Rambler's Top100
Реклама
 
Статьи
Георгий БАШИЛОВ  21 ноября 2018

Искусство задавать вопросы

Современные технологии анализа данных, а также их объем и качество будут определять конкурентоспособность компаний уже в ближайшем будущем. Игроки на старте.

Ключевыми темами ежегодного форума компании Teradata в этом году стали «Аналитика без границ» и озера данных (data lakes) – цифровая нефть XXI века, подлежащая обработке, очистке и извлечению из нее знаний. Компании рассказывали о своих кейсах, тенденциях и подходах к цифровизации. Для кого-то из них, как, например, для МТС, извлечение знаний и бизнес-аналитика – пока лишь дополнение, незначительная веточка основного бизнеса, кто-то связывает с ними жизнь всерьез и навсегда.

По словам Леонида Ткаченко, директора департамента Бигдата МТС, его команда начинала с тщательного подхода к формированию банка данных, отбирая в него только те данные, которые заведомо пригодятся. По мере накопления опыта подход изменился, и сейчас компания хранит о своих абонентах буквально всю информацию, какую только может собрать, оставаясь в рамках законодательства. Как ожидается, всего через год размеры озера данных МТС, которые сегодня приближаются к 1,5 Пбайт, вырастут почти вчетверо, достигнув 5,5 Пбайт, и для их ранжирования будут использоваться более 5 тыс. метрик.

  

Анализ базы данных московских абонентов МТС, превышающей сегодня 10 млн человек, позволил разбить пользователей на две ключевые для развития бизнеса компании группы: критиков (3,4 млн) и продвиженцев (промоутеров, в терминологии МТС), которых насчитывается 5,1 млн. В каждой из подгрупп выделено по 15 кластеров, для них сформированы индивидуальные правила и подходы к взаимодействию: «персональные» рассылки, адаптированные под каждый из психотипов, «индивидуальные» предложения и т.д. Полученная информация об абонентах используется и для развития сопутствующих бизнесов МТС – например, сервиса по продаже билетов. Проанализировав посещаемые клиентом концерты, компания с высокой вероятностью знает, какие билеты предложить ему в следующий раз, чтобы не получить отказ. Широко используется анализ данных и при работе с персоналом в торговых точках МТС. Например, служба безопасности компании категорически настаивала на том, чтобы павильоны МТС начинали и завершали свою работу в присутствии минимум двух сотрудников. Однако утро и вечер, как правило, -- часы наименьшего наплыва посетителей, и столь непроизводительное расходование людских ресурсов представлялось нерациональным. Благодаря анализу статистики происшествий в этом удалось убедить и службу безопасности: былые ограничения сняты, салон может открыть и закрыть один человек.

Несмотря на все перечисленные возможности, Леонид Ткаченко оценивает вклад проектов Big Data в общий объем бизнеса компании в менее чем 1%. Видимо, масштабирование технологий на другие регионы и умение задавать вопросы и получать на них правильные ответы, которые напрямую зависят от объема и качества накопленных данных, позволят уже в скором будущем значительно увеличить влияние бизнес-аналитики на темпы роста компании. При этом следует иметь в виду, что этими же методами будут пользоваться и конкуренты. Победит искусство?


Стратегия обработки больших данных, как считает Стивен Бробст, главный директор по технологиям Teradata, может быть наступательной или оборонительной. Первая направлена на захват новых рынков, вторая – на удержание захваченных позиций и снижение оттока клиентов (МТС, как нетрудно видеть из упомянутых кейсов, использует обе). Эксперт представил вопросник из 15 пунктов, который, по его словам, позволит определить, какую из стратегий целесообразно использовать на текущем этапе развития компании (подробнее – в рекомендованной Стивеном статье What’s Your Data Strategy ).

Компания General Electric, как рассказал Иван Некрасов, архитектор программного решения GE Digital, планирует использовать опыт, накопленный в обращении с цифровыми двойниками газовых турбин, в совместных проектах с клиентами компании Teradata (в рамках заключенного компаниями соглашения о сотрудничестве). Проекты по цифровизации производства ведутся также в компаниях «Роснефть» и «Норникель».

Георгий Башилов, консультант, iKS-Consulting
Заметили неточность или опечатку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите: Ctrl + Enter. Спасибо!

Продолжение использования сайта пользователем интерпретируется как согласие на обработку фрагментов персональных данных (таких, как cookies) для целей корректной работы сайта.

Согласен