке аналитиков, на начало 2009 г. затраты «Связьинвеста» по закупке лицензий Amdocs, их техподдержке и разработке нового биллингового решения составили примерно $309 млн. Ориентировочные затраты на «выравнивание» ПО на базе отечественных систем – около $40 млн.

И вот! Не прошло и десяти лет с момента проведения первого конкурса «Связьинвеста», а МРК одна за другой рапортуют о завершении проекта «выравнивания» ПО. Для межоператорских расчетов во всех МРК используется решение Peter-Service ITC. Абонентский биллинг компании «Петер-Сервис» внедряется в «Уралсвязьинформе» и уже внедрен в СЗТ; «Инфосферы» – в «Сибирьтелекоме», «ВолгаТелекоме», «Дальсвязи» и «ЦентрТелекоме». В ЮТК для расчетов за телефонные услуги эксплуатируется единая для всех филиалов АСР «Курс» собственной разработки, интегрированная с АСР «Онима» разработки «Стек Софт», обеспечивающей биллинг новых услуг.

Характерно, что «Сибирьтелеком» в своем недавнем сообщении о завершении проекта «выравнивания» биллингового ПО отмечает, что работу по созданию единого биллингового обеспечения на основе автоматизированной системы расчетов «Старт» компания вела в течение шести (!) лет. Конкурс конкурсом, Amdocs Amdocs'ом, а предусмотрительность не помешает…

МРК выравнивают биллинг
Во второй половине 2008 г. «Петер-Сервис» и «Уралсвязьинформ» приступили к реализации второго этапа внедрения конвергентной биллинговой системы Peter-Service BIS, в которой будут объединены данные абонентской базы фиксированной (3,7 млн абонентов) и мобильной (5,5 млн абонентов) сети связи МРК.

На первом этапе, начавшемся в 2007 г., состоялся постепенный перевод абонентов мобильной связи на новую биллинговую систему. Была завершена миграция данных по абонентам, использующим кредитную (postpaid) форму оплаты, во всех 7 регионах лицензионной территории «Уралсвязьинформа»; переведены на новый биллинг абоненты, использующие авансовую (prepaid) форму оплаты, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Перевод абонентской базы остальных регионов осуществляется помесячно и по планам должен быть завершен в I квартале 2009 г.

На втором этапе на новую биллинговую систему будут переведены абонентские базы фиксированной связи. 1 октября 2008 г. в Peter-Service BIS перенесена база данных Курганского филиала электросвязи ОАО «Урал-связьинформ». Миграция остальных регионов будет завершена в III квартале 2009 г. «Внедрение единого биллингового решения от «Петер-Сервис» имеет для нашей компании принципиальное значение, – говорит М. Крымский, первый зам. гендиректора ОАО «Уралсвязьинформ». – И прежде всего потому, что делает реальной конвергенцию услуг и сервиса для наших абонентов. У нас много пересечений по услугам: один и тот же человек пользуется и фиксированной, и мобильной связью, и доступом в Интернет от нашей компании. По завершении проекта таким абонентам будут доступны выгодные пакетные предложения и повышенное качество обслуживания. Таким образом, компания получает эффективный инструмент повышения лояльности клиентов».

  Что должен уметь биллинг нового поколения

  • обеспечивать расчеты для любых типов существующих услуг, а также добавление любых новых услуг в будущем;
  • гибко настраиваться, чтобы учитывать все возможные параметры для оценки услуги (дата, время оказания услуги, участники услуги, местоположение участников, бонусы, скидки, мультисчета, мультивалютность и т.д. в любых их комбинациях);
  • поддерживать VAS мобильного доступа (на базе WAP, GPRS, 3G, WiMAX); из набирающих популярность услуг – контентоориентированные, предоставляемые мультимедиаплатформами (RBT, распознавание музыкальных композиций) и оказываемые в партнерстве с различными ASP (LPS, социальные сети, игровые платформы);
  • поддерживать партнерские интерфейсы для взаимодействия в рамках выбранной модели и обеспечивать механизмы безопасности конечного абонента;
  • обеспечивать полную конвергентность как с точки зрения фиксированной/мобильной связи, так и систем предоплаты/постоплаты;
  • уметь считать сложно сконфигурированные полосу/объем трафика, портируемые услуги (в том числе на условиях роуминга), медиасервисы, услуги ЦОДа, включая электроэнергию и коммунальные услуги;
  • иметь возможность работы с рекламными агентствами по услугам контентной рекламы;
  • поддерживать услуги в области информационной безопасности (очистка и контроль чистоты трафика, засекречивание передаваемых данных и т.п.);
  • поддерживать банковские сервисы;
  • выполнять тарификацию как традиционных услуг, так и ряд новых перспективных сервисов (видеосвязь, IPTV, видеонаблюдение и др.).


Источник: ИКС-опрос экспертов рынка

Вечное движение

Пару лет назад аналитики считали российский рынок биллинговых решений сформированным и выделяли на нем «большую восьмерку» – CBOSS, Amdocs, «Беркут», «Петер-Сервис», EastWind («Восточный Ветер»), «Атлант-Информ», STROM telecom, Comverse.

Впрочем, мы бы этот список дополнили той же «Инфосферой», «Стек Софтом». Ведь 10 из 30 крупнейших телекоммуникационных компаний России – заказчики «Стек Софта»: продукты Billing & OSS Onyma установлены в ЮТК, «МегаФоне», МТТ, ТТК, «Синтерре», ГК «Ренова Медиа», «Национальных телекоммуникациях», «Сумма Телекоме», «Норильск-Телекоме», «Старт Телекоме».

И, конечно же, Oracle, которая до 2006 г. не была биллинговым вендором, но с приобретением компании Portal Software включила ее биллинговую систему Portal Infranet в линейку своих продуктов под названием Billing & Revenue Management. В результате оказалось, что в 60 странах мира насчитывается более 300 инсталляций Oracle BRM, реализуемых в режиме промышленной эксплуатации для поддержки предоставления услуг проводной и сотовой связи различных стандартов, передачи данных и голоса по IP-каналам, организации и аренды каналов, VPN и MVNO, кабельного вещания, контент-услуг и пр.

Наиболее крупные компании, использующие Oracle BRM: Orange (в 4 странах), Vodafone (в 5 странах), Telecom Italia Mobile, Debitel, T-Deutsche Telekom, T-Mobile, CableVision, China Telecom и China Mobile. В России Oracle BRM установлена в «Компании ТрансТелеКом». А держателем сертификата соответствия Oracle BRM требованиям Правил применения автоматизированных систем расчетов № ОС-1-СТ-0157 с условиями применения… выступает «Микротест».

Да и внутри «большой десятки» тоже происходят постоянные перестановки по числу обслуживаемых их системами абонентов (в денежном выражении сравнивать сложно, поскольку бюджеты далеко не всех проектов раскрываются). Даже если не брать в расчет «вечное движение» на полях «Связьинвеста», нетрудно заметить постоянные перемены в мобильном секторе. Так, в начале 2008 г. Comverse реализовала крупный проект для МТС: ее интеллектуальные платформы были интегрированы с биллинговыми системами АСР Foris. А еще раньше в той же компании состоялся переход с CBOSS'а на Foris… Вообще аналитики и эксперты отмечают, что именно мобильная связь является одним из главных движителей биллингового рынка, причем внутри него есть свой моторчик – VAS.

По оценке IDC, объем мирового биллингового рынка для мобильной связи к 2011 г. вырастет до $6,6 млрд при стабильном ежегодном росте в 6,7%. Стабильный рост аналитики объясняют тем, что сегодня крупнейшие операторы реализуют проекты модернизации своих биллинговых систем. Исследователи IDC к концу 2011 г. прогнозируют замедление роста в Северной Америке и Западной Европе – там операторы завершат эти проекты, но рынок развивающихся стран поддержит рост. При этом сотовые операторы по-прежнему будут инвестировать в биллинговые системы больше, чем операторы фиксированной связи.

VAS-моторчик. Экспертиза

Как отмечает Егор Леднев, зам. начальника службы разработки VAS компании CBOSS, у большинства операторов сложился классический набор дополнительных услуг, без которого сложно представить работу биллинга. Основная задача – предоставить пользователям удобный абонентский интерфейс. Для этого используются SMS- и USSD-решения, IVR- и веб-порталы. VideoIVR и VideoCallCenter (видеопорталы самообслуживания) будут набирать популярность с распространением сетей 3G.

Современные биллинговые системы должны поддерживать сервисы, связанные с управлением вызовами (MissedCall, CallMe) и мелодиями вызова (CRBT). С ростом популярности 3G будет расти популярность сервиса VideoRBT, предназначенного для проигрывания видеороликов при ожидании ответа на видеовызовы или демонстрации изображения во время вызова.

В сетях 3-го поколения сервисы передачи данных начинают доминировать, что в свою очередь предъявляет новые требования и к биллинговым системам. Операторам необходимо предоставлять и учитывать полный спектр интернет-услуг, предоставлять дифференцированный доступ к контент-ресурсам и оценивать услуги на уровне приложений, гибко тарифицировать предоставление контент-услуг, работу как в postpaid-, так и в prepaid-режимах, а также prepaid с использованием сервисных карт. По мнению Е. Леднева, для решения этих задач операторам понадобятся интернет-платформы, являющиеся промежуточным звеном между биллинговой системой и телекоммуникационным оборудованием, обеспечивая интеграцию систем поддержки бизнеса с оборудованием и серверами интернет-приложений.

Не надо забывать и о специфических сервисах для различных целевых аудиторий. К таковым можно отнести услуги, разработанные для объединения мобильных терминалов в единую корпоративную телефонную сеть (VPN). Без подобных VAS-продуктов предложения операторов корпоративным клиентам будут менее привлекательными.

Для частных пользователей интерес могут представлять сервисы, предназначенные для сегментации абонентов – контроль вызовов (CallScreening), выделение анонимных номеров (ABD), а также услуги, позволяющие менять модель оплаты звонка (SplitCharging CallBack).

Рынок VAS-услуг меняется стремительно. При этом у операторов, имеющих возможность донастройки существующих сервисов и оперативного вывода на рынок новых, появляются дополнительные конкурентные преимущества. Поэтому таким же важным компонентом становится платформа для развертывания дополнительных услуг (Service Delivery Platform), тесно интегрированная с биллинговой системой.

Таким образом, считает Е. Леднев, сегодня правильнее говорить о биллинге и дополнительных продуктах не как об отдельных сущностях, а как о цельном конвергентном решении, изначально разработанном с расчетом на глубокую интеграцию, вплоть до использования единой надежной аппаратной платформы для выполнения real-time-операций, таких как оценка prepaid-абонентов или доставка SMS.

Из этого же следует, что важным требованием к современным автоматизированным системам расчета является не поддержка строго определенного набора дополнительных услуг, а возможность простой интеграции биллинга с разнообразными дополнительными услугами, а также гибкой настройки тарификации на основании разнообразных параметров этих услуг.

Биллинг должен быть реализован так, чтобы при появлении новых VAS-услуг он начинал работать с ними без доработок. 


С л о в а р И К С

Биллинг – это…

…молоток стоимостью в миллионы долларов для забивания одноцентовых гвоздей (Ю. Годына, «Мастертел»)

…реальная фабрика денег! (Д. Раган, Alcatel-Lucent)

…двигатель на самолете. Поэтому, прежде чем менять его в полете, рекомендую хорошенько задуматься (А. Казаков, «ВымпелКом»)

…смазка, благодаря которой продолжает вращаться колесо бизнеса любого оператора (Р. Сметс, Irdeto BSS)

…образцовый, неустанный и многопрофильный работник по поддержке услуг для миллионов абонентов, готовый в любой момент передать подробные отчеты о своей деятельности (Д. Богинский, Inline Telecom Solutions)

…моя первая любовь в ИТ. Так случилось, что за 22 года профессиональной работы в ИТ-сфере меня вновь и вновь выносит в сторону биллинговых решений. Может, это судьба? (С. Нестерович, ChronoPay)

…счастье. В отличие от отсутствия оного (С. Аксенов, «АКАДО Телеком»)

…фокусник, изящно достающий из цилиндра счет (the bill) (Д. Богинский, Inline Telecom Solutions)

…четкость, без приблизительных «сем-восем» (О. Пампущенко, АСВТ)

…участок работы в компании, где есть большая ответственность и нет праздников; есть максимальная нагрузка и нет выходных; есть постоянный стресс и нет необоснованной зарплаты. (Т. Ищенко, «Синтерра»)

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!