Rambler's Top100
Статьи
Лилия ПАВЛОВА  23 марта 2009

Маркетологи high-tech, объединяйтесь!

С этим призывом обратились организаторы Международной конференции High-Tech Marketing – агентство iKS-Consulting – к ее участникам, а также читателям журнала "ИКС" и портала iksmedia.ru – специалистам в области отраслевого маркетинга и развития бизнеса.

Состоявшаяся на прошлой неделе впервые в Москве конференция High-Tech Marketing  имеет трехлетнюю история: с 2006 г. она проводилась агентством iKS-Consulting в Киеве (Украина), и многочисленные просьбы делегатов о проведении подобных мероприятий в Москве вдохновили организаторов на расширение географии серии конференций по проблемам маркетинга в сфере высоких технологий.

Призыв к объединению в ассоциацию отраслевых маркетологов, прозвучавший на конференции, основан на убеждении организаторов и участников конференции, что в эволюции маркетинга наступил этап отраслевой специализации. Этой теме был посвящен доклад управляющего партнера iKS-Consulting Татьяны Толмачевой.

"Еще несколько лет назад в ходу была присказка: нам не нужен маркетинг, у нас есть откатинг, – заметила Т. Толмачева. – Сейчас ситуация в корне изменилась, и в последние два года маркетологи на рынке труда – наиболее запрашиваемые позиции. За ними "охотятся"; маркетинг стал хорошим трамплином для карьерного роста – и многие маркетологи становятся коммерческими директорами".

Вообще, за свою более чем вековую историю маркетинг прошел несколько этапов, причем фокус неуклонно сдвигается от товара к потребителю, и сегодня в теории маркетинга высшая ступень – ориентированность на индивидуального потребителя. Если в конце 19-го века основной его целью была производство, то к началу 21-го основной задачей маркетинга стало обеспечение долгосрочных взаимоотношений с клиентами, потребителями и партнерами. По мнению Т. Толмачевой, логическим продолжением индивидуального маркетинга должен стать отраслевой маркетинг. "Именно отраслевой маркетинг лучше всего знает свой продукт (товар) и лучше знает своего покупателя, – уверена Т. Толмачева. –  Маркетинг через "продукт – спрос – особенности принятия решения производителями – особенности среды" плавно перетекает в отраслевой маркетинг. Какие отраслевые концепции уже существуют? Я насчитала порядка 15: маркетинрг индустрии развлечений, банковских услуг, страховых услуг, авиастроителей, туризма и др. И совершенно логично, если мы будем развивать маркетинг высокотехнологичных отраслей. Особенность определяет сам товар. Я не буду останавливаться на том, что такое "хайтек-товар", но очевидно, что это товар очень специфичный".

Специфика этого товара обуславливает и формирование основ high-tech маркетинга, со своими особенностями для рынков В2С и В2В. Скажем, сегодня сотовую связь "продавать" так же легко, как "сникерсы", но в 90-х это была незнакомая дорогая услуга – и для того, чтобы она стала массовой, потребовалось 15 лет. Похожая ситуация, по мнению Т. Толмачевой, сегодня наблюдается на рынке ШПД. И совсем иная – на рынке ИТ, где покупателем является корпоративный клиент. Тем не менее,  специфические особенности "хайтек-продукта" ставят маркетологов как телеком-рынка, так и рынка ИТ, в разряд людей "одной группы крови". Что, к слову, ярко проиллюстрировала собственно конференция, которая по форме напоминала скорее собрание клуба единомышленников, чем очередное отраслевое мероприятие.

 

IKSMEDIA.RU готовит публикацию серии материалов с  конференции High-Tech Marketing.

Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!