Рубрикатор |
Статьи |
Николай НОСОВ | 28 октября 2024 |
Цифровой ковчег времени
Цифровые двойники музейных экспонатов сохраняют культурное наследие, повышают интерес к экспозициям, помогают реставраторам и дизайнерам.
Шаг в вечность
Тщательно оберегаемые музеями материальные объекты ушедших эпох не вечны. Даже музеи не дают полной гарантии сохранности — их не обходят стороной пожары, войны и стихийные бедствия. Реставраторы пытаются латать нанесенный временем раны, но не всегда удается выявить первоначальный вид зданий, картин и предметов.
В цифровую эпоху на помощь приходят компьютерные технологии — перенос музейных ценностей в виртуальность, создание их цифровых копий. «Оцифровка музейных коллекций — одна из наиболее насущных задач, стоящих перед музеями во всем мире. Современные технологии позволяют сегодня подарить «вечную» жизнь интеллектуальному наследию человечества», — отметила главный редактор канала IPQuorum Евгения Дорофеева на открытии цифровой экспозиции музея-заповедника «Усадьба Мураново».
Конечно, даже самая совершенная цифровая копия не заменит оригинала, непосредственного контакта с картиной, скульптурой или антикварной вещью, но может стать первой ступенью к знакомству с музейным объектом. Кроме того, позволит создать максимально похожий дубликат, по сути — поместить предмет в «цифровой ковчег времени».
Цифровизация музеев
Использовать компьютеры для музеев начали в середине прошлого века. Первопроходцем стал Роберт Чинхолл, в 1965 г. основавший «Информационный бюллетень компьютерной археологии». Археолог заложил теоретические основы перевода материальных объектов в цифровое пространство с помощью машинного языка.
В нашей стране на практике автоматизированные музейные каталоги первыми начали применять Русский музей и Государственный Эрмитаж. С 1987 г. в России стал формироваться банк данных изображений, в 1994 г. была выпущена первая мультимедийная программа «Из жизни Христа. Евангельский цикл Поленова», которая демонстрировалась в Государственной Третьяковской галерее.
В наши дни мультимедийные технологии используются в большинстве крупных музеев, появились и мультимедийные парки, самый масштабный из которых «Россия — моя история», охватывает 26 городов страны от Южно-Сахалинска до Мелитополя и Луганска. Цифровые технологии задействуются и для самостоятельных экскурсий.
Появление интернета привело к возникновению музейных порталов и сайтов. Уже в 2000 г. Рыбинский музей-заповедник разместил полную базу данных музейных коллекций в онлайн-формате. Без сайта или хотя бы странички в интернете трудно представить не только музей, но и любую выставку. С помощью установленных музейных приложений, наведя смартфон на картину, зритель может получить информацию об истории ее создания и авторе.
В настоящее время в Государственном каталоге музейного фонда России свыше 46 млн объектов культурного наследия. Развиваются методы оцифровки музейных предметов: от привычного фотографирования до фотограмметрии — преобразования сотен фотографий объекта в 3D-модель — и лазерного сканирования LIDAR.
Цифровые двойники
Фотограмметрия и сканирование LIDAR дают пусть высокоточное, но только внешнее изображение, оболочку предмета и не видят внутреннего наполнения конструкции. Недостаток решили исправить сотрудники и студенты РГХПУ им. С.Г. Строганова, которые при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, получившего грант канала IPQuorum и непосредственном участии сотрудников музея реализовали проект создания динамичных и высокоточных 3D-моделей 20 наиболее ценных экспонатов из собрания музея-заповедника «Усадьба Мураново».
Музей-заповедник «Усадьба Мураново»
Сначала пластиковыми штангель-циркулями и бумажными линейками студенты обмеряли и заносили общий вид экспоната в программу AutoCAD. Потом, применяя знания преподавателей об использовавшихся в то время технологиях столярных работ, разбирались с деталями собранной конструкции. Для моделирования сложных резных частей использовались программы SketchUP и Blender, потом в AutoCAD собирался весь проект и на его основе в SketchUP строилась 3D-модель предмета.
Полученные модели в формате SketchUP можно скачать на созданном IPQuorum для музея сайте, где также представлено анимированное видео об экспонатах. Кроме того, модели используются в тачскринах, установленных в помещениях музея. Благодаря цифровому двойнику посетители могут не только осмотреть предмет мебели снаружи, но и виртуально взаимодействовать с ним, например, открывая потайные ящики. По запросу рабочие чертежи предметов в AutoCAD музей может передавать заинтересованным организациям.
Ломберный столик
Среди наиболее интересных оцифрованных предметов — раздвигающийся ломберный столик; несессер с потайными отделениями и сложной механической компоновкой, принадлежавший Евгению Баратынскому; письменный стол Федора Тютчева.
«Риски утраты культурного наследия сегодня очень велики, и существование подобной электронной базы данных в каждом музее станет не только важнейшим фактором расширения возможностей популяризации коллекции, но и существенным дополнением к Государственному каталогу музейного фонда России. Данный проект — пионерский, это первый опыт подобной работы. Надеемся, что в дальнейшем она будет проведена и в других музеях», — отметила Марта Полякова, профессор кафедры музеологии РГГУ.
Цифровые двойники не только сохраняют культурное наследие, но и привлекают внимание к музейным экспозициям, помогают обучать студентов-реставраторов без риска повредить музейные предметы, подсказывают идеи современным дизайнерам. Компьютерные технологии проникают во все сферы жизни, и музейное дело не исключение.